Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
брошюры, выпущенной кафедрой педагогики и Центром базового
педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена. 1994

БАЗОВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ
(материалы к учебной программе)

Автор-составитель: Е.И.Казакова
Научный редактор: З.И.Васильева

На этом изучение первой части базового курса педагогики закончено. Напоминаем, что его ведущая цель была связана с формированием устойчивых личностных ориентаций в области педагогического Университетского образования.

Для общей проверки успешности усвоения курса предлагаем ряд обобщающих заданий.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
( к теоретической дискуссии, по которым должны быть готовы студенты после изучения курса).

  1. Существуют ли явные противопоказания к выбору профессии "педагог"?
  2. Относится ли педагогическая профессия к творческим? Педагог - это ремесленник или творец? Может ли творчество быть массовым?
  3. можно ли научиться творчеству или творческим человеком необходимо родиться?
  4. Чем обыденные представления отличаются от научных? Могут ли они совпадать?
  5. Зачем нужны Университеты развивающемуся обществу?
  6. Какую самооценку лучше иметь учителю - завышенную или заниженную?
  7. Могут ли детективы (фантастика, 2дамские" романы, эстрадные выступление, газетные публикации, речи президентов и т.д.) быть источником в педагогическом образовании? Объясните свою точку зрения.
  8. Что общего в профессиях режиссер (продавец, журналист, писатель, врач) и педагог?
  9. Кого можно назвать менеджером в сфере образовательных услуг?
  10. Зачем педагогу "хобби"?

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ КУРСА.

Так как важной задачей курса является подготовка студентов к овладению знаниями и умениями, необходимыми для получения педагогического образования, считаем целесообразным обратить внимание на следующие типовые задачи.

1.Подготовить план ответа на вопрос.

2.Подготовить план выступления по теме.

3.Подготовить тезисный план выступления на семинаре.

4.Разработать конспект, конспект-схему журнальной статьи. Написать аннотацию к статье, к книге.

6.Подготовить 3-5 минутное выступление по проблеме.

7.Подготовить реферат по 2-5 источникам (общий объем источников 100 стр.).

8.Провести сравнение суждений различных людей (обыденных и научных) по одной проблеме.

9.Выявить в том или ином объекте предмет педагогического интереса.

10.Выполнить элементарные упражнения по тренингу общения и педагогической выразительности.

ЗАДАЧА И ЗАДАНИЯ , ТРЕБУЮЩИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОИСКА РЕШЕНИЯ.

1.Подготовка Эссе на педагогическую тему.

2.Подготовка к дискуссии и участие в ней по проблемным вопросам.

3.Разработка рекламного проспекта по книге, фильму, статье.

4.Описание карты "Я - это...".

5.Выступление на тему "Выразительная речь - это...".

6.Подготовка групповых проектов:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Курс строится на основе ориентационного принципа; многие явления, законы, понятия рассматриваются лишь с целью обзора общей картины педагогического образования и служат формированию личностных ориентаций в области педагогического образования.

Отбор содержания и форм освоения данного содержания студентами во многом зависит от личностных ориентаций преподавателя и его возможностей: специфики, полученного образования; круга актуальной для него литературы, педагогического опыта. Настоящий выбор должен так же быть обусловлен и особенностями восприятия студентов, их установками, готовностью и умением работать в различных образовательных режимах, наличием или отсутствием позитивного опыта, индивидуальными возможностями в осмыслении курса.

В конечном итоге курс "Введение в педагогику" служит целям создания предпосылок для максимально эффективного личностного продвижения каждого студента в системе непрерывного педагогического образования.

Необходимо отметить, что на вариативность курса, расширение и углубление его тематических разделов будут влиять и множественные факторы, отражающие специфику текущего этапа развития системы образования.

Критериями результативности освоения курса могут служить:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ЗАНЯТИЙ.

Пример.

Тема "Профессиональный идеал. Образ "мастера" в педагогике"

Логика изучения темы.

1.Информационный материал, предлагаемый преподавателем. Понятие идеала. Идеал как цель, планируемый уровень достижения идеала. Идея ремесленничества и творчества в педагогике. Профессии"учитель ремесла" и "учитель Жизни".

2.Материал, осваиваемый в режиме диалога. Проблемные вопросы: Творческая ли профессия педагог? Педагог - ремесленник или творец? Можно ли говорить об уроке - как о произведении искусства? Может ли творчество быть массовым? Можно ли научиться творчеству?

3.Материал, отрабатываемый в режиме тренинга. Проведение дискуссии на педагогическую тему (способы участия в дискуссии). Выявление существенных признаков явления. Выявление педагогических проблем в ходе дискуссии. Цитирование и аргументирование в полемике. Выявление тезиса и антитезиса в позиции во время полемики.

4.Материал, требующий самостоятельного выполнения творческих заданий: Педагогическое сочинение "Педагог, близкий к идеалу". Образ идеального педагога в современной фантастике. Способы обучения творчеству. Что такое ТРИЗ. информационное сообщение.

Примечание.

1. При определении вида самостоятельной работы и способа организации освоения материала во время семинарских занятий преподаватель актуализирует понятия: проблема, дискуссии, полемика, тезис, антитезис, аргумент, тезисный план, цитирование, существенный признак. 2. Задание для самостоятельного выполнения должно соответствовать уровню подготовки студента; студенты должны иметь возможность выбора заданий; та или иная форма публичного анализа всех выполненных работ - непременное условие построения курса.

Ожидаемая эффективность обучения по теме:

Дагностика усвоения может быть проведена на основе анализа:

Контроль.

1.Работа с основными понятиями.

2.Опорный конспект по теме.

3.Рассуждения по проблемным вопросам с использованием цитирования, выделения тезисов и аргументов.

---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su