Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
брошюры, выпущенной кафедрой педагогики и Центром базового
педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена. 1994

БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
(материалы к учебной программе)

Автор-составитель: Е.И.Казакова
Научный редактор: З.И.Васильева

Тема 8. Я - КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГА.

В чем состоит проблема?

Встреча двух человек - это всегда проблема: совпадут ли их ожидания, взгляды, позиции; смогут ли они понять друг друга; возникнет ли почва для сотрудничества; будет ли их знакомство полезным для обоих. Встреча двух человек, как встреча двух миров, увы, изначально дает основания для опасения возникновения конфликта. А теперь представим, что речь идет о контактах педагога и воспитанника, педагога и его коллеги, педагога и родителей воспитанника; в данном случае конфликт, если не полностью недопустим, то, по-крайней мере, нежелателен.

Есть ли гарантия, что источник проблем не сам педагог? Можно ли быть убежденным, что позиция изначально не вызывает сопротивления или неприятия? Не является ли педагог конструктором собственных неудач? Ответ на все эти вопросы можно получить при анализе названной выше темы.

Что такое Я-концепция? Слово "концепция" студентам уже хорошо знакомо. Концепция - это некоторая теория. В нашем случае - это теория... Я. То есть теория, описывающая - кто я такой и как я к этому отношусь.

Проблема Я-концепции представляет особый интерес для психологов: специалистов по теории управления. Нас интересует данный вопрос в общем контексте проблемы становления специалиста в системе непрерывного педагогического образования.

Примем в качестве рабочего следующее определение. Я-концепция - это система, состоящая из представлений человека о себе и его отношений к этим представлениям. Описательную (когнитивную)составляющую Я-концепции чаще всего называют "образом Я" или "картиной Я". Оценочную составляющую "самооценкой".

Чаще всего в Я-концепции выделяют три элемента:

  1. Образ Я - представление человека о себе.
  2. Самооценка - то или иное отношение к конкретным чертам образа Я.
  3. Потенциальные действия человека, направленные на изменение (поддержку) образоа Я в соответствии с самооценкой.

Не правда ли похоже на структуру ориентации? Образ я - то, что я знаю о себе. Самооценка - хочу или не хочу быть таким. Потенциальное поведение - потенциальное "действие". Не хватает только идеального представления, того самого "образа-цели", с которым человек согласовывает свои притязания. Попробуем ввести понятие "идеала" в структуру Я-концепции. Получим второй вариант модели Я-концепции. В нее войдут5 Реальное Я, Идеальное Я, Зеркальное Я.

Реальное Я - это та часть Я-концепции, в которой находит свое отражение восприятие человеком его реальных объективно-существующих свойств, то есть того каков он на самом деле.

Идеальное Я - это представления человека о том, каким он хотел бы быть.

Зеркальное Я - это представление человека о том, каким его видят другие.

Можем предложить еще одну широко известную модель. Самооценка - это Образ - Я в сопоставлении с Идеалом.

Но, так или иначе, какую бы мы модель не стоили, мы каждый раз говорим о построении личностной Я-концепции, как о процессе, в котором человек пытается познать самого себя, сформировать самооценку и выработать устойчивые поведенческие тенденции. Основой для формирования Я-концепции служат: объективные знания о себе, представления о себе, отношение окружающих и идеал, выступающий как "образ-цель" и планируемый уровень достижения.

Почему нам кажется особо значимым привлечение внимания студентов к проблеме выстраивания собственной Я-концепции уже на первых шагах образовательного пути? В ходе дальнейшего изучения психолого-педагогической закономерности, которую здесь мы приведем без особых обоснований. Существует два типа личностных ориентаций по отношению к такому явлению как Успех. Первый вариант - человек ориентирован на Успех (начиная дело - я считаю, что сумею с ним справиться); строй вариант - человек ориентирован на Избегание Неудачи (я надеюсь, что мне удастся избежать неприятностей, связанных с этим делом). Доказано, что ориентированный на Успех педагог имеет гораздо большее влияние на учащихся, чем его коллега, такой ориентацией не обладающий. А ученик, ориентированный на Успех, гораздо лучше учится, чем его одноклассник, ориентированный на Избегание Неудачи. Эта ориентация - один из вариантов Я-концепции.

Как часто проблемы между учителями и детьми возникают из-за неадекватности ожиданий. Предлагаем для анализа следующую ситуацию.

ЗАДАНИЕ 18.

Томас Харрис является автором оригинальной модели Я-концепции. Она носит название "О'кей - концепции" и описывает не только реальное или идеальное Я человека, но и помогает отразить его Я-зеркальное. Концепция описывается одной из четырех жизненных позиций.

Позиция первая: "Я - о'кей (я - хороший человек) - Вы - О'кей" Симпатичная позиция доброго, здорового, уверенного в себе человека. Позиция вторая: " - о'кей, Вы - не о'кей" Я - хороший, Вы - плохие. Позиция третья: "Я - не о'кей, Вы - о'кей". Позиция человека в себе неуверенного, зависимого от других. Позиция четвертая: "Я - не о'кей, Вы - не о'кей". Человек полностью недоволен жизнью.

Четыре позиции - четыре образа. Какая из названных позиций Ваша?

Опишите варианты взаимоотношений учителя и ученика в соответствии с занимаемыми ими позициями? В соответствии с сочетанием ориентаций на Успех и на Избегание Неудачи. Опишите возникающие между педагогом и учеником контакты по следующей шкале: Позитивный (влияние педагога на ученика полезно для развития последнего); Нейтральный (влияние не существенно); Негативный (влияние может нанести вред развитию ребенка).

На основе проведенного анализа дайте рекомендации по поводу того, какую Я-концепцию целесообразно иметь педагогу.

Что делать, если человек ощущает, что его позиция далеко не идеальна для плодотворного продвижения по жизни? К счастью, изменяется в мире все, в том числе и Я-концепция. Процесс изменения происходит с той или иной интенсивностью под действием ряда факторов. Попробуем охарактеризовать основные из них.

Образование - дает возможность сформировать более точную модель для исследования "образа - Я", опыт - представляет данные для самооценки, определения отношения к себе и другим, и своим и чужим поступкам. В ходе жизни меняется и представление об "идеальном - я", а в соответствии с этим изменяется и самооценка.

Контакты с другими людьми, склонность к сотрудничеству, ориентация на конфликт, опыт совместной деятельности - влияют на формирование "зеркального - я". А, в целом, развитие Я-концепции происходит все по тому же принципу развития ориентаций. Изменяется наше знание о человеке вообще и о себе, в частности; изменяются идеалы, а следовательно, наше отношение к себе; формируется мотивация к действию, направленному или ненаправленному на самосовершенствование.

Чем раньше человек попробует всерьез понять себя, тем больше гарантия, что он сможет понять другого.

ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ.

Является ли Я-реальное - действительно реальным?

В какой степени зеркальное Я выражает подлинное отношение других людей к человеку?

Почему Я-идеальное и Я-реальное могут иметь очень существенные различия?

Можно ли говорить о педагогически-целесообразной Я-концепции учителя?

О целесообразной Я-концепции студента?

Какую самооценку полезнее иметь начинающему педагогу - завышенную или заниженную?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

Что такое "Я-концепция".

Можно ли управлять формированием собственной Я-концепции? Почему?

Существует ли педагогическая зависимость между самооценкой ученика и самооценкой учителя?

---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su