Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
брошюры, выпущенной кафедрой педагогики и Центром базового
педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена. 1994

БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
(материалы к учебной программе)

Автор-составитель: Е.И.Казакова
Научный редактор: З.И.Васильева

Тема 9. ПЕДАГОГ - ПОИСК СРЕДСТВ САМОВЫРАЖЕНИЯ.

В чем состоит проблема?

Последние два темы нашего анализа посвящены сложным вопросам самопознания и формирования, без которых становление профессионала и человека образованного немыслимо.

При изучении проблем, связанных с педагогической деятельностью в курсе педагогики студентам предстоит исследовать ту роль, которую играет сам педагог в качестве важнейшего средства построения педагогического процесса. Но уже из собственного жизненного опыта студенты могут сделать вывод о том, что разные люди используют средства своей выразительности неодинаково. Для одного - проблема передачи эмоции или смысла превращается в тяжелейшую работу; другой мучается от того, что его "никто не понимает"; третий - одним движением глаз способен отдать приказ или создать нужное настроение. Конечно, в последнем случае речь идет об особой силе личности, но и о владении техникой своего общения.

Нам кажется важным (в условиях, когда курсы актерского мастерства для будущих выпускников Педагогического Университета остаются недосягаемой мечтой) вдохновить студентов на самостоятельную работу по поиску и тренировке своей способности общаться.

Вспомним, что даже простейшее разбиение"языков" общения на виды позволят нам выделить: мимику, интонационное общение, жести, пантомимику, тактильное общение, язык звуков и запахов. Существует такая проблема как расстояние общения, направленность контакта, общение в логике определенного контекста. Обсудите эти проблемы с преподавателем; попробуйте выполнить задания, предложенные здесь; вспомните свои занятия в школьных театральных и других самодеятельных студиях и те упражнения, которые могут помочь формированию выразительности.

ЗАДАНИЕ 19.

Попробуйте произносить одну какую-нибудь фразу, все время меняя ее смысл с помощью введения дополнительного средства (мимики, жеста и т.д.).

ЗАДАНИЕ 20.

Поработав в библиотеке - подготовьте для группы аналитический обзор литературы по проблемам: актерского мастерства педагога, ораторского мастерства, умения не входить в конфликтные обстоятельства.

ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ.

Какую роль средства выразительности играют в процессе получения Университетского образования?

В формировании личности будущего педагога?

---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su