Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
брошюры, выпущенной кафедрой педагогики и Центром базового
педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена. 1994

БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
(материалы к учебной программе)

Автор-составитель: Е.И.Казакова
Научный редактор: З.И.Васильева

Тема 7. ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ.

В чем состоит проблема?

Обучение в Педагогическом Университете требует определенного уровня готовности к нему. Мы уже говорили о многих общеучебных умениях, связанных с исследовательской деятельностью, прогностической, проективной, преобразующей и т.д. Изучение данной проблемы ориентирует нас на формирование и развитие особых способностей к использованию самых различных источников педагогического образования и педагогических идей.

Какие источники педагогического образования мы можем назвать: образовательный процесс в вузе, практическую деятельность в тех или иных образовательных заведениях, личный опыт семейного воспитания, самообразование. Наверное, можно назвать и другие источники. Нам кажется важным особо остановиться на таких источниках самообразования как педагогическая публицистика и художественная литература.

Педагогика, несмотря на свой древний возраст, весьма динамичная наука; может быть именно поэтому учебники чаще всего не успевает за ее развитием. И поэтому студенты с первых дней своего обучения в вузе должны отказаться от стереотипа надежды на одно определенное пособие. Во время изучения педагогики, каждому предстоит освоить работу с многочисленными словарями и энциклопедиями; научится читать научные журналы; выискивать и анализировать информацию в газетных статьях; сопоставлять позиции, высказанные авторами различных научно-публицистических работ. Все это потребует знания библиотечного фонда и книжного рынка и умения работать с текстовой информацией (см. умения из области письменных деловых коммуникаций - план, схема, конспект, эссе, тезис, антитезис, вопросный план и т.д.)

ЗАДАНИЕ 16.

Проведите групповой тренинг. По одной статье, выбранной в журнале, выполните все возможные виды письменных аналитических работ. Вы можете распределить задания между членами группы, добавить к названным нами другие виды анализа. Обобщите полученные результаты, обогащая друг друга значимым опытом.

Помимо публицистики реальным источником образования может стать и художественная литература.Особое внимание мы хотим обратить на произведения, помогающие нам разобраться в существе человеческих ценностей, в смысле поступков. По сути дела любое произведение искусств так или иначе обращено к проблемам человеческого духа, а значит может выступать для нас источником познания и идей, а не только художественного восприятия. Но есть определенная область литературы, отсутствие интереса к которой может выступать в качестве критерия "неготовности к освоению педагогической профессии;. Эта область - детская художественная литература, вдохновляемая детьми и создаваемая ради детей. Детская художественная литература - это определенное отражение детства в мире взрослого восприятия. Тот, кому интересно детство, должен интересоваться и детской литературой.

ЗАДАНИЕ 17.

Предложите список из 10 детских книг, которые вы в обязательном порядке поставили бы на полку в библиотеке вашего ребенка. Объясните свой выбор, обменяйтесь с коллегами информацией о великих детских книгах.

Попробуйте провести такую же работу по отношению к педагогической публицистике (имея в виду уже свою книжную полку), "взрослой" художественной литературе.

Поделитесь соображениями о фильмах, которые необходима увидеть каждому будущему педагогу. Объясните свою точку зрения.

ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ.

Согласны ли вы с высказыванием: " Для хорошего педагога источником образование является сама жизнь".

Согласны ли вы с точной зрения, что не имеет права быть педагогом тот, кому не интересна молодежная культура?

Согласны ли вы с утверждением, что поход в Эрмитаж для будущего педагога может дать больше, чем посещение лекции по педагогике? Объясните свою позицию.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

Что может служить источником педагогического образования?

Почему педагог должен знать и любить детскую литературу?

---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su