ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приводится по тексту брошюры
"Петербургская школа в 1994-95 году",
выпущенной Центром Педагогической
Информации Комитета по Образованию
Мэрии Санкт-Петербурга, 1994.
II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Нормативные и методические документы:
- Образовательные стандарты Петербургской школы (редакция 1993г. и 1994г.);
- Об утверждении Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ N 237 от 07.06.93г. (Сборник КО N 1, 1994г.);
- О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации. (Письмо МО N 47/20-11 от 19.03.93г.);
- О преподавании основ безопасности жизнедеятельности. (Информационное письмо КО, 1994г.);
- Программа воспитания (Петербургская концепция) 1993г. Авторский коллектив под руководством д.п.н.Колесниковой И.А.;
- Программа воспитания и обучения в детском саду (Москва, 1984г.);
- Методические рекомендации, ориентиры и требования к обновлению содержания в дошкольных учреждениях (Вестник образования #12, 1991г.);
- Сборник авторских программ и проспектов, пособий к ним педагогов учреждений дополнительного образования , Санкт-Петербург (1993г.,1994г.).
Понятие образовательной программы введено Законом "Об образовании", в ст. 9 которого указывается: "Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности".
Образовательная программа включает в себя: учебный план, соответствующий учебному плану набор учебных программ, описания избранных технологий педагогического процесса; указание необходимых условий реализации образовательной программы. Образовательную программу следует рассматривать как основу создания различных образовательных маршрутов для учащихся в условиях данного образовательного учреждения. Необходимо различать понятия "образовательная программа" и "учебная программа".
Учебная программа - документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образованности.
Перечень вариантов образовательных программ к 1994-1995 учебному году можно представить в виде таблицы по возрастным группам, исходя из принципов их преемственности (табл. 1).
Образовательное учреждение в своем уставе фиксирует перечень тех образовательных программ, которые принимаются советом данного учреждения к реализации, при этом указывается тот орган (организация) образования, которым одобрены данные образовательные программы.
Образовательные программы могут быть разработаны как центральными организациями (НИИ РАО) и одобрены Министерством образования (РГПУ им.Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства и др.) и одобрены методическими службами, городским или районными экспертными советами. Следует иметь в виду, что гимназические, лицейские и коррекционные программы должны быть одобрены экспертным советом или научно-методическим советом по специальной педагогике при Комитете по образованию.
Изменение образовательных программ (или их перечня) образовательное учреждение допускает только в случае изменения (уточнения, конкретизации) задач образовательного учреждения, сформулированных учредителем.
В детских дошкольных учреждениях наряду с традиционной "Программой воспитания и обучения в детском саду" используются: программа РГПУ им. Герцена "Детство"; руководство по воспитанию в детском саду "Радуга" НИИ общего образования МО РФ; апробируется программа НИИ дошкольного воспитания АНН "Развитие" Л.А.Венгера; научно-методическая система Н.М.Крыловой и В.Ш.Ивановой "Детский сад - дом радости".
Основой объективной оценки уровня образования выпускников являются образовательные стандарты, которые определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Комитет по образованию в настоящее время в рамках перехода к образовательным стандартам организует работу по созданию критериев и методов оценки степени подготовленности обучающегося с учетом достижения им уровня образованности, соответствующего собственному личностному потенциалу.
Итоги этой работы будут опубликованы в отдельном сборнике.
Учебные планы любого образовательного учреждения должны соответствовать базисному учебному плану Санкт-Петербургской школы и выбранным образовательным программам.
Педагогический коллектив, отдельные педагоги имеют право на педагогически обоснованную свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов.
Исходя из условий и особенностей учреждения, педагог имеет право вносить изменения в типовые учебные программы и программы воспитания.
В зависимости от количества и значимости вносимых изменений модифицированные (нетиповые) программы могут быть скорректированными (усовершенствованными), экспериментальными и авторскими.
Все учебные программы после соответствующего согласования и рассмотрения в обязательном порядке утверждаются педагогическим советом образовательного учреждения.
Учреждениям дополнительного образования Комитет по образованию рекомендует для научно-технических,художественных, биолого-экологических,туристко-краеведческих детских объединений сборник авторских программ педагогов учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, изданный в январе 1994 г. Городским дворцом творчества юных.
Комитет по образованию осуществляет обеспечение образовательных программ учебной литературой по следующим направлениям:
- базовые учебники издательства "Просвещение" по основным курсам (основные, пробные,параллельные) доставляются учебным коллектором в образовательные учреждения по предварительным заявкам РОУНО;
- альтернативная учебная литература, обеспечивающая новые курсы, подбираются через центр педагогической информации по результатам работы с образцами и с использованием базы данных по учебным пособиям, изданным в Санкт-Петербурге и других территориях;
- региональные учебные пособия, подготовленные к изданию центром педагогической информации С.-Пб ГУПМ с привлечением издательств Санкт-Петербурга, распределяются по заявкам образовательных учреждений.
Варианты образовательных программ.
Таблица 1
. Ступени обучения, возраст Варианты программ дошкольное образование,3-7 лет 1-3/4 кл. 7-9/10 лет. 5-7 классы 10/11-12 лет 10-11(12) классы 15-17 лет 1.Базовая (основная) x x x x 2.Компенсирующая, в том числе для детей с ослабленной мотивацией к массовой школе. не предусмотрено x x не предусмотрено 3.Медико-педагогическая:
а)для ослабленных и часто болеющих детей;x x x x б)коррекционная (для детей, нуждающихся в коррекции нарушений физического и умственного развития) x x x предусмотрено по отдельным медицинским показаниям. 4.Углубленного изучения отдельных предметов или образовательных областей. по отдельным направлениям x x 5.Гимназическая не предусмотрено прогимназия x x 6.Лицейская не предусмотрено x 7.Индивидуального обучения (по базовой программе). x x x x ПРИМЕЧАНИЕ: при 3-х летнем обучении в старших классах средней школы (10-12 кл.) рекомендуется использовать базовую программу.
Основные признаки учебных программ и порядок их согласования
Табл. 2
Виды учебных программ Основные признаки Кто согласует, где рассматривается Скорректированные (усовершенствованные) 1. Незначительные изменения в распределении числа часов по сравнению с типовой программой.
2. Изменение в отборе материала по отдельным темамМетодические объединения образовательного учреждения, районные методисты РМК Экспериментальные Изменения в отборе тем, порядке их изучения, целях изучения предмета Кабинеты и кафедры УПМ, районный экспертный совет Авторские Программы по предметам, изучаемым по выбору (типовые) программы отсутствуют) Секция содержания образования Экспертного совета при Комитете по образованию