Г.А.Фальборк

ВСЕОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Книгоиздательство
Т-ва И.Д.Сытина.
Москва, 1908 г.


Предисловие (1995 г.):
Главнейшие основы всего плана обучения, предложенные Г.А. Фальборком в книге "Всеобщее образование в России"

Книга Фальборка "Всеобщее образование в России" издана в 1908 году в Москве и посвящена основным принципам осуществления всеобщего образования по законодательству Лиги Образования. В книге последовательно раскрываются вопросы воспитания и обучения как факторов культуры, основные обязанности государства по отношению к школе, направления реорганизации образования, главные основы учебного дела, выдвигаемые наукой и жизнью. Специальная глава книги посвящена основам школьного законодательства в России по проекту Лиги Образования. Автор считает возможной реализацию плана всеобщего образования в России автор в шестилетний срок (1908 - 1914 гг.) при соответствующих государственных ассигнованиях, дополненных финансированием из местных источников.

Особо значимым для современного образования считаем поставленный автором вопрос о школе как источнике народного благосостояния. Автор дает сравнительную характеристику влияния образования на рост национального богатства передовых стран (Англии, Франции, Германии, Сев. Америки) и России и делается вывод о том, что Россия должна пойти путем более интенсивного культурного развития и введения всеобщего образования. "Ни броненосцы, ни артиллерия не могут быть признаны имеющими такое общегосударственное значение, какое имеет образование".

"Средства для образования должны найтись и найдутся, - пишет автор, - Ведь недаром говорится, что вера горами движет. Это не только философский вывод, но и урок жизни" (стр. 160). Книга завершается выделением "Главнейших основ всего плана обучения". Автор предлагает 88 основ эффективного обучения. Мы приводим их полностью, без какой-либо коррекции, поскольку считаем, что эти основы, сформулированные Г.А. Фальборком в самом начале нашего столетия, во многом актуальны и сегодня, в конце XX века.

Т.К.Ахаян, д.пед.н., проф.,
РГПУ им. А.И.Герцена


Г.А.Фальборк: ГЛАВНЕЙШИЕ ОСНОВЫ ВСЕГО ПЛАНА ОБУЧЕНИЯ

1. Человеческая жизнь, с точки зрения культурно-государственных интересов, в политически-правовом государстве может быть разделена на 4 периода: младше 4 лет, от 4 до 7 лет, от 8 до 22 лет и старше 22 лет.

2. Возраст до 4 лет, при современном социальном строе, это - период преимущественно семейного воспитания.

3. В возрасте от 4 до 7 лет должно начаться восприятие некоторых общественных идей и стремлений; поэтому содействие со стороны государства устройству материнских школ, детских садов и тому подобных учреждений, с сохранением за ними семейного характера, является весьма желательным.

4. Период от 8 до 22 лет разделяется на 2 части: первая - от 8 до 18 лет, время школьного обучения, в свою очередь, подразделяется на возраст от 8 до 15 лет, относительно которого государство заинтересовано, чтобы никто в этом возрасте не оставался вне школы, и возраст от 16 до 18 лет - время подготовки к переходу в высшее учебное заведение. Вторая часть периода - от 19 до 22 лет, это время научной подготовки в высшем учебном заведении.

5. В период старше 22 лет развитие внешкольного образования является насущной потребностью как личности, так и государства, если оно хочет дальнейшего прогресса своего экономического благосостояния.

6. Воспитание должно принадлежать семье и обществу, а задачей школы должно быть исключительно образование, т.-е. приобретение планомерного материала для самовоспитания человека.

7. Задачей школы должно быть культурное развитие человека, а ни в коем случае не подготовка агентов для того или другого строя общества или государства.

8. Школа, поставившая себе задачей развитие человека, т.-е. развитие способностей личности во имя его самого, даст в результате и лучших граждан страны.

