Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
брошюры, выпущенной кафедрой педагогики РГПУ им. А.И.Герцена и НИИ
непрерывного педагогического образования, 1995.

"ПРОГРАММЫ ПЕТЕРБУРГСКИХ ШКОЛ".
Материалы городской научно-практической конференции Секция N2

Научный редактор: доктор пед.наук,
проф. Тряпицына А.П.

Глебова Т.М.,
Гурылева Л.А.,

ОПЫТ СОЗДАНИЯ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время многие школы нашего города становятся лицеями, гимназиями. Естественно, встает проблема наполнения обучения новым содержанием. Есть две тенденции в изменении содержания преподавания: 1) механический перенос основных предметов курса начальной школы и введение новых курсов, по которым создаются авторские программы; 2) реконструкция основного блока предметов с одновременным введением новых курсов (этика, речь, эстетика, окружающий мир и т.д.). По первому пути пошли некоторые школы нашего города. Мы выбрали второй путь, так как ныне действующие государственные программы не только не отвечают современным требованиям школы, но и содержат целый ряд фактических ошибок в подаче теоретического материала. Творческой группой учителей начальных классов Ломоносовской гимназии разработаны 4 авторские программы (русский язык, чтение, математика, речь и этикет), при создании которых мы руководствовались общедидактическими принципами и требованиями по созданию новых программ, исходя из главных задач концепции развития гимназии.

Предложенные нами программы значительно расширяют объем знаний, умений и навыков, предлагаемых государственной программой, углубляют важнейшие понятия курса начальной школы, предусматривая их постепенное усложенние и совершенствование от класса к классу, с учетом возрастных особенностей детей, а также сопутствующее повторение и систематизацию знаний. Самое пристальное внимание учителя обращают на вопросы теории, служащей базой для формирования прочных умений и навыков. Еще одной важной особенностью новых программ является перераспределение изучаемого материала по годам обучения, устранение неточностей в вопросах теории и практических занятиях, имеющихся в ныне действующих учебниках, а также иной подход к изучению многих вопросов теории и практики. Так, например, программа по русскому языку значительно расширяет объем работы по лексике, имеющей огромное значение для творческого развития учащихся, углублена работа над изучаемым словом, усилена направленность, иной подход к работе по развитию речи.

В основу новой программы по чтению мы положили управление обучением чтению с помощью системы специальных упражнений и способов действий. Наша система подачи материала по математике основана: 1) на использовании укрупнения единицы усвоения знаний, на одновременном изучении взаимообратных действий и конкретных задач; 2) на объединении рассмотрения вопросов, логически связанных между особой; 3) усилена практическая направленность обучения. Введены: 1) решение уравнений. Простых - с 1 класса, сложных (в 2-3 действия) - со 2 класса; 2) элементы алгебры и геометрии, которые по нашему мнению, легко усваиваются детьми, развивают логическое и пространственное мышление, математические способности (эти темы необоснованно исключены из программы начальной школы как второстепенный и излишне усложненный материал); 3) иной подход к изучению таблицы умножения и деления, который, опираясь на интерес учащихся, начинается с самых трудных случаев (от таблицы умножения и деления на 9 до таблицы умножения и деления на 2); 4) расширен объем материала по теме "Дроби" (вводится сложение и вычитание обыкновенных дробей, их сокращение).

Апробация представленных программ ведется уже в течении 3-х лет. Считаем, что методическая система, на основе которой построены авторские программы, способствует сознательному усвоению материала учащимися, а также формированию гимназического образовательного стандарта.

---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su