Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту брошюры,
выпущенной кафедрой педагогики РГПУ им. А.И.Герцена и НИИ непрерывного
педагогического образования, 1995.

"ПРОГРАММЫ ПЕТЕРБУРГСКИХ ШКОЛ". Материалы городской научно-практической конференции Секция N2

Научный редактор: доктор пед.наук,
проф. Тряпицына А.П.

Богуславский Г.А.

ПРОГРАММА УДОСТОЕНА ПРЕМИИ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ В ОБЩЕГОРОДСКОМ КОНКУРСЕ В 1994 ГОДУ

Программа апробована практически в течение двух учебных годов на уроках в 1-х, 3-х, 5-х, 9-м и 10 классах. В процессе преподавания курса накоплен значительный опыт, на основе которого в 1993-94 гг. проведен в Университет педагогического мастерства (центр передового опыта) специальный семинар с учителями города.

В школе в 1993 году создан 9-й специализированный историко-краеведческий класс, ориентированный на углубленное изучение истории и культуры Петербурга (с включением в учебный план этого класса широкого спектра общегуманитарных и специальных предметов: археология и топонимика Петербурга, история архитектуры, история православной религиозной культуры, вспомогательные исторические дисциплины и пр.). В 1994/95 учебном году в программу обучения включены история культуры, психология, история мировой религии, история экономических учений, петербургское источниковедение, политология и пр.

Составлен и опробован (в 9-м и 10-м классах) оригинальный учебный план изучения истории - на основе синхронного принципа и рассмотрения истории Петербурга как неотъемлемой части истории России, а истории России - как важнейшей части мировой истории - без разделения (искусственного) курса истории на "самостоятельные" разделы: новая история, история России и история Петербурга.

Школа убеждена, что за этим методом - будущее нашего исторического образования.

Школа считает весьма перспективной - и в образовательном и в воспитательном отношении - идею постепенного превращения курса истории и культуры Петербурга (по всей вертикали от 1 до Х1 класса) в своеобразный "стержень" гуманитарного образования, на который будут постепенно "нанизываться" другие гуманитарные дисциплины; место и роль нашего города в истории отечественной и мировой культуры дают все основания для подобного подхода - без каких-либо натяжек и преувеличений.

Постепенное приобщение учащихся к ТВОРЧЕСКОЙ деятельности в области гуманитарных дисциплин: преодоление свойственного (внушенного) им "школярства", стремления к простому воспроизведению (репродуцированию) полученной на уроке или из учебника (книги) информации; постепенного "выведения" их на уровень владения начальными приемами исследовательской, поисковой деятельности. С этой целью учащимся неоднократно предлагались сочинения по необычным, нестандартным темам; они привлекались к составлению тематических программ для изучения отдельных крупных, ключевых проблем курса истории. Но главным было, безусловно, исполнение учащимися курсовых работ, носящих ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР по истории Петербурга. Работы эти выполнялись в течение всего полугодия (с постоянной библиографической и методической помощью учителя) по темам, избранным самими учащимися и с помощью педагога. При выборе и утверждении темы должны были быть соблюдены два условия: непременная тематическая связь с Петербургом (событие, человек, район, здание, достопримечательность и пр.) и отсутствие в литературе прямых публикаций по данной теме, делавшее необходимым самостоятельный поиск и сбор материала.

Итог - 7 дипломов на городской олимпиаде по истории и 5 успешных докладов на городской научной конференции школьников по краеведению в апреле 1994 года.