9. Школа должна приучить ребенка находить материал для синтеза и анализа не только в окружающем, но и в самом себе. Если анализ разовьет критическое отношение к фактам и мнениям, то синтез возбудить способности к творчеству.

10. При выборе дисциплин, входящих в учебный курс школы, необходимо руководствоваться исключительно соответствуем их возрасту учащихся и возможностью при помощи их достигнуть наибольших результатов в образовании, так как всякая научная дисциплина может содействовать общеобразовательным целям школы.

11. Никакие религиозные учения не должны быть предметом изучения в школе.

12. Школа должна быть обеспечена от исключительного влияния сильных общественных организаций. Последнее, оказывая огромное, часто давящее влияние на жизнь общества вне школы, не должно воздействовать на жизнь школы внутри ее самой. При разнообразии бытовых, племенных и иных условий такой огромной территории, как Россия, такое влияние особенно нежелательно.

13. Индивидуальному образованию учащихся нужно предпочесть школу для многих учащихся, поставив, однако, ей задачей сохранить и дать дальнейшее развитие индивиудальности каждого.

14. Возможность сохранения и дальнейшего развития индивидуальности каждого есть главнейшая задача будущего прогресса педагогики.

15. Разобщение полов в школе неестественно и сразу вводить в понятие детей нечто чуждое самой природе; это есть лишь продукт исторического переживания привелигерованной школы.

16. Всякое внешнее отличие учащихся ставит их в ненормальное положение по отношению к тому обществу, в котором они находятся.

17. Вмешательство школьной организации в жизнь учащихся вне школы представляется ненормальным, ибо оно затрагивает семью и все общество и ставит человека, посещающего школу, под действие исключительных законов, отличных от законов для всех.

18. По своей сущности образование детей школьного возраста должно быть разбито на две части: первая - это школа в тесном смысле этого слова, т.-е. тот период, когда считается, что прохождение известных дисциплин является необходимым для человека; вторая - когда уже сам человек, прошедший известные дисциплины, ищет дальнейшего развития в науках при помощи лиц, раньше вступивших в эту область. В первой половине школьного периода - в школе есть учителя и ученики, во второй половине - в университете - нет ни учителей ни учеников, а есть лишь старшие и младшие товарищи по науке.

19. Школа является неизбежною ступенью к приобретению необходимого культурного вооружения для встпуления в жизнь и в науку.

20. Многопредметность является лишь тормозом в деятельности школы. Школа не имеет целью заменять энциклопедические словари и справочные издания; она должна только научить пользоваться этим материалом.

21. Продолжительность курса школы должна быть распределена на 11 лет.

22. Самым нежелательным элементом для государства и общества являются лица, не окончившие полного курса школы.

23. Для удобства прохождения курса учения (а также и по другим причинам) школа делится на три части: первая степень школы с 4-годичным курсом, вторая степень тоже с 4-годичным курсом и третья степень с 3-годичным курсом.

24. Первая степень школы имеет главной целью научить читать, писать, считать и дать элементарные природы и жизни.

25. Вторая степень школы имеет целью научить пользоваться собственным языком, чтением, писанием, мерой и пропорцией, ознакомить с настоящим и прошлым природы, с настоящим и прошлым жизни родной и страны в связи со всем миром, пробудить стремление в области искусств и науки.

26. Первая степень школы должна дать вполне законченное и цельное образование.

27. Способ преподавания в школе 1 степени нужно признать желательным классный с 25 учениками на одного учащего. Но в виду экономических условий приходится иногда отступать от этого правила, при чем, однако, необходимо от этого правила, при чем, однако, необходимо признать невозможным занятия более чем с двумя отделениями, и не более, чем с 40 учениками при одном учащемся.

28. Во второе степени школы желателен предметный способ преподавания, но деление предметов должно соответствовать не формальным их рамкам, а общности их задач.

29. При прохождении курса в школе нельзя нивеллировать учеником, а нужно следить за проявляемым им интересом к тому или другому предмету; на него следует затем обратить исключительное внимание и посредством него возбуждать интерес к другим предметам.

