ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приводится по тексту брошюры
"Петербургская школа в 1994-95 году",
выпущенной Центром Педагогической
Информации Комитета по Образованию
Мэрии Санкт-Петербурга, 1994.
1. ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
При формировании районной сети образовательных учреждений необходимо руководствоваться следующими нормативными и методическими документами:
- Закон РФ " Об образовании";
- Конвенция о правах ребенка ("Вестник образования" N 10, 1991 г.);
- Примерное положение о формировании сети учреждений народного образования (Сборник КО N 4, 1992 г.);
- Приказ N 37 от 29.01.94 и Положение о комиссии по формированию сети образовательных учреждений КО мэрии Санкт-Петербурга (КО, 1993 г.);
- Образовательное учреждение как юридическое лицо (Сборник нормативных актов, учредительных документов и договоров, 1993г.);
- Временное Положение о детском дошкольном учреждении ("Вестник образования", N 5, 1991 г.);
- Положение о группе для детей с тяжелыми нарушениями центраной нервной системы "Особый ребенок" ( сборник КО N 8, 1993 г.);
- Положение о санаторном дошкольном учреждении 9группе) для ослабленных и часто болеющих детей (Бюллетень Госкомитета по образованию СССР N 9, 1990г.);
- Информационное письмо КО к "Положению о санаторном дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей" (Сборник КО N 1 1994 г.);
- Примерное положение о порядке организации и функционировании групп кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении (Сборник КО N 1, 1994г.);
- Методические рекомендации по передаче ведомственных дошкольных учреждений (Санкт-Петербург, 1993г.);
- Примерное положение о сменной средней общеобразовательной школе (Сборник КО N 6, 1992г.);
- Положение о классах компенсирующего обучения в школах Санкт-Петербурга (Сборник КО N 1, 1991г.);
- Дополнение к примерному положению о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных школах (Сборник КО N 2, 1994г.);
- Инструктивное письмо МО РФ N 30_95_6 от 09.09.92г. "Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях" (Приложение к приказу МО РФ N 333 от 08.09.92г.);
- Положение о классах компенсирующего обучения при ВСШ (Сборник КО N 2, 1992г.);
- Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей в Российской Федерации (МО РФ, 1993 г.);
- Материалы коллегии от 17.02.94 "Перспективы развития опытно-экспериментальной работы школ"(Сборник КО N12, 1993г.);
- Правила предоставления платных услуг в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, 1994г.;
- Опытно-экспериментальная работа в развивающейся школе: подходы, проблемы, поиск (научно-методические рекомендации, Санкт-Петербург, 1993г.).
Помимо указанных готовятся к изданию пакеты документов по лицензированию и аттестации государственных, муниципальных образовательных учреждений.
Планирование сети заключается в определении типов и видов образовательных учреждений в соответствии с потребностями населения, в уточнении необходимого количества и месторасположения данных учреждений. Планируемая сеть должна соответствовать программе развития районной образовательной системы. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что число образовательных учреждений, реализующих гимназические программы и программы углубленного изучения различных предметов, должны соответствовать запросам населения и возможностям учащихся. Следует иметь в виду, что определенная часть населения предпочитает обучать своих детей по базовым программам.
В основе планирования сети образовательных учреждений должны лежать социологические данные по результатам изучения желания родителей и результаты педагогического анализа возможностей обучающихся, их склонностей, способностей, состояния здоровья и жизненных планов. Формирование сети должно обеспечить благоприятные условия для обучения и воспитания всех категорий учащихся.
В Санкт-Петербурге существуют следующие типы государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, имеющих определенный набор принятых к реализации образовательных программ:
Тип и вид образовательного учреждения определяется совокупностью принятых к реализации в нем образовательных программ.
- дошкольные (общеразвивающие; ухода, присмотра, оздоровления; компенсирующие; комбинированные; в т.ч. учебно-воспитательные комплексы "Детский сад-школа"; центры эстетического воспитания, творческого развития личности, физкультурно-оздоровительные, интегрированного воспитания, консультативно-практические и др.);
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования),в т.ч. школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, школы-гимназии, общеобразовательные лицеи, территориальные учебно-педагогические комплексы и др. Образовательное учреждение может иметь статус экспериментальной площадки, который носит временный характер и присваивается на период эксперимента;
- учреждения дополнительного образования (дворцы, дома творчества юных; экологические, эстетические, технические центры; детские спортивные школы, специализированные спортивные школы и клуб физической подготовки);
- специальные (коррекционные) для детей с нарушением в развитии (с недостатками слуха, зрения, речи; с нарушениями интеллекта; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития);
- центры трудового обучения и профориентации (ШУПП, МУПК, центр школьной информатики).
Присвоение учреждению статуса экспериментальной площадки осуществляется тем органом управления образованием, в структуре которого экспертный совет принял положительное решение по итогам первичной экспертизы. Временный статус еще не означает изменения вида образовательного учреждения и не дает ему права на смену вывески, замену печати и не отражается в статистической отчетности района.
Присвоение экспериментальной площадке статуса гимназии, лицея осуществляется Комитетом по образованию в рамках аттестации образовательных учреждений по итогам проведенных экспертиз. Решение о присвоении нового статуса принимается комиссией по формированию сети до 1 июня текущего года; данное решение дает право образовательным учреждениям на смену печати и изменение в статотчетности.
Организационно-правовая норма и статус образовательного учреждения фиксируется в его Уставе. Образовательное учреждение приобретает права юридического лица с момента регистрации Устава.