Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту,
подготовленному Общим педагогическим учебным центром (Утрехт,
Нидерланды) по заказу КРОСС в рамках российско-нидерландского
сотрудничества в области образования, 1995

ПЯТЬ ИСПЫТАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Редактор Арно Й. Маарсхакервеерд

В подготовкке издания приняли участие:
Лилиан Леферинк (Дальтонская школа)
Ерун Танс (Школа Френе)
Ринус Рюрсинк (Йена-план-школа)
Левина Шюллер де Лагнге (Школа Монтессори)
Петер Схюккинг (Свободная вальдорфская школа)

Перевод: И.Суш


ШКОЛА ФРЕНЕ

1 Цели и технология обучения

Селестен Френе начал свою деятельность в 1920 году в деревенской школе в местечке Бар сюр Луп во Франции. Классы были переполнены, учебных средств не доставало, педагогические и дидактические приемы обучения не оказывали нужного воздействия. Ученики его группы не проявляли в классе и доли того интереса, который они испытывали во время прогулок. Вместе учитель и ученики покидали школу, чтобы понаблюдать за работой деревенских мастерских и заняться изучением окружающей природы. В классной практике Френе также разработал новые формы занятий. он начал применять ряд приемов, позволяющих индивидуализировать работу и создающих условия для демократического сотрудничества. Френе завязал активную переписку с коллегами-единомышленниками. Так возник круг Френе, который после 1945 года пережил быстрый рост и превратился в международное движение учителей (FIMEM), которые вместе в рамках повседневной практики разрабатывают новые технологии обучения.

Ни одна школа не похожа на другую. Это относится и к школе Френе. Сходство между ними заложено в исходных позициях. Каждая школа развивает их в соответствии со своей ситуацией и возможностями. Сходство заключается в применяемой технологии обучения. Речь здесь идет о творческой работе с определенными приемами, а не об их слепом использовании. Каждый педагог развивает свой способ работы, исходя из состава и возможностей группы. Указанные приемы обеспечивают четкую структуру и являются точкой опоры для педагога.

Цели, формы работы и приемы обучения в школах Френе представляют собой единое целое. В данной главе мы рассмотрим поэтому важнейшие приемы обучения в их соответствии определенным целям. Чтобы получить первое впечатление, заглянем в старшую группу (от 10 до 12 лет), насчитывающую 24 учащихся.

В восемь тридцать пять начинается классное собрание, или так называемый круг.

Камил договорился о том, что сегодня председателем (ведущим) будет Бас. У кого дневник? У Лобке. Ванда сегодня ведет протокол в большой белой папке.

Даниель первая читает свой текст. Она написала текст о "кошачьем колокольчике". У Элс текст - о работе над Плутоном. Группа мастерит большой макет Плутона из папье-маше. После чтения этого текста Ванда обещает сделать график. Желающие принять участие могут подойти к ней. Марика читает еще не оконченный текст о коробочке для хлеба (продолжение следует). Севда сочинила стихотворение с рифмой на "пух". Тим написал о своей скрипке. Вопрос ко всем: "Кто играет на музыкальном инструменте и на каком?" В классе есть ученики, занимающиеся игрой на флейте, виолончели, пианино или барабане. Мы договариваемся о том, что принесем свои инструменты, чтобы попробовать что-нибудь сделать вместе. В заключение - текст Иветт "Игровая кость". Она сочиняет его вместе с Дианой и Селмой. Названия текстов еще раз повторяются. Затем проводится голосование. С числами, полученными в результате голосования, проводится упражнение по устному счету.

Председатель спрашивает, кто принес что-нибудь с собой. У Питера с собой книжка с комиксами. Он может начать ее читать вместе с Йостом. Они договариваются о времени. Том дома оформил работу о морских свинках. Теперь мы знаем, что такое чесотка. Он сделал еще линогравюру, которая будет использована при оформлении обложки классной газеты. Стевен и Мариска сразу после круга примутся за эту работу. Стевен принес с собой вырезанный им штемпель с изображением ежа. Он хотел бы сделать еще один оттиск, но сегодня у него достаточно дел.