30. Следующей ступенью общего образования должны быть высшие разсадники науки и искусства - университеты.

31. Университет должен быть местом изучения науки и искусства для всех желающих.

32. Так как вступающий в университет должен уже иметь определившиеся интеллектуальные стремления, а в профессорах искать лишь советчиков, то университеты должны быть действительно учреждениями научными, в высоком смыле этого слова, не имеющими тех точно определенных задач в области образования, какие имеет школы.

33. Нынешние факультеты, как отжившие свой век, должны быть заменены новыми; система факультетов должна быть эластична, чтобы возможно меньшей группе лиц можно было предоставить право составлять свои факультеты.

34. Университет, имея в своем ведении известное число губерний, обязан устраивать лекции при посредстве своих членов, в городах и селениях своего района для лиц, получивших необходимое элементарное образование.

35. Занятия в университетах не должны сопровождаться ни для кого никакими ограничениями в правах, до избирательного права включительно, и не должны давать никаких привилегий.

36. Лучшей подготовкой школьных преподавателей является высшее образование, но в виду недостаточного количества лиц с высшим образованием для преподавания на всех ступенях школы, можно допустить в школе 1 и 2 ступени и лиц со средним образованием.

37. Для практической подготовки преподавателей должны быть устроены особые педагогические курсы, продолжительности которых вместе с практическими занятиями должны быть не более 2 лет.

38. Исторический опыт немецко-французской школы, наиболее ярко, полно и определенно выразившийся в школе швейцарской, наглядно показал все отрицательные стороны централизованной школы и ее служебной роли у государства.

39. Судьба такой школы тесно связана с буржуазно-капиталистическим строем этих государств.

40. Школа Англии и в особенности Америки, не подчиненная государственному влиянию, находится в несравненно более благоприятных условиях

41. Отличительной чертой американского строя образования является полное отсутствие приказа и принуждения в этой области.

42. Образование, поставленное в Америке вне борьбы партий, стало в ней культурным достоянием всей нации.

43. Образцом для русской школы по сходству бытовых и исторических условий, создавших ее, является школа англо-американская.

44. Школа должна быть обеспечена средствами со стороны государства и общества и постоянно находится под его самым бдительным и активным контролем. Поэтому выработка систем школ и школьных программ должна быть передана на обсуждение всей страны и быть продуктом творчества всей нации.

45. Обзор состояния вопросов образования в различных странах говорит за то, что право полной свободы образования должно быть внесено в число общих гарантий прав личности.

46. Каждому лицу, равно как и совокупности лиц, должно быть предоставлено свободное право устраивать все виды учебных и научных учреждений; если бы какое-либо из таких учреждений оказалось вредным, то государству должно быть предоставлено право путем суда требовать его закрытия.

47. Ставя известные требования по постановке образования, имеется в виду лишь то образование, которое ведется на общественный или государственный счет.

48. Необходимо признать, что государство, как сильнейшая организация, должно быть освобождено от непосредственного управления образованием.

49. Государству предоставляется право:
1) требовать от граждан minimum образования;
2) устраивать государственные экзамены для лиц, желающих получить диплом для каких-либо практических целей (лечения, строительства и т.п.);
3) требовать minimum всех видов школ в известном районе от местных учреждений;
4) издания законов, ограждающих известный возраст для свободного прохождения обучения;
5) издания для местных учреждений известных обязательств поддержания лиц, коим семья не может оказать поддержки во время учения.

50. Так как обучение всех детей школьного возраста на всех ступенях школы есть прямая выгода государства, то бесплатность обучения является необходимой в интересах самого государства.

51. Университеты, как учреждения, служащие интересам науки и искусства, должны быть автономны.

52. Общие съезды университетов России могут иметь значение информационное, общего же управления университетами быть не должно.

53. Средства каждого университета составляются:
1) из средств, отпускаемых в общее пользование университета, и
2) из средств, отпускаемых на специальные цели.

