Приводится без редакционного вмешательства
EDU@EMISSIA по тексту сборника,
выпущенного Комитетом по образованию
Санкт-Петербурга, 1993.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ
(книга для учителей)Авторы-составители :
А.П.Тряпицына, докт.пед.наук, профессор
И.С.Батракова, канд.пед.наук, доцент
А.В.Мосина, канд.пед.наук, доцент
Рецензенты:
Т.К.Александрова, канд.пед.наук, научн.руководитель
Ломоносовской гимназии
Выборгского района С.-Петербурга;
В.Ю.Кричевский, канд.пед.наук, проректор по научной
работе НИИ НОВ РАО;
Н.Б.Куликова, директор гимназии N11
Василеостровского района
С.-Петербурга.
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО СОЗДАНИЮ МОДЕЛИ ГИМНАЗИИ
Актуальность темы опытно-экспериментальной работы обусловлена совокупностью противоречий, характеризующих проблемную ситуацию развития современной школы и общества. К основным противоречиям можно отнести противоречия между:
- тенденциями социально-экономического развития региона и уровнем разработанности региональной системы образования;
- осознанием необходимости широкого общего образования для развития конкурентноспособности выпускников школы в условиях рыночной экономики и низким престижем среднего образования в обществе;
- провозглашением права ученика на выбор путей, формы получения образования и отсутствием разнообразия типов общеобразовательных учреждений;
- готовностью педагогического коллектива к инновационной педагогической деятельности и отсутствием управленческих решений, обеспечивающих переход школы в режим опытно-экспериментальной работы.
Объектом исследования выступает образовательное учреждение нового вида, а его предметом - целостный педагогический процесс в гимназии.
Цель опытно-экспериментальной работы - разработка модели гимназии (с учетом особенностей конкретного региона).
Гипотеза опытно-экспериментальной работы (ОЭР) обусловлена целью, разработкой модели учебного заведения нового вида. В силу этого в гипотезе отражены все компоненты целостного педагогического процесса.
Гипотеза: гимназия выполняет свои социально-педагогические функции в том случае, если:
- процесс обучения данным образовательным учреждением строится как довузовский этап в системе непрерывного образования;
- основная цель гимназии, заданная как конечный результат, выражается в социально-значимом самоопределении (личностном и профессиональном) выпускника гимназии;
- содержание образования будет строиться на основе гуманитаризации всех циклов учебных предметов и будет ориентировано на стандарт образования (начальная школа-грамотность, средняя-функциональная грамотность, старшая-уровень углубленного изучения профильных предметов);
- внутри каждой ступение и профиля созданы условия для многоаспектной дифференциации и индивидуализации как учения, так и преподавания;
- отношение между учителем и учащимся построены на признании уникальности и неповторимости каждой личности и являются высшей ценностью педагогической деятельности;
- управление педагогическим процессом строится на демократической основе, предполагающей оптимальное соотношение управления - соуправления -
- самоуправления.
В соответствии с выдвинутой гипотезой и основными концептуальными идеями создания гимназии, изложенными в "Положении о гимназии", определены следующие исследовательские задачи ОЭР:
- Разработать совокупность диагностических методик определения уровня развития интересов, способностей и самоопределения гимназистов на всех ступенях образования на довузовском этапе (начальная школа, прогимназия, гимназия).
- Разработать и апробировать научно обоснованный с позиции педагогической и социальной целесообразности экспериментальный учебный план, органично сочетающий традиционные и профильные учебные предметы, составляющие содержательную основу процесса обучения в гимназии.
- Разработать адекватные содержанию образования в гимназии педагогические технологии и их научно-методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, пособия, дидактические материалы, учебно-методические комплексы и т.д.)
- Определить совокупность показателей готовности учащихся к дальнейшему образованию в высшей школе как совокупность показателей эффективности обучения в гимназии.
- Разработать и апробировать в ходе ОЭР модель демократического управления гимназией.
- Определить пути и формы организации ОЭР как основные пути повышения квалификации учителей в современной общеобразовательной школе нового вида.
- Определить пути координации и сотрудничества с другими экспериментальными площадками России, региона, вузами, научно-исследовательскими учреждениями в целях ускорения и повышения эффективности инновационных процессов в конструировании нового содержания образования.
- Обобщить опыт ОЭР педагогического коллектива на уровне авторской воспитательной системы, характеризующей традиции, стиль педагогической деятельности в данной гимназии и его особенности.