Приводится по тексту брошюры:
"Образовательные стандарты Санкт-Петербургской школы.
Экзаменационные материалы по общеобразовательным
предметам, разработанные городской экзаменационной комиссией
в 1993/94 учебном году"

ПЕТЕРБУРГСКИЙ СТАНДАРТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


1. Пояснительная записка

В соответствии с концепцией Петербургского образовательного стандарта и Программой социально-экономического образования школьников Санкт-Петербурга предлагается два модуля экономического образования школьников в контексте варианта 3 образовательных программ 5-7 классов и вариантов 3-4 образовательных программ 8-9 классов (см. сборник "Образовательные стандарты Петербургской школы", редакция 1993 г.). Два модуля подразумевают создание двухуровневой системы экономического образования: базовый и повышенный уровни, которые в проектных модулях названы соответственно модуль СЭО и модуль ЭКО.

Введение курсов "Социально-экономическое образование" (СЭО) имеет две целевые установки: социализацию и социальную адаптацию учащихся. Под социализацией следует понимать усвоение индивидом системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Под социальной адаптацией понимается активное освоение личностью или группой новой для них социальной среды.

Модуль СЭО подразумевает сквозное социально-экономическое образование с 5 по 9 классы с целью подготовки учащихся к жизни в условиях становления рынка в России.

Модуль ЭКО подразделяется на два подмодуля, первый из которых (8-9 классы) имеет цельюдать начальные экономические понятия и подготовить учащихся к жизни в условиях становления рыночных отношений в России, а второй (10-11 классы) - дать допрофессиональную или начальную профессиональную экономическую подготовку.

При проведении занятий в 5-9 (модуль СЭО) предусматривается поурочная система с включением в программу деловых и имитационных экономических (ролевых, настольных, компьютерных) игр. При проведении занятий в 10-11 классах может быть использована лекционно-семинарская система с проведением учебно-научных конференций, а также деловых игр.

Оценка знаний учащихся может проводиться как по обычной школьной системе, так и через систему тестирования, экономических диктантов, сочинений (изложение), словарно-понятийных диктантов и т.д.

Для учащихся 11 классов, изучающих курс "Экономика" (модуль) формой конечного контроля является экзамен по выбору (для школ с допрофессиональной подготовкой) или обязательный экзамен (для школ с начальной экономической подготовкой). Обязательный экзамен сдается независимой городской экзаменационной комиссии с обязательным включением представителей организации, выдающей сертификат о начальной профессиональной подготовке.

В школах, где проводится углубленный курс экономики (начальная профессиональная подготовка), могут дополнительно вводиться курсы отдельных экономических дисциплин (маркетинг, менеджмент, экономическое законодательство, бухгалтерский учет и т.д.). В этом случае может быть проведен комплексный экзамен по нескольким дисциплинам.

Выпускной экзамен может проводиться по билетам, в форме тестов и тестовых заданий, также в форме защиты рефератов или курсовых проектов.

В билеты по курсу "Экономика" включаются два теоретических вопроса и расчетная задача.

Экзамен по тестам состоит из двух тестов и тестовых заданий. Тесты могут включать 15-30 вопросов; тестовое задание может состоять из 4-8 пунктов, включающих расчетные задания и вопросы. При тестировании время, отводимое на ответы, не должно превышать 1 минуты на вопрос теста. На каждое тестовое задание должно отводиться 10-15 минут.

Билеты, тесты и тестовые задания (типовой вариант) разрабатываются лабораторией СЭО ЦРАО КО и утверждаются на заседании секции экономического образования экспертного совета Комитета по образованию. Изменения школьных билетов и тестов согласуются с секцией экономического образования. Задания к билетам составляются учителем и утверждаются на педагогическом совете школы с обязательным представлением в лабораторию СЭО ЦРАО КО.

Типовой вариант билетов планируется разработать до 1 февраля 1995 года. Тесты и тестовые задания высылаются школам по их запросам, тиражирование тестов выполняется школой за сутки до экзамена в присутствии члена независимой экзаменационной комиссии.

---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su