Четверть десятого. Есть договор, что примерно в это время разбираются "оргвопросы". Иначе круг слишком затянется. Эпс просит, чтобы Ерун помог ей с математикой. Кто еще? Деннис, Камил, Диана, Тим и Йоост. Селма и Диана хотят разместиться в коридоре, чтобы заняться оформлением своей работы. Это можно сделать сегодня днем. Йоост и Тим тоже договариваются о месте встречи в коридоре. Небольшая группа хочет, с участием одной из мам, заняться в коридоре резьбой по дереву. Бас получает комплименты о ведении собрания. Все прошло прекрасно.

Девять двадцать пять. Мы расходимся. Все учащиеся сначала заполняют свои планы работы на день. Затем каждый самостоятельно принимается за дело. Дети занимаются чтением, письмом, счетом, печатанием и т.п. Стевен и Мариска заняты линогравюрой. Иветт записывает на доске свой текст. Ерун проверяет и совещается по поводу планов работы. Царит спокойная атмосфера. Несколько учащихся по очереди подходят со своими заданиями по математике к Еруну, как они и договаривались во время круга. Каждый занят делом.

В десять часов желающие выходят на улицу. Некоторые остаются в помещении. Включается запись Майкла Джексона. Громко.

В десять двадцать дети рассаживаются у доски для обсуждения написанного на ней текста. Текст занимал четыре страницы, поэтому Иветт написала на доске краткое изложение. После обсуждения орфографических ошибок и погрешностей в композиции составляется "задание на доске", поставив его в прошедшем времени. Второе задание: сочинить стишок по примеру Селды и написать внизу свое мнение о результатах.

В половине одиннадцатого дается пять минут для того, чтобы собрать вещи, и затем наступает "полчаса тишины". Никто не разговаривает, не работает вместе, не ходит. Все тихо заняты своей работой. Это происходит каждое утро.

В одиннадцать десять снова можно шуметь. Театральная группа начинает репетицию в служебном кабинете.

Половина двенадцатого, и сегодня это означает фильм. Фильм, сделанный самими учащимися и короткий фильм, полученный нами от наших корреспондентов.

Почти без четверти двенадцать. Выполняются некоторые классные обязанности. Затем большинство обедает, а некоторые уходят домой.

2 Классное собрание

Классное собрание является осью, вокруг которой вращается ежедневная организация. работа организуется на основе взаимного согласования, при котором исходной точкой является интерес самих учащихся, что позволяет прийти к полезной для них деятельности. Помимо такой организации дети учатся разрешать конфликты и обсуждать проблемы. Они также приобретают опыт принятия демократических решений. они убеждаются в том, что считается с другими членами своей группы, что читаясь с другими членами своей группы, они могут изменять собственное положение. Так у них возникает ощущение того, что к ним относятся серьезно, растет их уверенность в себе.

На классном собрании учащийся постоянно занят: он выступает сам или слушает других ( дети аргументируют, спорят, отчитываются, рассказывают). В группе, где постоянно ведутся переговоры, где многие дети принимают активное участие в беседе, устная речь учащихся непременно будет эффективно развиваться. Расположение в виде круга, когда лица детей обращены друг к другу, является подходящей организационной формой для такого собрания.

В младшей группе (от 6 до 7 лет) влияние педагога еще хорошо ощутимо. В старших классах ряд его задач все чаще берут на себя сами учащиеся. Каждое утро мы начинаем с классного собрания. Учащиеся по очереди выполняют роль председателя. так каждый учится не только руководить, но и обучается демократической игре, подчиняясь воле ведущего. Днем также проводится короткое собрание класса, имеющее, однако, другую структуру. Здесь учащимся предоставляется возможность еще что-то рассказать, показать свою работу или о чеи-нибудь (лучше) договориться. Здесь также регулярно оглашаются, демонстрируются, обсуждаются и оцениваются группой результаты самостоятельных работ. Это собрание мы завершаем разбором стенгазеты.

