ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приводится по тексту брошюры
"Петербургская школа в 1994-95 году",
выпущенной Центром Педагогической
Информации Комитета по Образованию
Мэрии Санкт-Петербурга, 1994.
5. О МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ.
Основными задачами методической работы являются:
- повышение профессионально-педагогического мастерства инженерно-педагогических работников учебного заведения;
- развитие педагогического творчества преподавателей и мастеров производственного обучения;
- совершенствование содержания форм, методов и средств обучения, обеспечение их органического единства;
- обеспечение предметов рабочей учебно-программной документацией, учебной и методической литературой, дидактическими средствами обучения;
- содействие в использовании в учебно-воспитательном процессе научно-прикладных разработок, передового педагогического и производственного опыта.
Общее руководство методической работой в профессиональном учебном заведении осуществляет директор или, по его поручению, заместитель по учебно-методической работе.
Методическая работа в профессиональном образовательном учреждении осуществляется в коллективной и индивидуальной формах.
Коллективная форма реализуется через работу методических комиссий. Они создаются в училище (лицее) при наличии трех и более преподавателей или мастеров производственного обучения по соответствующей учебной дисциплине. Преподаватели родственных дисциплин могут объединяться в цикловые или межпредметные комиссии.
Руководство работой методической комиссии осуществляет ее председатель, избираемый из числа наиболее опытных и квалифицированных преподавателей (мастеров производственного обучения).
Содержание, формы и методы работы методических комиссий выбираются ими самостоятельно, исходя из конкретных условий.
Для участия в работе комиссий могут привлекаться работники научно-методического центра Комитета по образованию, других научных учреждений, высших и средних специальных учебных заведений.
План работы комиссий составляется, как правило, на учебный год и входит в сводный план работы профессионального образовательного учреждения.
В функции методических комиссий входит:
- разработка тестовых заданий для контроля за качеством профессионального обучения;
- оказание помощи начинающим преподавателям и мастерам производственного обучения;
- анализ учебно-программной документации, внесение необходимых корректив в учебные программы;
- внедрение новых информационных технологий, основанных на использовании вычислительной техники.
Индивидуальные формы методической работы реализуются через самообразование инженерно-педагогических работников путем самостоятельного изучения научной, методической, педагогической и другой специальной литературы. К индивидуальным формам относится обучение и аспирантуре и соискательство.
Результатом индивидуальной методической работы инженерно-педагогических работников является создание методического оснащения по учебному предмету, разработка методических рекомендаций, дидактических материалов и других средств обучения.
Организационным центром методической работы учебного заведения является учебно-методический (педагогический) кабинет. Работу учебно-методического кабинета организует заведующий кабинетом (методист). Кабинет работает в тесном сотрудничестве с Учебно-методическим центром Комитета по образованию.
Основные функции учебно-методического кабинета:
- организует мероприятия по повышению педагогической и методической квалификации инженерно-педагогических работников;
- проводит групповые и индивидуальные консультации по вопросам организации и методики обучения и воспитания учащихся;
- содействует внедрению результатов научных исследований;
- оказывает помощь преподавателям и мастерам производственного обучения в подготовке докладов и выступлений на научно-практических конференциях.
В учебно-методическом (педагогическом) кабинете концентрируются, систематизируются и экспонируются в целях оперативного использования нормативные и инструктивные материалы, учебная документация и методическая литература.
Необходимо совершенствовать библиотечно-библиографическую работу в учреждениях профессионального образования на основе проведения единой политики в области содержания и материально-технического оснащения библиотек, реализации городских и республиканских программ развития единой библиотечно-библиографической сети учреждений образования.
Научно-методическое руководство и координация деятельности библиотек возложена приказом Комитета по образованию N 28 от 27.01.93 г. на городской координационный Совет библиотекарей профессиональных учебных заведений (председатель Совета - Воронцова Б.Х., ПТУ N 84).