Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
брошюры, выпущенной кафедрой педагогики и Центром базового
педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена. 1994

БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ (материалы к учебной программе)

Автор-составитель: Е.И.Казакова
Научный редактор: З.И.Васильева

Тема 3. ПРОФЕССИЯ - ПЕДАГОГ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ.

В чем состоит проблема?

Человек в своей жизни играет множество ролей. Среди его социальных ролей - одна из наиболее значимых, роль - производителя, созидателя новых общественно-значимых ценностей, роль профессионала. Даже самый обощенный классификатор профессий содержит сотни наименований. А профессию необходимо выбрать одну, желательно на всю жизнь. Не случайно народная мудрость гласит: "Счастье - это, когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с любовью возвращаешься домой". Вопрос о правильном выборе профессии, таким образом, вопрос о половине человеческого счастья.

Что необходимо знать о мире профессий для того, чтобы осуществить верный выбор? Что необходимо знать о себе? Именно на эти вопросы нам и предстоит ответить.

Еще из школьного курса студентам известно, что существует достаточно широко распространенная типология профессий (автор Е.А.Климов). В ней выделяются пять групп профессий: типа "человек - природа", "человек - техника", "человек - искусство", "человек - знаковая система", "человек - человек". Педагогическая профессия принадлежит к последней группе.

Группа профессий "человек - человек" одна из самых широких. Она объединяетпрофессии, в которых контакт человека с человеком является наиболее существенным признаком (при исчезновении этого контакта теряется всяческий смысл в деятельности). К этой группе относятся: психологи, социальные работники, врачи, продавцы, журналисты, менеджеры самых различных производств и многие другие.

ЗАДАНИЕ 7.

Проведите своеобразный аукцион. Кто больше назовет профессий, принадлежащих подгруппе "человек - человек". На втором этапе работы попробуйте описать основное назначение этих профессий.

Одним из самых дискуссионных вопросов в области исследования педагогической деятельности является вопрос о педагогическом призвании. Можно ли говорить о том, что один человек более пригоден к этой профессии, чем другой? Педагогическая профессия одна из старейших в мире. С первых дней становления человечества возникла необходимость в передаче подрастающему поколению опыта, накопленного предшествующим. Первоначально этот процесс носил стихийный, подражательный характер. по мере усложнения передаваемого материала возникла необходимость в специальной подготовке тех, кто организует обучение. Так возникла профессия, но тем не менее, никуда из общественной жизни не исчезло семейное воспитание, общественное воспитание, стихийное и случайное образование детей и юношество. Как и ранее - почти все общество занимается своеобразной педагогической деятельностью. Педагогический компонент присутствует в любой управленческой структуре; педагогическую функцию, в том числе, реализует искусство; педагогами-воспитателями становятся врачи, журналисты, режиссеры. Педагогическая деятельность превращается, скорее в атрибут общечеловеческой культуры; педагогической профессиональной деятельностью занимается значительная часть общества. Может ли массовая профессия опираться на единичное призвание? Или этой деятельностью может заниматься любой? Специалисты утверждают, что с уверенностью можно назвать только одно противопоказание - отсутствие желания работать с людьми, сосредоточенность только на собственном Я ил на его реализации в материальной или духовной культуре.

Современная образовательная парадигма, на основании которой строится современная система образования предлагает еще одно понимание сущности педагогической профессии. Педагогическая профессия в этом варианте выступает в качестве одной профессии из множества профессий сферы услуг. Ведущая идея современного этапа развития системы образования связана с идеей предоставления обществу образовательных услуг. У каждого человека в отдельности и у общества в целом имеются образовательные потребности, развитые в разной степени. Законы построения бизнеса говорят - если есть потребности, должна быть сфера услуг, их удовлетворяющая. Педагог и выступает в качестве основного представителя сферы образовательных услуг. При этом, под образованием мы будем понимать процесс передачи опыта от поколения к поколению в целях его сохранения и развития. (В ходе изучения курса "Основы педагогических теорий" нам предстоит уточнить это толкование).

Возможно в рамках новой образовательной парадигмы возникнет иное толкование роли и места педагога в обществе, тем более, что во все времена подчеркивалась особая функция педагога как человека живущего в сегодняшнем дне ради процветания дня завтрашнего.

ЗАДАНИЕ 8.

Проведите небольшое исследование. Опишите образовательные услуги, в которых нуждается (или нуждалась) ваша семья.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

Каков отличительный признак группы профессий типа "человек-человек"?

Каков характер распространения педагогической деятельности в мире?

Что такое образовательные услуги?

Почему о педагогической деятельности говорят как о деятельности, проектирующей будущее?

---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su