3 Стенгазета

В большинстве групп Френе присутствуют доска или тетрадь, где учащиеся могут записывать вопросы, поздравления или пожелания. Это может делать и учитель. Собранные записи рассматриваются на классном собрании. Замечания всегда делаются от своего имени. Это позволяет избежать "анонимной брани". Такая стенгазета помогает напоминать друг другу о взаимной ответственности. Учащиеся учатся быть честными по отношению к себе и другим, отстаивать собственное мнение. Они учатся формулировать проблемы и вместе решать их. Учащиеся учатся быть честными по отношению к себе и другим, отстаивать собственное мнение. Они учатся формулировать проблемы и вместе решать их. Учащиеся договариваются друг с другом, и поскольку это происходит по их собственной инициативе, эффект таких договоренностей часто бывает довольно высоким. Мы заканчиваем поздравлениями. Положительные замечания создают климат, в котором каждый ощущает поддержку, стимул и достойную оценку со стороны других.

Примеры вопросов и пожеланий, написанных на доске:

Примеры поздравлений:

4 Классные обязанности

Жизнь группы означает работу, например, нужно следить за чистотой доски, содержать в порядке уголок для рисования, уголок для чтения, шкафы с материалами по математике и языку, кормить рыбок. Все дети вместе с учителем отвечают за это. Быть частью группы означает брать на себя и часть работы.

Работа выполняется учащимися, и по мере их взросления они во все большей степени, и по мере их взросления они во все большей степени организуют это сами. Иногда в группе на видном месте висит список обязанностей.

Выполнение работ обсуждается на классном собрании.

5 План работы

Форма планов работы в различных школах Френе может быть различной. В большинстве младших групп (4-6 лет) используются карты дневного ритма. В третьих и четвертых группах (7-9 лет) этот план представляет собой заранее отпечатанный лист, на котором указаны "предметные области" и виды занятий, иногда в форме рисунков. Учащиеся сами могут вписать в него, что они хотят делать в этот день или на этой недели и в каком порядке. В старших группах (10-12 лет) эти планы работы становятся более обширным.

На собрании в конце недели темой обсуждения может быть то, сколько энергии учащиеся вкладывают в работу. Это происходит по инициативе самих учащихся или педагога.

6 Текст на свободную тему

Текст на свободную тему является в Нидерландах наиболее часто применяемым элементом технологии обучения Френе. Само название уже говорит за себя: содержание и момент написания учащиеся определяют сами, это происходит дома или в школе. Каждый ежедневно попадает в различные ситуации и фантазирует о самых разных вещах (реальность, ожидания, мечты, проблемы, страхи и т.п.). Речь идет о том, чтобы учащиеся могли выразить устно или письменно, что у них на сердце, лучше осмысливая при этом собственные чувства и переживания. Благодаря прямой связи между текстом и опытом "писательский барьер" для ребенка остается низким. Кроме того, тексты сохраняют свою узнаваемость для членов группы. Друг за другом они узнают о различиях и сходствах в том, что с ними происходит. Это пробуждает любопытство и вызывает к жизни (собственные) мнения и впечатления7 Способность высказать собственное мнение, даже когда знаешь, что принадлежишь к меньшинству, требует безопасного климата, в котором с уважением относятся к различиям.

6-7 летние дети начинают с больших тетрадей для рисования. Показывая рисунки, они могут свободно рассказывать (устный текст). Эти большие тетради постепенно заменяются меньшими по размеру, в которых учителя пишут короткие тексты под картинками.У большинства учащихся имеются специальные тетради для текстов. С левой стороны - чистый лист, а с правой - разлинованный. К этим текстам дети часто делают блестящие иллюстрации. Такие тетради хранятся очень долго. В старшей группе (10-12 лет) есть учащиеся, которые пишут только тексты без иллюстраций.

В старшей группе (10-12 лет) тексты могут прочитываться ежедневно во время утреннего круга. это чтение является добровольным, и за один раз может быть прочитано около шести сочинений. Иногда к прочитанному тексту задаются вопросы, иногда они становятся поводом для беседы. Может быть принято решение о том, что группа учащихся займется дальнейшим выяснением затронутой в тексте темы. Так, тексты могут стать исходным моментом для различного рода занятий: рисования, ориентации в мире и, прежде всего, развития языковых способностей. Дети выбирают один из текстов для записи на доске. каждый учащийся в течение года несколько раз представляет свои тексты на доске.