54. Расходы университетов подлежат контролю организаций и лиц, дающих университету средства.

55. Школа должна находиться в ведении органов местного самоуправления, имеющих права местного законодательства.

56. Школа должна управляться особой комиссией, состоящей из представителей населения, избранных или непосредственно ими самим, или органами местного самоуправления, которые должны избираться на основе всеобщего избирательного права. Этой комиссии принадлежит наблюдение за общим хозяйственным управлением; непосредственное же заведывание школами, выбор учащихся и т.д. лежит на обязанности мелкой земской единицы. Заведывание педагогической стороной дела должно принадлежать совету учебного персонала, под председательством избранного им на известный период лица.

57. Такое решение учебного вопроса в России даст возможность большинству каждой национальности данной местности устроить свою школу, а свобода частной инициативы в деле организации учебных заведений даст то же и меньшинству.

58. Должна быть гарантирована свобода преподавания.

59. В интересах единства и жизненности школы заведывание школами всех степеней должно быть сосредоточено в руках одного учреждения.

60. Постоянное, неудержимое стремление, еще до изменения существующего политического строя к осуществлению всеобщего образования, которое проявляли общество и земства, весь материал, накопленый частной инициативой, и 40-летний опыт земства, создавшего нашу национальную земскую школу, говорят за то, что местное самоуправление является единственным учреждением, которое может создать единую организованную школу во всех ее степенях.

61. Все мероприятия бюрократии к распространению образования терпели неудачу, подтверждая невозможность добиваться приказом прогресса образования, и превращались в конечном итоге в преследование частного почина в области образования.

62. Законопроект Министерства Народного Просвещения, кроме того недостатка, что он затрагивает лишь вопрос о начальной школе, вводит целый ряд обязательных норм, только ограничивающих самодеятельность местного самоуправления, и в действительности является не проектом введения всеобщего образования, а лишь проектом "о развитии и расширении начального обучения".

63. Бюрократия, вводящая в школу и в высшие учебные заведения ту самую политику, против которой она протестует, доказала всю свою несостоятельность в области образования и должна передать обществу дело обновления образования нашей родины.

64. Школьный законопроект Лиги Образования, не ломая существующей системы образования в России, коренным образом обновляет ее.

65. Образование делится на две части: школьное и высшее.

66. Заведывание школами всех трех степеней передается земству, которое осуществляет его через училищные советы.

67. Для урегулирования постановки образования государству предоставляется при ассигновании пособий устанавливать законодательным путем условия их выдачи.

68. Устанавливаемые в законе условия выдачи государственных пособий могут касаться лишь норм, общих для всего государства, не могущих при том стеснить какую-либо национальность или группу населения.

69. При выработке и установлении обязательных условий для выдачи государственных пособий такие вопросы, как определение возраста, учащихся, радиусов школьных районов и иные численные величины, обязательные по закону для получения права на пособия, могут быть устанавливаемы лишь как один из пределов допустимых колебаний данной величины, т.-е. в виде maximumа. Такие minimum'ы знаний от оканчивающих курс каждой степени школы государство, законодательным путем, может устанавливать как условие выдачи пособий.

70. Предположенный законопроект Лиги Образования оставляя за частными и общественными учреждениями и органами местного самоуправления полную свободу самодеятельности, обеспечивает государству возможность разумного вмешательства в область образования пропагандой своих идей и выдачей казенных пособий, а на страж закона ставит суд.

71. Составление общего для всей России плана всеобщего образования невозможно, поэтому предложенный законопроект Лиги Образования ограничивается приблизительным расчетом, во что может обойтись осуществление всеобщего образования, в случае принятия законопроекта о казенных пособиях.

72. Цифровые таблицы, приложенные к настоящей книге, имеют задачей выяснить приблизительные и минимальные данные о количестве учащихся, школ, стоимости их постройки и содержания, имея в виду всех детей и школы четырех возрастных групп.

