Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
брошюры, выпущенной кафедрой педагогики и Центром базового
педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена. 1994

БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
(материалы к учебной программе)

Автор-составитель: Е.И.Казакова
Научный редактор: З.И.Васильева

Тема 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ. ОБРАЗ "МАСТЕРА" В ПЕДАГОГИКЕ.

В чем состоит проблема?

При анализе темы "ориентация" мы уже говорили о формировании личностной мотивации. При изучении фундаментального курса психологии студенты будут иметь возможность исследовать всю систему человеческих потребностей. Для нас сейчас важно то, что потребности имеются у каждого человека: физиологические, потребности в безопасности, в самореализации, в общении и т.д.

Наиболее упрощенная модель формирования человеческих мотивов может быть описана с помощью слова "осознание" - в этом плане "осознанная потребность - есть мотив". В этом понимании важно то, что потребности людей диктуют их поведение. Однако, одни и те же потребности могут удовлетворяться по разному. То, какой именно будет деятельность, вытекающая из конкретного мотива, определяется целью. На базе одних и тех же мотивов могут формироваться совершенно различные цели и наоборот.

Рассмотрим пример. Человек ощущает потребности как некоторое беспокойства (неудовлетворенность). Осознание потребности говорит о чувстве голода. Каковы будут дальнейшие действия человека? Это зависит и от исторических и культурных традиций общества, в котором живет человек и от его индивидуальных особенностей, и от специфики ситуации.

Вообще говоря - цель представляется человеку в двух видах: образе идеального результата и планируемом уровне достижения. "Сошью костюм - как у кинозвезды. Да, но откуда взять денег, да и фигура у меня - не шедевр. Сошью что-нибудь простенькое."

Все эти рассуждения имеют непосредственное отношение к предмету нашего анализа.

На базе потребностей формируются мотивы и уже в формировании мотивов играют роль процессы познания. Знания человека и его первоначальные ориентации помогают ему поставить цель. Цель и сформированные ориентации диктуют характер дальнейшей активности.

У каждого студента, наверняка, имеется то или иное представление об образе " идеального педагога". Образ Мастера приходит к нам со страниц книг, обретается в личности любимого учителя, конструируется самостоятельно на базе отрицания негативных черт. Идеальный педагог, Педагог-мастер это тот человек, у которого хочется учиться, ему стремишься подражать. Но тут в дело вступает вечное "но" - уровень притязания. "Конечно - хорошо быть Мастером, но это не для меня. Да и профессия массовая, не всем же быть Мастерами. А значит - особо стараться не стоит" Логика - безупречна, результат посредственный. Выскажите свое мнение по этому вопросу.

ЗАДАНИЕ 9.

Опишите образ Педагога-Мастера, как вы его себе представляете. Герои каких художественных или публицистических произведений послужили прототипом Вашего идеала. Если в качестве прототипа выступал Ваш учитель - опишите его.

Попробуйте ответить на вопрос: Надо ли ориентироваться на идеал или сформировать для себя более реальный образ-цель? Может быть в данном вопросе было бы правильнее заменить союз "или" на "и"?

Еще одна часть проблемы соотношения идеального и реального педагога - проблема ремесленничества и мастерства в педагогике, проблема творческого и консервативного начал в педагогической деятельности.

В восточной литературе часто разводятся два различных толкования слова "учитель": первое означает "учитель ремесла", то есть человек обучающий чему-то, что он умеет делать сам (шить, готовить, писать, считать). Второе трактуется как "учитель жизни" (похожее на наше Учитель с большой буквы), то есть человек, имеющий право учить других - как им правильно жить на свете. Говорят, что первым может стать любой, кто в совершенстве овладеет своим мастерством и научится его передавать. Право носить имя "Учитель жизни" можно заслужить только самой жизнью. Какими учителями собираются стать наши студенты?

ЗАДАНИЕ 10.

Вспомните описание обучения в мастерских: швейных, сапожных, артистических и др. Определите - чем отличается обучение в Мастерской от других форм обучения? Возможно ли получить университетское педагогическое образование через учебную деятельность в ряде Мастерских?

Ремесленничество и мастерство имеют и другую сторону, о ней мы уже говорили. Это вопрос о творческих началах профессии. Собственно говоря, педагогическая профессия по своей природе достаточно консервативна, так как ее основное назначение связано с сохранением созданного ранее, и, только затем - с воссозданием нового опыта. Эту проблему мы предлагаем вам для групповой дискуссии.

ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ.

Имеет ли право учитель, преподающий тот или иной предмет - передавать детям определенные нравственные ценности (ведь его жизненный опыт может быть очень мал)?

Является ли педагогическая профессия творческой?

Можно ли научиться творчеству или к этому нужно иметь врожденные способности? (Конечно, для грамотного ведения дискуссии вам предстоит уточнить смысл ряда терминов. Например, что такое - творчество?)

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

В чем смысл понятий - "идеальная цель" и "планируемый уровень достижения"?

Что такое профессиональный идеал?

Каково соотношение преобразующего и консервативного начал в педагогической деятельности?

---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su