Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
сборника, выпущенного Комитетом по образованию Мэрии Санкт-Петербурга,
1995.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ
РАЗДЕЛ I "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ"Авт. коллектив: А.П.Тряпицына, докт.пед.наук
Н.И.Роговцева, канд.пед.наук
В.В.Шапкин, докт.пед.наук
Н.М.Мышинская, канд.пед.наук
Э.Е.Фейгина, канд.пед.наук
Научный руководитель - доктор пед.наук,
проф. Тряпицына А.П
Составитель - В.О.Иванова
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, ИМЕЮЩЕЙ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРОЙ НЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕМ ИМИ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ЕЙ)
- Целевое назначение:
- Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования, Базисным учебным планом учреждений начального профессионального образования С.- Петербурга в части, относящейся к данному типу программы.
- Профессиональное образование учащихся - по профессиям Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования, для овладения которыми не требуется среднего (полного) общего образования (профессии II ступени квалификации).
- Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа.
- Возраст:
- Соответствие возрастным требованиям, обозначенным в Перечне профессий и специальностей.
- Уровень готовности к освоению образовательной программы:
- Учащиеся, успешно освоившие базисную программу основной общеобразовательной школы и сдавшие выпускные экзамены.
- Состояние здоровья:
- С учетом психофизиологических особенностей и медицинских противопоказаний, обусловленных спецификой профессии (ий), по которой (ым) ведется обучение.
- Продолжительность обучения:
- Минимальный срок обучения 2 года. Возможно увеличение продолжительности обучения на срок от 1 до 10 месяцев при одновременной специализации более чем по двум специальностям.
- Ожидаемый результат:
- Успешное овладение учащимися учебными дисциплинами Базисного учебного плана учреждений начального профессионального образования С.-Петербурга; достижение образовательного уровня и профессиональной квалификации, предусмотренных Государственным стандартом начального профессионального образования по соответствующей профессии; достижение уровня социальной компетентности в рамках Петербургского стандарта начального профессионального образования. В процессе реализации образовательной программы продолжается общефизическое развитие учащихся и обеспечивается гуманитарная подготовка. Учащиеся овладевают общетехническими, общепрофессиональными и специальными знаниями, а также общепрофессиональными и специальными практическими и производственными умениями.
- Учебный план:
- Рабочий учебный план, составленный образовательным учреждением на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования и (или) Базисного учебного плана учреждений начального профессионального образования С.-Петербурга. Часы факультативных занятий и консультаций используются по усмотрению образовательного учреждения для развития познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей и интересов учащихся в целях их личностного и профессионального самоопределения.
- Учебные программы:
- Типовые учебные программы, рекомендованные МО РФ по предметам, являющимся обязательными в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального профессионального образования; учебные программы, рекомендованные УМЦ Комитета по образованию С.-Петербурга; рабочие учебные программы, разработанные образовательным учреждением на основе федерального компонента содержания начального профессионального образования по соответствующей профессии; усовершенствованные (откорректированные) типовые учебные программы; разработанные учебные программы, в том числе авторские, согласованные с УМЦ или имеющие положительное заключение экспертного совета по начальному профессиональному образованию при Комитете по образованию СПб.
- Организационно-педагогические условия:
- Режим шестидневной или пятидневной учебной недели; чередование теоретических и практических занятий, проведение части (отдельных) учебных занятий во второй половине дня после определенного валеологическими требованиями отдыха. Шестой день недели может использоваться на оздоровительную и другую работу с учащимися, а также на работу с родителями.
- Продолжительность уроков теоретического обучения 45 минут.
- Наполняемость учебных групп 25 человек. На занятиях иностранного языка, физкультуры, информатики, на занятиях по общепрофессиональным предметам, на производственном обучении учебная группа может разделяться на подгруппы.
- Создание условий для социальной и психологической поддержки учащихся.
- Формы аттестации достижений учащихся:
- все формы промежуточной аттестации, характеризующие усвоение обучающимися образовательной программы, а также их личные достижения в области профессионального мастерства, успехи в общественно-полезной деятельности;
- тестовый и другой контроль знаний и умений учащихся с целью определения соответствия их уровня требованиям Государственного стандарта начального профессионального образования;
- выпускные экзамены по теоретическим предметам;
- дипломные работы;
- выпускные квалификационные экзамены.
