Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
брошюры, выпущенной кафедрой педагогики и Центром базового
педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена. 1994

БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
(материалы к учебной программе)

Автор-составитель: Е.И.Казакова
Научный редактор: З.И.Васильева

Тема 6. ПЕДАГОГИКА: НАУКА, КУЛЬТУРА, ПРАКТИКА.

В чем состоит проблема?

Мы уже обсуждали тот факт, что педагогическое знание, педагогический опыт, педагогические нравственные установки во все времена были элементом общечеловеческой культуры. Какую бы из сфер бытия мы не анализировали, мы обязательно отметим в ней педагогический аспект: будь то деятельность политиков, воззрения ученых, произведения деятелей культуры, или пособия для начинающих бизнесменов. Это естественно связано с самой сутью педагогической деятельности как деятельности направленной на сохранение и воспроизводство опыта, накопленного человечеством. Именно поэтому педагогику можно рассматривать ка отрасль культуры и говорить о педагогической культуре. Становление педагогической культуры тесно связано с историй развития общества. Во время изучения курса "История педагогики" студентам предстоит изучить это явление подробно. Пока же мы предлагаем выполнить следующее задание.

ЗАДАНИЕ 13.

Опираясь на свое знание истории, подтвердите конкретными примерами факт зависимости формирования педагогических взглядов от специфики развития общества.

Словом "педагогика" часто называют практическую педагогическую деятельность воплощенную в труде педагогических коллективов и индивидуальных педагогов и направленную на реализацию педагогических целей. Общим смыслом любой педагогической деятельности является развитие личности ребенка. Специфические законы построения этой деятельности студенты будут изучать в дальнейшем.

Наш курс является составной частью научной дисциплины, которая имеет общее название "Педагогика". Педагогика как наука изучает процесс передачи опыта от поколения к поколению в целях его дальнейшего воспроизводства и развития. В многочисленных спорах по-поводу педагогики часто звучит сомнение - А является ли педагогика наукой? Действительно5 еще великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о "искусстве воспитывать". Многие наши современники утверждают, что субъективная определенность педагогических результатов говорит об отсутствии какого-бы то ни было научного знания. "В науке очень важно иметь возможность повторения экспериментального результата, в педагогике же ни один результат не воспроизводим, поскольку нет двух похожих учеников, нет двух похожих учителей",- говорят критики. Эту проблему студентам предстоит исследовать при изучении курса "Основы педагогических теорий". Пока же мы отметим следующее. Педагогика, конечно же наука, со своим предметом, со методами научного познания, со своими законами. Вопрос о законах и закономерностях самый важный. Как известно: нет законов - нет науки. Приведем несколько наиболее важных педагогических закономерностей, которые могут быть знакомы студентам по чтению художественно-публицистической литературы. А.С. Макаренко в своих работах формулирует закон, неоднократно подтвержденный позднейшими исследователями (Центры изучения наследия А.С. Макаренко имеются не только в нашей стране, но и в Германии, Японии). Этот закон он называет "Педагогикой параллельного действия". Суть закона проста: педагог, оказывая педагогическое воздействие на детский коллектив, оказывает его тем самым и на каждого конкретного ребенка. Пример другого закона можно привести из пограничной области с психологией: чем активнее человек в выстраивании деятельности, общения, отношений - тем эффективнее он развивается. Можно привести и другие примеры. Их немало, хотя многие из них носят характер статистических закономерностей, то есть выполняются не абсолютно, а в большинстве случаев.

Педагогика как наука имеет множество наук партнеров, чьими данными она пользуется, с кем она сотрудничает. Это - психология и социология, физиология и медицина, философия и культурология и другие науки. Как и все другие гуманитарные и социальные науки (то есть науки о человеке и обществе), педагогика обречена всю жизнь находится в плену одного противоречия. Оно состоит в том, что будучи вполне серьезной обраслью научного знания, педагогика часто оперирует вполне обыденными понятиями. Отсюда часто создается противоречие между научным и обыденным толкованием того или иного слова, а это противоречие порождает непонимание. Студентам тоже предстоит преодолеть это препятствие. Для начала - рассмотрим несколько понятий.

ЗАДАНИЕ 14.

Проведите микроисследование, опросите своих знакомых, коллег по поводу их понимания таких терминов, как "личность", "коллектив", "образование". Затем воспользуйтесь помощью словарей (или преподавателя) и выясните научный смысл этих понятий. Сопоставьте полученные результаты. Может быть анализ словаря позволит вам в собственном понимании зафиксировать и другие расхождения житейского и научного толкования слов. Поделитесь своими соображениями с группой.

Вернемся еще раз к вопросу о том, что изучает наука педагогика. Предмет науки мы уже рассмотрели. Если на процесс передачи и воспроизводства опыта посмотреть детальнее, то можно выделить более мелкие отрасли педагогического знания. Педагогика изучает саму человеческую культуру (то, что передается), эту отрасль называют педагогической культурологией. Педагогическая антропология изучает человека (того - кто передает и кому передается опыт). Педагогическая социология исследует проблемы человеческого общества в контексте педагогических задач. Педагогическая аксиология - наука о человеческих задач. Педагогическая эргология - исследует закономерности построения различных видов деятельности в педагогическом процессе.

Можно назвать и други отрасли педагогического знания. Это - история педагогики, дидактика, теория воспитания. В последнее время начали развиваться многие прикладные отрасли, такие как педагогическое проектирование, педагогическая прогностика и т.д.

Дидактика, как одна из старейших отраслей педагогического знания породила множество дочерних отраслей, которыми стали частные методики, то есть методики преподавания конкретного предмета.

И тем не менее, о педагогике можно говорить как и искусстве. Часто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданном на научной основе". Практическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал. Привычный урок может стать предметом искусства (а заснятый на видеопленку и достоянием многих зрителей), но в любом случае в нем проявят себя те или иные научные закономерности, связанные с процессами познания, с теорией организации процесса, с закономерностями взаимосвязи содержания и форм деятельности.

ЗАДАНИЕ 15.

Вспомните множество уроков, в которых вам довелось принять участие. Опишите те уроки, которые вы бы отнесли к произведениям искусства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

Что такое предмет науки?

Что изучает наука "педагогика"?

Какие существуют отрасли педагогического знания?

Можно ли говорить о педагогике как о искусстве? Почему?

Можно ли говорить о педагогике как о культуре? Почему?

---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su