7 Обсуждение текста

Ежедневно группа собирается у доски. На ней записывается текст, выбранный во время круга, "со всеми его недостатками". Учащиеся разбирают предложение за предложением и исправляют стилистические и орфографические погрешности. В особенности, обсуждение стиля приводит почти каждый раз к очень полезным дискуссиям, и регулярно происходит серьезная переработка отдельных предложений или целых фрагментов. Развитие знания грамматики также происходит на основе такого обсуждения. В результате появляется "безошибочный" текст, который может быть отпечатан на типографском станке или машинке для использования его в классной газете.

8 Задание на доске

"Во многих школах речь детей систематически (в частности, в языковых пособиях) вытесняется искусственной. Так немеет опыт, и речь утрачивает смысл". (P.Freire)

После обсуждения текста происходит совместное составление задания. На доске записывается ряд вопросов и заданий, возникших на основе выбранного текста или того, что обсуждалось в кругу.

Выполнение этой работы является заданием по родному языку на соответствующий день. Собственный опыт, выступающий в качестве языкового материала, обладает низким "порогом" и остается для ребенка наполненным смыслом. Этим данный подход отличается от методов, согласно которым, в первую очередь, происходит пассивное заучивание грамматических правил по заранее установленному порядку.

Френе неоднократно выступал против подобной переоценки знания грамматики и орфографии.

Задание на доске может включать вопросы, активно обсуждающиеся в группе. Текст также регулярно бывает отправной точкой для различных вопросов и заданий. Орфография в тексте может послужить толчком к соответствующим упражнениям. Существенно при этом, что и здесь речь идет о собственной речи, о выбранных самими детьми словах.

Задание на доске предполагает дифференциацию, как в плане содержания, так и в плане объема. Ряд учащихся может сделать больше, и с ними существует договор, что они так и будут поступать.

Учитель замечает, например, с помощью текстов, у каких учащихся еще имеются пробелы в знаниях. С такими учащимися целенаправленно проводятся специальные упражнения, поскольку обучение через собственное открытие не приводит у них к необходимому результату. Однако, следует избегать того, чтобы чрезмерное внимание к этим упражнениям приводило к затуханию естественного языкового воспитания.

9 Естественное чтение

Дети младшего возраста с удовольствием рисуют. К рисункам в тетради для рассказов задаются вопросы, делаются замечания. Ребенок может объяснить, что изображено на рисунке. Так он узнает о том, что такое письменная коммуникация. Учителя, работающие по методу Френе, записывают комментарий ребенка под рисунком. Постепенно текст для учащегося становится более важным: он хочет быть в состоянии прочитать свои первые слова. Учащиеся заняты многими вещами, и об этом они хотят читать. Эти слова они хотят писать, печатать и т.п. Кроме того, им интересно познакомиться со словами и предложениями, которыми заняты другие дети в группе. Им приятно давать читать свои слова другим. Это дает возможность группе создать общий запас слов.

В рамках метода естественного обучения чтению учащийся начинает с интересных для него слов и предложений. С самого начала важное значение придается связи содержания и техники. Чтение становится логическим продолжением устной речи и рисования. При печатании предложений и слов в работу вступает процесс анализа и синтеза. Начиная с целого слова (глобальный подход), ребенок разбирает букву за буквой. Наконец, он несколько раз отпечатывает это слово. Учитель создает стимулирующую, упорядоченную рабочую обстановку, в рамках которой учащиеся получают индивидуальную помощь в их стремлении справиться с графическим и фонетическим "хаосом".

10 Естественный счет

Дети младшего возраста (4-6 лет) регулярно имеют при себе материал, с помощью которого могут сравниваться количества или производиться счет.

Вещи, приносимые старшими учащимися, нередко бывают связаны с арифметическими рассказами. В этих случаях дети разговаривают об арифметических решениях. Так происходит обучение счету в условиях полезного для детей, понятного и живого контекста.

Так развиваются знания, и ученик убеждается на опыте в том, что ему еще не достает некоторых умений и навыков. В этой ситуации он с большей мотивацией занимается их упражнением в хорошо оборудованном рабочем уголке. Естественный счет является в Нидерландах наименее разработанной технологией. Достаточно трудно оказывается учитывать различия в развитии и интересах детей. В это каждая школа по собственной инициативе должна вкладывать большое количество энергии.