- Вид образовательного сертификата: Диплом.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, ИМЕЮЩЕЙ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРОЙ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ДО СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕМ ИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ
- Целевое назначение:
- Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования, Базисным учебным планом учреждений начального профессионального образования С.- Петербурга в части, относящейся к данному типу программы.
- Профессиональное образование учащихся по профессиям Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования, для овладения которыми требуется среднее (полное) общее образование (профессии III ступени квалификации).
- Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа.
- Возраст:
- Соответствие возрастным требованиям, обозначенным в Перечне профессий и специальностей.
- Уровень готовности к освоению образовательной программы:
- Учащиеся, успешно освоившие базисную программу основной общеобразовательной школы и сдавшие выпускные экзамены или успешно прошедшие другие установленные образовательным учреждением формы входного контроля.
- Состояние здоровья:
- С учетом психофизиологических особенностей и медицинских противопоказаний, обусловленных спецификой профессии (ий), по которой (ым) ведется обучение.
- Продолжительность обучения:
- Минимальный срок обучения 3 года. Возможно увеличение продолжительности обучения на срок от 1 до 10 месяцев при одновременной специализации более чем по двум специальностям.
- Ожидаемый результат:
- Успешное овладение учащимися учебными дисциплинами Базисного учебного плана учреждений начального профессионального образования С.-Петербурга; достижение уровня общей образованности, предусмотренного Петербургским образовательным стандартом для средней (полной) общеобразовательной школы; достижение образовательного уровня и профессиональной квалификации, предусмотренных Государственным стандартом начального профессионального образования по соответствующей профессии; достижение уровня социальной компетентности в рамках Петербургского стандарта начального профессионального образования.
- В процессе реализации образовательной программы происходит повышение образовательного уровня обучаемых, заканчивающееся получением ими среднего (полного) общего образования. Значительную часть содержания образования по этой программе составляют общеобразовательные предметы, номенклатура и объем которых обеспечивает эквивалентность среднего образования получаемому в общеобразовательной школе на уровне базовой образовательной программы 10-11 классов.
- Учащиеся овладевают общетехническими, общепрофессиональными и специальными предметами,обеспечивающими формирование знаний о технико-технологических и организационно-экономических основах современных производств. Содержание производственного (практического) обучения включает в себя такие виды работ, которые позволяют сформировать у учащихся общепрофессиональные и специальные умения.
- Учебный план:
- Рабочий учебный план, составленный образовательным учреждением на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования и (или) Базисного учебного плана учреждений профессионального образования С.-Петербурга. Часы факультативных занятий и консультаций используются по усмотрению образовательного учреждения для развития познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей и интересов учащихся в целях их личностного и профессионального самоопределения.
- Учебные программы:
- По общеобразовательным предметам: Типовые учебные программы, утвержденные МО РФ; учебные программы, рекомендованные С.-Петербургским государственным университетом педагогического мастерства (СПбГУПМ); усовершенствованные (откорректированные) программы, согласованные с СПбГУПМ; авторские программы при наличии положительного заключения городского экспертного совета при Комитете по образованию СПб. По всем остальным предметам учебного плана: Типовые учебные программы рекомендованные МО РФ по предметам, являющимся обязательными в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального профессионального образования; учебные программы, рекомендованные УМЦ Комитета по образованию С.-Петербурга; рабочие учебные программы, разработанные образовательным учреждением на основе федерального компонента содержания начального профессионального образования по соответствующей профессии; усовершенствованные (откорректированные) типовые учебные программы; разработанные учебные программы, в том числе авторские, согласованные с УМЦ или имеющие положительное заключение экспертного совета по начальному профессиональному образованию при Комитете по образованию СПб.
- Организационно-педагогические условия:
- Режим шестидневной или пятидневной учебной недели; чередование теоретических и практических занятий, проведение части (отдельных) учебных занятий во второй половине дня после определенного валеологическими требованиями отдыха. Шестой день недели может использоваться на оздоровительную, экскурсионную, кружковую, индивидуальную и другую работу с учащимися, а также на работу с родителями.
- Продолжительность уроков теоретического обучения 45 минут.
- Наполняемость учебных групп 25 человек. На занятиях иностранного языка, физкультуры, информатики, на лабораторно-практических занятиях по общепрофессиональным и специальным предметам, на производственном обучении возможно разделение учебной группы на подгруппы.
- Создание условий для социальной и психологической поддержки учащихся.
