Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту сборника,
выпущенного Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, 1995.

" РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ"
РАЗДЕЛ I "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ "

Авт. коллектив: А.П.Тряпицына, докт.пед.наук
Н.И.Роговцева, канд.пед.наук
В.В.Шапкин, докт.пед.наук
Н.М.Мышинская, канд.пед.наук
Э.Е.Фейгина, канд.пед.наук

Научный руководитель - доктор пед.наук,
проф. Тряпицына А.П
Составитель - В.О.Иванова

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОЙ,ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.

Основные характеристики петербургской школы - ориентация на высокие профессиональные результаты педагогов и, главное, на обеспечение успеха каждого ученика в различных областях школьной жизни. Необходимыми условиями реализации этих особенностей петербургской школы являются разработка и внедрение образовательных программ.

Основу разработки образовательных программ составляют теоретические положения, определяющие роль системного деятельностного подходов в решении педагогических проблем: философские и психологические идеи о сущности развития человека, культуро- и социосообразности образования; результаты психолого-педагогических исследований в области проектирования содержания образования, индивидуализации и дифференциации обучения в общеобразовательной школе, а также результаты исследований и обобщенный опыт экспериментальной работы школ Петербурга.

Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу как "индивидуальный маршрут" ученика в образовании, отражающий его интересы, возможности, потребности.

Разработчики образовательных программ, педагоги, участвовавшие в общественной экспертизе материалов данного сборника, обращают внимание на тот факт, что образовательная программа рассматривается ими как действенный механизм реализации прав ребенка. Поэтому дальнейшая разработка и коррекция предложенных материалов должна, по мнению авторов, строиться с учетом Конвенции о правах ребенка (например, ст.8, декларирующей право ребенка на сохранение своей индивидуальности; ст.3, утверждающей необходимость первоочередного внимания обеспечению интересов ребенка; ст.28 и 29, ориентирующих общество на развитие различных форм образования в интересах развития личности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей в полной мере).

Образовательная программа раскрывается через нормативный текст, определяющий:

Рекомендация выбора и способа реализации образовательной программы требует сложной и чрезвычайно вдумчивой работы педагога. В этой работе важное место занимает педагогическая диагностика, которая проводится в целях повышения результативности педагогического процесса за счет глубокого анализа педагогами, психологами,медиками, валеологами причин успеха/неуспеха ученика в освоении образовательной программы, путей создания максимально комфортных условий для самореализации каждого ученика.

Рекомендация выбора программы дальнейшего обучения осуществляется педагогами совместно с родителями, учеником. Необходимо отметить, что в процессе освоения выбранной образовательной программы ученик имеет право заменить образовательную программу по согласованию с педагогическим советом школы.

За рекомендацию выбора образовательной программы и ход ее реализации в интересах ребенка ответственность несет педагогический совет школы во главе с директором.

Основой классификации представленных ниже образовательных программ являются определенные в результате психолого-педагогических исследований условия успешности обучения и самореализации ребенка в каждом возрасте.

Предлагаемая совокупность образовательных программ является открытой и может быть дополнена другими программами, разработанными в ходе инновационной преобразовательной педагогической практики петербургских школ в целях создания наиболее благоприятных условий для самореализации каждого ученика.

---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su