Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту,
подготовленному Общим педагогическим учебным центром (Утрехт,
Нидерланды) по заказу КРОСС в рамках российско-нидерландского
сотрудничества в области образования, 1995
ПЯТЬ ИСПЫТАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ
Редактор Арно Й. Маарсхакервеерд
В подготовкке издания приняли участие:
Лилиан Леферинк (Дальтонская школа)
Ерун Танс (Школа Френе)
Ринус Рюрсинк (Йена-план-школа)
Левина Шюллер де Лагнге (Школа Монтессори)
Петер Схюккинг (Свободная вальдорфская школа)
Перевод: И.Суш
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
В Нидерландах работает 8000 базовых школ, и все они очень разные. Базовая школа как институт возникла довольно недавно, в 1985 году. До этого времени существовали детские сады для детей от 4 до 6 лет и начальные школы для детей 6-12 лет. С введением базовой школы многое изменилось. В повседневной практике школы до сих пор заняты реализацией нового подхода. Одни школы продвинулись на этом пути дальше, чем другие. То общее, что объединяет все школы, связано с их функциями и законодательно утвержденными задачами.
Школы в Нидерландах выполняют три основные функции:
- - участие в формировании личности учащихся, рассматривается как часть их воспитания;
- - участие в формировании учащихся в социальном и культурном отношении, в воспитании гражданского самосознания и ответственности;
- - участие в подготовке к будущей профессии и функционированию на рынке труда.
Задачи базовых школ вытекают из указанных основных функций. В "Законе о базовом образовании" 1985 года они формулируются следующим образом:
Несмотря на внутренние различия между базовыми школами, среди них, тем не менее, можно выделить пять характерных направлений: дальтонские школы, школы Френе, Йена-план-школы, школы Монтессори и свободные вальдорфские школы. Их объединяет инновационный подход к образованию, разработанный в рамках самостоятельной педагогической концепции, основанной на определенном взгляде на человека и общество. Центральное место здесь отводится формированию ребенка в самостоятельную и ответственную личность. Данная педагогическая концепция преломляется в практической работе школ, каждая из которых в индивидуальной манере реализует данные задачи образования, соотнося направления своей деятельности с возможностями и способностями отдельных учащихся.
- Учебный процесс организуется таким образом, чтобы обеспечить учащимся возможность непрерывного развития. Учебный процесс ориентируется на индивидуальный ход развития каждого учащегося.
- Обучение должно быть нацелено на эмоциональное и умственное развитие, на развитие творческих способностей, а также на приобретение необходимых знаний и социальных, культурных и физических навыков.
- Организация обучения основана, в частности, на предположении о том, что учащиеся развиваются в условиях мультикультурного общества.
Публикуемые материалы посвящены практике работы этих инновационных школ и демонстрируют характерные особенности каждого течения. Они позволяют получить представление о том, как задачи базового образования могут быть реализованы, исходя из педагогико-дидактической концепции, основанной на определенном взгляде на развитие человека и общества.
Арно Й. Маарсхалкервеерд
СОДЕРЖАНИЕ
Для того, чтобы заказать некоторые из ниже перечисленных статей, удалите знак '-' из первой колонки соответствующих строк, сотрите все остальное письмо, за исключением выбранных строк, и пошлите список на edu@emissia.spb.su Cтроку GROUP... не удалять!
GROUP emissia.bank.pedagog.innovacia
-109 4К txt Пять испытанных инновационных концепций (Брошюра под.редакцией А.Маарсхакервеерд, Голландия). Введение -10901 27K txt Дальтонская школа -10902 45K txt Школа Френе -10903 29K txt Йена-план-школа Следующие материалы будут установлены на сервер только после их прохождения по каналу 'emissia.offline':
-10904 28K Школа Монтессори. -10905 30K Свободная Вальдорфская школа.