- Формы аттестации достижений учащихся:
- все формы промежуточной аттестации, характеризующие усвоение обучающимися образовательной программы, их личные достижения в области профессионального мастерства, успехи в общественно-полезной деятельности;
- тестовый и другой контроль знаний и умений учащихся с целью определения соответствия их уровня требованиям Государственного стандарта начального профессионального образования;
- выпускные экзамены по теоретическим предметам;
- дипломные работы;
- выпускные квалификационные экзамены.
- Вид образовательного сертификата: Диплом.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, ИМЕЮЩЕЙ СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРОЙ НЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ДАЛЬНЕЙШЕМ ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕМ ИМИ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ЕЙ)
- Целевое назначение:
- Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования, Базисным учебным планом учреждений начального профессионального образования С.- Петербурга в части, относящейся к данному типу программы.
- Профессиональное образование учащихся по профессиям Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования, для овладения которыми требуется среднее (полное) общее образование (профессии III ступени квалификации).
- Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа.
- Возраст:
- Специально не регламентируется.
- Уровень готовности к освоению образовательной программы:
- Учащиеся, успешно освоившие базисную общеобразовательную программу средней (полной) общеобразовательной школы и успешно прошедшие установленные учебным заведением формы входного контроля.
- Состояние здоровья:
- С учетом психофизиологических особенностей и медицинских противопоказаний, обусловленных спецификой профессии (ий), по которой (ым) ведется обучение.
- Продолжительность обучения:
- Минимальный срок обучения 1 - 2 года.
- Ожидаемый результат:
- Успешное овладение учащимися учебными дисциплинами Базисного учебного плана учреждений начального профессионального образования С.-Петербурга; достижение образовательного уровня и профессиональной квалификации, предусмотренных Государственным стандартом начального профессионального образования по соответствующей профессии; достижение уровня социальной компетентности в рамках Петербургского стандарта начального профессионального образования.
- В процессе реализации образовательной программы продолжается общефизическое развитие обучаемых и углубляются их мировоззренческие представления. Учащиеся овладевают общетехническими, общепрофессиональными и специальными знаниями на уровне технико-технологических и организационно-экономических принципов функционирования современных производств. Содержание производственного (практического) обучения включает в себя такие виды работ, которые позволяют сформировать у учащихся общепрофессиональные и специальные умения.
- Учебный план:
- Рабочий учебный план, составленный образовательным учреждением на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования и (или) Базисного учебного плана учреждений профессионального образования С.-Петербурга. Часы факультативных занятий и консультаций используются по усмотрению образовательного учреждения для развития познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей и интересов учащихся в целях их личностного и профессионального самоопределения.
- Учебные программы:
- Типовые учебные программы, рекомендованные МО РФ по предметам, являющимся обязательным в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального профессионального образования; учебные программы, рекомендованные УМЦ Комитета по образованию; рабочие учебные программы, разработанные образовательным учреждением на основе федерального компонента содержания начального профессионального образования по соответствующей профессии; усовершенствованные (откорректированные) типовые учебные программы; разработанные учебные программы, в том числе авторские, согласованные с УМЦ или имеющие положительное заключение экспертного совета по начальному профессиональному образованию при Комитете по образованию СПб.
- Организационно-педагогические условия:
- Режим шестидневной или пятидневной учебной недели; чередование теоретических и практических занятий, проведение части (отдельных) учебных занятий во второй половине дня после определенного валеологическими требованиями отдыха. Шестой день недели может использоваться на оздоровительную, экскурсионную, кружковую, индивидуальную и другую работу с учащимися, а также на работу с родителями.
- Продолжительность уроков теоретического обучения 45 минут.
- Наполняемость учебных групп 25 человек. На занятиях иностранного языка, физкультуры, при работе ПК, на лабораторно-практических занятиях по общепрофессиональным предметам, на производственном обучении возможно разделение учебной группы на подгруппы.
- Создание условий для социальной и психологической поддержки учащихся.
- Формы аттестации достижений учащихся:
- все формы промежуточной аттестации, характеризующие усвоение обучающимися образовательной программы, их личные достижения в области профессионального мастерства, успехи в общественно-полезной деятельности;
- тестовый и другой контроль знаний и умений учащихся с целью определения соответствия их уровня требованиям Государственного стандарта начального профессионального образования;
- выпускные экзамены по теоретическим предметам;
- дипломные работы;
- выпускные квалификационные экзамены.
- Вид образовательного сертификата:
- Диплом.