Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту,
подготовленному Общим педагогическим учебным центром (Утрехт,
Нидерланды) по заказу КРОСС в рамках российско-нидерландского
сотрудничества в области образования, 1995

ПЯТЬ ИСПЫТАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Редактор Арно Й. Маарсхакервеерд

В подготовкке издания приняли участие:
Лилиан Леферинк (Дальтонская школа)
Ерун Танс (Школа Френе)
Ринус Рюрсинк (Йена-план-школа)
Левина Шюллер де Лагнге (Школа Монтессори)
Петер Схюккинг (Свободная вальдорфская школа)

Перевод: И.Суш


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В Нидерландах работает 8000 базовых школ, и все они очень разные. Базовая школа как институт возникла довольно недавно, в 1985 году. До этого времени существовали детские сады для детей от 4 до 6 лет и начальные школы для детей 6-12 лет. С введением базовой школы многое изменилось. В повседневной практике школы до сих пор заняты реализацией нового подхода. Одни школы продвинулись на этом пути дальше, чем другие. То общее, что объединяет все школы, связано с их функциями и законодательно утвержденными задачами.

Школы в Нидерландах выполняют три основные функции:

  1. - участие в формировании личности учащихся, рассматривается как часть их воспитания;
  2. - участие в формировании учащихся в социальном и культурном отношении, в воспитании гражданского самосознания и ответственности;
  3. - участие в подготовке к будущей профессии и функционированию на рынке труда.

Задачи базовых школ вытекают из указанных основных функций. В "Законе о базовом образовании" 1985 года они формулируются следующим образом:

Несмотря на внутренние различия между базовыми школами, среди них, тем не менее, можно выделить пять характерных направлений: дальтонские школы, школы Френе, Йена-план-школы, школы Монтессори и свободные вальдорфские школы. Их объединяет инновационный подход к образованию, разработанный в рамках самостоятельной педагогической концепции, основанной на определенном взгляде на человека и общество. Центральное место здесь отводится формированию ребенка в самостоятельную и ответственную личность. Данная педагогическая концепция преломляется в практической работе школ, каждая из которых в индивидуальной манере реализует данные задачи образования, соотнося направления своей деятельности с возможностями и способностями отдельных учащихся.

Публикуемые материалы посвящены практике работы этих инновационных школ и демонстрируют характерные особенности каждого течения. Они позволяют получить представление о том, как задачи базового образования могут быть реализованы, исходя из педагогико-дидактической концепции, основанной на определенном взгляде на развитие человека и общества.

Арно Й. Маарсхалкервеерд

СОДЕРЖАНИЕ

Для того, чтобы заказать некоторые из ниже перечисленных статей, удалите знак '-' из первой колонки соответствующих строк, сотрите все остальное письмо, за исключением выбранных строк, и пошлите список на edu@emissia.spb.su Cтроку GROUP... не удалять!

GROUP emissia.bank.pedagog.innovacia

-109 4К txt
Пять испытанных инновационных концепций (Брошюра под.редакцией А.Маарсхакервеерд, Голландия). Введение
-10901 27K txt
Дальтонская школа
-10902 45K txt
Школа Френе
-10903 29K txt
Йена-план-школа

Следующие материалы будут установлены на сервер только после их прохождения по каналу 'emissia.offline':

-10904 28K
Школа Монтессори.
-10905 30K
Свободная Вальдорфская школа.