........................................................

15 Стиль воспитания и обучения (роль педагога)

"Мы бы хотели до нуля сократить плановые кабинетные уроки (магические разъяснения в бесчисленных вариантах, за которыми следуют упражнения, "вдалбливание" и контроль). Приемы и вспомогательные средства, разработанные нами на практике вместе с тысячами учителей, являются залогом обогащения и роста учащихся...(С.Френе)

Те, кто впервые посещает школу Френе, часто поражаются той легкости, с которой учащиеся ведут собрания, принимают решения, вместе решают проблемы и при этом весьма целенаправленно занимаются работой. Обращает на себя внимание и их умение своими проблемами к "представителям власти" и не удовлетворяются отговорками.

Работать по системе Френе означает изменение своей роли: от всеопределяющей через стимулирующую - к роли куратора и наблюдателя, и далее - к роли активного направляющего члена группы. Учитель прекращает быть тем, кто решает, наказывает и имеет на все готовые ответы. Так же, как и ученики он начинает искать ответы на возникающие вопросы, чтобы быть в состоянии дать по ним разъяснения. Результатом этого может стать урок на тему, которая заинтересовала учащихся.

Такие средства применения власти, как отметки и наказания утрачивают свою необходимость. Естественно, педагог школы Френе продолжает исправлять, проверять и дополнять работу учащихся и установленные договоренности.

Множество приемов, используемых в группах меняющегося состава создает возможность возникновения многочисленных отношенческих и учебных ситуаций, далеко не все из которых протекают при участии учителя. Учитель перестает быть центральной фигурой, сохраняя, однако, ответственность за общий педагогический процесс. Речь здесь идет об индивидуализированном обучении и оптимальной привлеченности каждого учащегося. Учитель продолжает следить за мотивацией и стимулирует заинтересованность. Так же, как и вся группа, он с уважением относится к сделанной работе и проведенному исследованию. Успех вызывает удовлетворение и взаимное удовольствие.

16 Содержание и программы.

Выбор программы должен быть основан на потребностях учащихся. школа должна учитывать различия между учащимися, а не наоборот. Учебное содержание должно прямо соответствовать жизненному миру детей. Индивидуально они отличаются друг от друга, и поэтому их трудно свести к нескольким категориям, не подвергаясь опасности механистического подхода.

Педагоги школ Френе обладают большим опытом адаптации содержания к интересам учащихся, благодаря чему учебные пособия в некоторых случаях используются лишь в качестве справочной литературы.

Кроме того, здесь сводятся к минимуму границы между отдельными предметами. Действительность, разделенная на предметы, существует только в образовании, но не в остальных областях общественной жизни.

17 Формы группировки

Педагоги школ Френе признают преимущества работы с гетерогенными группами:

Разделение учащихся на группы в различных школах организовано по-разному. Регулярны случаи объединения в одну группу учащихся с разницей в возрасте в 1-2-3 года.

В классе учащиеся могут принимать участие в решении о составе различных подгрупп. В общих чертах, встречаются две формы деления: постоянные группы учащихся, сидящих за одним столом, и ежедневно меняющиеся группы в связи с занятиями в рабочих уголках. Состав последних определяется в утреннем кругу. Ребенок, которому принадлежит инициатива, выбирает членов группы, которые хотят принять участие в соответствующем занятии. В течении года каждый учащийся получает возможность работать с другими одноклассниками. Имеются также случаи сотрудничества с учащимися других классов.

18 Учебные средства и педагогика Френе

"Впервые в истории педагогики за улучшение своей практики взялись сами педагоги. Наши идеи возникли не на основе умозрительных заключений, но выросли из практики и полностью ей соответствуют. Ни один из наших пионеров не начинал в богатой, хорошо обеспеченной рабочей обстановке. Мы начали с простых идей и рудиментарных средств: с печатного станка и свободного текста, с переписки, со свободного рисования и самопроверяемых рабочих карточек, которые мы делали сами. Шаг за шагом, экспериментально, разрабатывались новые приемы".

(С.Френе)