Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту брошюры,
выпущенной кафедрой педагогики РГПУ им. А.И.Герцена и НИИ непрерывного
педагогического образования, 1995.

"ПРОГРАММЫ ПЕТЕРБУРГСКИХ ШКОЛ".
Материалы городской научно-практической конференции Секция N2

Научный редактор: доктор пед.наук,
проф. Тряпицына А.П.

Штейн М.Г.

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПО КУРСУ "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА"

Бесспорна значимость предмета "История Отечества". Однако, программы, которые существуют по этому предмету, учебники, написанные разными авторами, к сожалению, свидетельствуют о том, что их концепции не вполне сответствуют современной исторической науке. Существующие учебники и программы далеко не отражают уровень исторических исследований 20 века и достижения отечественных историков прошлого.

Нами была предпринята попытка анализа курса "История Отечества" и его построения на основе доступных сегодня исторических источников. Главная цель курса - изложение материала, соответствующего современным научным данным и формированию у учащихся представлений о динамике исторического процесса, полностью отражающего фактическую историю России.

Изучение тем курса отечественной истории целесообразно начинать с обзора источников, для того, чтобы ознакомить учащихся с методикой исторического исследования.

С нашей точки зрения, весь материал курса может быть представлен в четырех частях. Рассмотрим подробнее первую часть. В нее входят четыре раздела: Докиевский, Киевский, Удельная Русь, Московский период.

В первом разделе отражаются события, происходившие на территории Восточно-Европейской равнины с I по YIII века нашей эры. При освещении этого раздела целесообразно показать, какие племена населяли территорию Восточно-Европейской равнины, как они мигрировали, как смешивались между собой, как в этом межплеменном котле родился новый народ, получивший название "русский". В разделе важно отразить такие события, которые определяли в дальнейшем предпосылки возникновения славянского государства.

Второй раздел посвящен Киевскому периоду с УIII по ХIII вв. В этом разделе материал должен быть отобран таким образом, чтобы сформировать у учащихся представления о начале создания Древнерусского государства, о борьбе первых князей за создание государства, играющего значительную роль на международной арене. Важно отразить взгляды российских ученых на эти события и процессы (Н.М.Карамзин, П.Г.Бутков, М.П.Погодин, В.О.Ключевский, М.Н.Бестужев-Рюмин).

Третий раздел "Удельная Русь" охватывает время с ХIII до середины ХY века. Цель раздела - помочь учащимся понять сложность и противоречивость процессов, происходящих в русских княжествах.

Четвертый раздел - "Московский период". Он охватывает время от Ивана III до конца ХYII века. В этом разделе важно показать историческое значение русского централизованного государства.

Объем публикации не позволяет представить в полной мере наши взгляды на совершенствование программ по курсу "История Отечества". Однако, мы убеждены, что аналитический подход учителя к программам и учебникам - обязательный компонент педагогической деятельности. Такая работа дает возможность корректировать, восполнять недостатки учебников и программ, своевременно вносить в преподаваемые курсы материалы в соответствии с достижениями исторической науки.