ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приводится по тексту брошюры
"Петербургская школа в 1994-95 году",
выпущенной Центром Педагогической
Информации Комитета по Образованию
Мэрии Санкт-Петербурга, 1994.


 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

Организационно-экономической и правовой основой развития производственного обучения является "Положение о производственном обучении и производственной практике учащихся учреждений начального профессионального образования Российской Федерации, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительного комплекса", утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации N 134 от 12.04.93 г.

Основная задача производственного обучения - формирование, закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков учащихся по осваиваемой профессии (группе профессий).

Главным требованием производственного обучения учащихся является усвоение содержания учебных программ, создание условий для освоения учащихся прогрессивной технологии, экономических методов хозяйствования и в конечном счете - адаптация к новым условиям рыночной экономики.

В процессе реализации этой задачи учебные заведения организуют учебно-производственную деятельность.

Основным признаком учебно-производственной деятельности, отличающим ее от различного вида инициативных работ, проводимых коллективами профессиональных учебных заведений, является участие в ней учащихся, на долю которых должно приходиться не менее 40% стоимости выполненных работ, произведенной продукции в учебно-производственных мастерских. В 1994 году предстоит изготовить изделий производственно-технического назначения, товаров широкого потребления, оказать платных услуг населению на сумму свыше 1 млрд. рублей.

В ходе интенсификации учебно-производственной деятельности должны расширяться кооперативные и технологические связи с предприятиями и оргаНеобходимо развивать долгосрочные договорные взаимоотношения по выпуску сложной продукции, удовлетворяющей требованиям методики производственного обучения.

Переход экономики к рыночным условиям требует постоянного совершенствования хозяйственно-экономического механизма деятельности учебных заведений, который должен быть максимально адаптирован к рыночным условиям, должен стимулировать учебно-производственную деятельность и экономические показатели.

Особое внимание педагогические коллективы должны уделять заключительному этапу процесса подготовки специалистов и квалифицированных рабочих - производственной практике.

Основная задача производственной практики - закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных навыков и умений учащихся по изучаемой профессии, продолжение формирования профессионального мастерства по выполнению сложных видов работ, освоение современного оборудования, техники, средств механизации и автоматизации производственных процессов, овладение высокопроизводительными методами труда, адаптация учащихся к конкретным производственным условиям.

Содержание производственной практики определяется программами, разработанными учебными заведениями совместно с предприятиями (организациями) - заказчиками кадров, учитывающими конкретные производственные условия и специфику осваиваемой профессии.

Учащиеся направляются на производственную практику только после изучения содержания учебных программ теоретического обучения, отработки соответствующих тем программы обучения, изучения условий безопасного выполнения всех видов работ, предусмотренных программой, прохождения всех этапов обучения в учебных мастерских и лабораториях, после прохождения аттестации на начальный уровень квалификации по всем осваиваемым профессиям и сдачи экзамена или зачета по охране труда.

Учебное заведение совместно с организацией (предприятием) должно заранее определить объекты производственной практики (обучения), согласовать сроки ее проведения, составить графики перемещения учащихся по рабочим местам с таким расчетом, чтобы каждый учащийся имел возможность научиться самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные учебной программой производственного обучения или производственной практики и соответствующей характеристикой тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

Большая организационно-педагогическая работа должна быть проведена на завершающем этапе производственной практики - выполнение учащимся квалификационных (пробных) работ.

Перечень и содержание квалификационных (пробных) работ разрабатывается мастером производственного обучения под руководством старшего мастера учебного заведения и согласовывается с руководителем организаций (предприятий) - заказчиками рабочих кадров. Содержание квалификационных работ должно соответствовать требованиям квалификационных характеристик соответствующего разряда (класса), которым должен обладать выпускник профессионального учебного заведения.