73. Распределение школ 1 степени рассчитано для каждого уезда отдельно, сообразно с его индивидуальными особенностями. Наивысший район школы 1 степени определен при maximume не более 15 кв. верст.

74. Minimum числа учащихся в сельской школе 1 степени на одного учащего при двух отделениях рассчитан на 40 детей. Но в виду невозможности сразу открыть все школы 1 степени с 2 учащими при 4 отделениях предусмотрено открытие временно части школ с 35 учащимися и 1 учащим с тем, чтобы как можно скорее превратить их в школы с 2 учащими, для чего государство ассигнует 200 рублей дополнительных на каждую такую школу на помощника учителя.

75. В местностях, где школьный район в виду редкости населения должен быть увеличен, необходимы особые меры для осуществления действительной общедоступности образования.

76. В населенных пунктах с 1.000 и более жителей есть возможность соединения двух школ 1 степени с 2 учащими в школу с 4 учащими при 1отделении и 40 учащихся на учащего.

77. Школы 2 степени рaсчитаны на 1/5, школы 3 степени - на 1/20 и высшие учебные заведения - на 1/60 числа лиц данных возрастных групп.

78. Школы 2 степени приурочиваются к крупным селениям и волостям, школы 3 степени - к уездным городам. Распределение высших учебных заведений должно быть делаемо сообразно с бытовыми, естественными, историческими и этнографическими особенностями по округам, на которые может быть разделена Россия, согласно предлагаемой схеме.

79. Расходы по содержанию школ органов местного самоуправления понижаются с повышением степени школы. Государство, оказывая пособия органам местного самоуправления на содержания школ, должно давать их в размере на более 800 руб. на школу 1 степени с 2 учащими и притом не более 3/4 всей стоимости содержания школы, не более 1.500 руб на класс школы 2 степени, притом не более 3/4 всей стоимости содержания класса, и не более.400 руб и 4/5 всей стоимости содержания класса школы 3 степени. Расход местных органов самоуправления на содержание школ, должен составлять: на школу 1 степени не менее 400 рублей и 1/3 всей стоимости содержания, на класс школы 2 степени не менее 500 и 1/4, и на классы школы 2 степени не менее 600 руб. и 1/5 всей стоимости содержания.

80. Высшие учебные заведения содержатся государством.

81. Постройка зданий для школ и высших учебных заведений должна производиться путем ассигнования государством пособий местным органам самоуправления в размере не более 4/5 всей стоимости постройки, притом не более 2.000 руб. на класс школы 1 степени и не более 10.000 руб. на класс 2 и 3 степени.

82. В интересах всеобщего образования избирательное право местного самоуправления должно быть сделано всеобщим, а земское положение - расширено и распространено на всю Россию.

83. Ради государственных интересов и в частности усиления обороноспособности России, военно-морской бюджет должен быть урегулирован, и освободившиеся суммы переданы в Министерство Народного Просвещения в целях скорейшего создания грамотности России. С той же целью железнодорожное хозйство должно быть упорядочено, и баланс его доходов и расходов в государственном и бюджете сведен к нулю.

84. Упорядочение расходования государственных средств и сосредоточение всех сумм на учебную часть, разбросанных по разным ведомствам, в Министерстве Народного Просвещения будет способствовать ускорению возможности внесения всей суммы, необходимой на всеобщее обучение.

85. История Англии XIX века наглядно показывает, как велико влияние образования на экономическое состояние страны.

86. Образование увеличивает благосостояние населения и является непременным условием экономического развития государства, желающего сохранить какое-либо значение и вес на международной рынке.

87. Для государства, стоящего на низкой степени культурного развития, самой производительной затратой средств является расходование их на народное образование.

88. Единственным выходом для России из того бедственного положения, в котором она находится в настоящее время, является осуществление всеобщего образования при проведении одновременно в жизнь начал законности, права, свободы и самодеятельности.