Приводится без редакционного вмешательства
EDU@EMISSIA по тексту сборника,
выпущенного Комитетом по образованию
Санкт-Петербурга, 1993.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ
(книга для учителей)

Авторы-составители :
А.П.Тряпицына, докт.пед.наук, профессор
И.С.Батракова, канд.пед.наук, доцент
А.В.Мосина, канд.пед.наук, доцент

Рецензенты:
Т.К.Александрова, канд.пед.наук, научн.руководитель
Ломоносовской гимназии
Выборгского района С.-Петербурга;
В.Ю.Кричевский, канд.пед.наук, проректор по научной
работе НИИ НОВ РАО;
Н.Б.Куликова, директор гимназии N11
Василеостровского района
С.-Петербурга.

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО СОЗДАНИЮ МОДЕЛИ ГИМНАЗИИ

Актуальность темы опытно-экспериментальной работы обусловлена совокупностью противоречий, характеризующих проблемную ситуацию развития современной школы и общества. К основным противоречиям можно отнести противоречия между:

Объектом исследования выступает образовательное учреждение нового вида, а его предметом - целостный педагогический процесс в гимназии.

Цель опытно-экспериментальной работы - разработка модели гимназии (с учетом особенностей конкретного региона).

Гипотеза опытно-экспериментальной работы (ОЭР) обусловлена целью, разработкой модели учебного заведения нового вида. В силу этого в гипотезе отражены все компоненты целостного педагогического процесса.

Гипотеза: гимназия выполняет свои социально-педагогические функции в том случае, если:

В соответствии с выдвинутой гипотезой и основными концептуальными идеями создания гимназии, изложенными в "Положении о гимназии", определены следующие исследовательские задачи ОЭР:

  1. Разработать совокупность диагностических методик определения уровня развития интересов, способностей и самоопределения гимназистов на всех ступенях образования на довузовском этапе (начальная школа, прогимназия, гимназия).
  2. Разработать и апробировать научно обоснованный с позиции педагогической и социальной целесообразности экспериментальный учебный план, органично сочетающий традиционные и профильные учебные предметы, составляющие содержательную основу процесса обучения в гимназии.
  3. Разработать адекватные содержанию образования в гимназии педагогические технологии и их научно-методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, пособия, дидактические материалы, учебно-методические комплексы и т.д.)
  4. Определить совокупность показателей готовности учащихся к дальнейшему образованию в высшей школе как совокупность показателей эффективности обучения в гимназии.
  5. Разработать и апробировать в ходе ОЭР модель демократического управления гимназией.
  6. Определить пути и формы организации ОЭР как основные пути повышения квалификации учителей в современной общеобразовательной школе нового вида.
  7. Определить пути координации и сотрудничества с другими экспериментальными площадками России, региона, вузами, научно-исследовательскими учреждениями в целях ускорения и повышения эффективности инновационных процессов в конструировании нового содержания образования.
  8. Обобщить опыт ОЭР педагогического коллектива на уровне авторской воспитательной системы, характеризующей традиции, стиль педагогической деятельности в данной гимназии и его особенности.