Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
брошюры, выпущенной кафедрой педагогики и Центром базового
педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена. 1994

БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
(материалы к учебной программе)

Автор-составитель: Е.И.Казакова
Научный редактор: З.И.Васильева

Тема 2: ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ

В чем состоит проблема?

Нам предстоит разобраться в той удивительной стороне человеческого - Я, которая ведет нас по жизни, помогая выбирать единственный путь. в данном случае речь пойдет - об образовательно-профессиональном пути. То есть - об ответе на вопрос: "Какое образование Я хочу получить? Какой профессией овладеть? И как это сделать?"

Первое понятие, с которым нам следует познакомиться - Ориентация. Ориентация личности - это сложная характеристика. Происхождение термина тесно связано с житейским смыслом слова Ориентир. В "Современном словаре иностранных слов" слово "ориентир" определяется как "отдельный предмет на местности (дерево, дом и т.п.) или рельеф местности, с помощью которого легко определить свое местонахождение, ориентироваться. Отсюда - тот же словарь толкует "ориентацию" как "1) определение своего местонахождения; 2) умение разобраться в окружающей обстановке; осведомленность в чем либо; 3) направленность деятельности, определяемая интересами кого-, чего-либо...".

["Современный словарь иностранных слов" (М., "Русский язык", 1993, с.429)]

В педагогической литературе мы будем встречаться со следующими словосочетаниями: ценностные ориентации личности и общества, профессиональные ориентации, нравственные ориентации, ориентации на образование (труд, успех и т.Д.). Что означают все эти понятия? Не вдаваясь в детальный теоретический анализ, отметим, что ориентация - это сложное личностное (или общественное) образование, представляющее из себя взаимосвязь нескольких компонентов.

Что означает -"человек ориентирован на получение образования в Педагогическом Университете"? В первую очередь - он понимает,что такое Педагогический Университет и что такое Образование в Педагогическом Университете. Во-вторых, он хочет получить это образование. И, в-третьих, он активно действует в направлении обретения этого образования. Это и есть три компонента ориентации: "знаю", "хочу" и "делаю"; или, на языке науки: когнитивный, мотивационный и поведенческий компоненты. Ориентация не является чем-то застывшим, присущим нам раз и навсегда. У человека может быть много ориентаций, они приобретаются и исчезают с течением жизни. Так - увлечение определенным типом литературы (детективы, фантастика, "дамские романы" и т.д.) - это литературные ориентации; увлечение спортом - спортивные. Но, согласитесь, нельзя увлекаться тем, чего ты совсем не знаешь. Знание в ориентации необходимый компонент, но и оно тоже развивается: сначала - оно выступает в форме первого знакомства с предметом, по отношению к которому возникают положительные или отрицательные мотивы ( Мне это очень нравится, или, извините - не распробовал, или, это совсем мне не подходит). Следующий шаг - "знание подтверждение" - по мере знакомства с предметом человек убеждается, что его первоначальный выбор был правильным, укрепляется желание действовать в заданном направлении. Новый этап - действие, в ходе которого развивается самооценка и прогноз будущих действий. Эта весьма условная схема (в реальной жизни трудно выделить последовательность этапов, многие шаги совершаются одновременно) может дать представление о динамичности ориентации как личностной характеристики. Именно поэтому многие исследователи подчеркивают прогностическую сторону ориентации, ее устремленность в будущее.

Говоря о личностных ориентациях наших студентов, попробуем выделить конкретную область - выбор образовательно-профессионального пути. Мы уже знакомились с понятием - Университетское образование. В данном случае - это конкретно образовательно-профессиональный путь. В каком случае мы будем говорить о том, что тот или иной человек обладает устойчивой ориентацией на получение подобного образования?

ЗАДАНИЕ 5.

Опишите структуру своего знания об Университетском педагогическом образовании.

Где еще в нашем городе можно получить близкое по типу образование?

В каких профессиональных сферах сможет работать человек, окончивший полный курс нашего Университета?

Где можно получить образование, необходимое для педагогической деятельности?

После обсуждения этих вопросов попробуем разобраться с проблемой мотивации. Что приводит человека к решению поступать в Педагогический Университет? Желание получить универсальное образование? Традиции? Низкий конкурс и большие льготы - при общем стремлении получить вузовский диплом? Любовь к педагогической профессии? А что представляет из себя эта любовь. Чего здесь больше - интереса к предмету? детям? себе в социальной деятельности? Или это - пример учителя вдохновил вас на подобный шаг? а может быть вы с детства любите делиться с другими своим опытом?

ЗАДАНИЕ 6.

Проведите микроисследование. Сформулируйте гипотетическое предположение о мотивах выбора студентами-первокурсниками нашего Университета. Затем опросите своих однокурсников о причинах, побудивших их выбрать образование в Педагогическом Университете. Совпали ли результаты исследования и ваша гипотеза? Почему?

ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ.

  1. Какую мотивацию вы бы назвали идеальной для выбора Университетского образовательного пути?
  2. И еще одна проблема, обсуждение которой очень значимо для нас. Как быть с человеком, который очень значимо для нас. Как быть с человеком, который в своем выборе руководствовался отнюдь не "правильными" мотивами? Например, пошел в Университет, чтобы переждать время, проще говоря - от отсутствия каких либо желаний. Можно ли с уверенностью сказать, что его пребывание в университете бессмысленно и что хороший педагог из него никогда не получится?

Маленькая подсказка - обратите внимание на динамизм всех составляющих ориентации.

И последний вопрос для обсуждения - о роли активности студента в формировании собственных образовательно-профессиональных ориентаций. Один из важнейших законов, который нам предстоит изучить в курсе педагогики, говорит о прямой зависимости между развитием человека и аго активностью. В контексте нашей проблемы - это зависимость ориентации от активности в учебно-педагогической деятельности. Говорят, что в нашем Университете можно получить два типа образования: "хорошее" и "плохое". Хорошее получит тот, кто на образовательном пути будет действовать максимально осознанно и энергично. Плохое - получит каждый, кому более близок образ "лежачего камня". Выбор - дело добровольное, зависящее от конкретных личностных и групповых ориентациях.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

Что такое ориентация?

Образовательно-профессиональная ориентация?

Можно ли управлять формированием мотивации выбора образовательно-профессионального пути?

Какова роль активности студента в овладении образованием и профессией?

---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su