Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
сборника, выпущенного Комитетом по образованию Мэрии Санкт-Петербурга,
1995.

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ
РАЗДЕЛ I "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ"

Авт. коллектив: А.П.Тряпицына, докт.пед.наук
Н.И.Роговцева, канд.пед.наук
В.В.Шапкин, докт.пед.наук
Н.М.Мышинская, канд.пед.наук
Э.Е.Фейгина, канд.пед.наук

Научный руководитель - доктор пед.наук,
проф. Тряпицына А.П
Составитель - В.О.Иванова

ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, ИМЕЮЩЕЙ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРОЙ НЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕМ ИМИ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ЕЙ)

  1. Целевое назначение:
    Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования, Базисным учебным планом учреждений начального профессионального образования С.- Петербурга в части, относящейся к данному типу программы.
    Профессиональное образование учащихся - по профессиям Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования, для овладения которыми не требуется среднего (полного) общего образования (профессии II ступени квалификации).
  2. Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа.
    1. Возраст:
      Соответствие возрастным требованиям, обозначенным в Перечне профессий и специальностей.
    2. Уровень готовности к освоению образовательной программы:
      Учащиеся, успешно освоившие базисную программу основной общеобразовательной школы и сдавшие выпускные экзамены.
    3. Состояние здоровья:
      С учетом психофизиологических особенностей и медицинских противопоказаний, обусловленных спецификой профессии (ий), по которой (ым) ведется обучение.
  3. Продолжительность обучения:
    Минимальный срок обучения 2 года. Возможно увеличение продолжительности обучения на срок от 1 до 10 месяцев при одновременной специализации более чем по двум специальностям.
  4. Ожидаемый результат:
    Успешное овладение учащимися учебными дисциплинами Базисного учебного плана учреждений начального профессионального образования С.-Петербурга; достижение образовательного уровня и профессиональной квалификации, предусмотренных Государственным стандартом начального профессионального образования по соответствующей профессии; достижение уровня социальной компетентности в рамках Петербургского стандарта начального профессионального образования. В процессе реализации образовательной программы продолжается общефизическое развитие учащихся и обеспечивается гуманитарная подготовка. Учащиеся овладевают общетехническими, общепрофессиональными и специальными знаниями, а также общепрофессиональными и специальными практическими и производственными умениями.
  5. Учебный план:
    Рабочий учебный план, составленный образовательным учреждением на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования и (или) Базисного учебного плана учреждений начального профессионального образования С.-Петербурга. Часы факультативных занятий и консультаций используются по усмотрению образовательного учреждения для развития познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей и интересов учащихся в целях их личностного и профессионального самоопределения.
  6. Учебные программы:
    Типовые учебные программы, рекомендованные МО РФ по предметам, являющимся обязательными в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального профессионального образования; учебные программы, рекомендованные УМЦ Комитета по образованию С.-Петербурга; рабочие учебные программы, разработанные образовательным учреждением на основе федерального компонента содержания начального профессионального образования по соответствующей профессии; усовершенствованные (откорректированные) типовые учебные программы; разработанные учебные программы, в том числе авторские, согласованные с УМЦ или имеющие положительное заключение экспертного совета по начальному профессиональному образованию при Комитете по образованию СПб.
  7. Организационно-педагогические условия:
    Режим шестидневной или пятидневной учебной недели; чередование теоретических и практических занятий, проведение части (отдельных) учебных занятий во второй половине дня после определенного валеологическими требованиями отдыха. Шестой день недели может использоваться на оздоровительную и другую работу с учащимися, а также на работу с родителями.
    Продолжительность уроков теоретического обучения 45 минут.
    Наполняемость учебных групп 25 человек. На занятиях иностранного языка, физкультуры, информатики, на занятиях по общепрофессиональным предметам, на производственном обучении учебная группа может разделяться на подгруппы.
    Создание условий для социальной и психологической поддержки учащихся.
  8. Формы аттестации достижений учащихся:
    • все формы промежуточной аттестации, характеризующие усвоение обучающимися образовательной программы, а также их личные достижения в области профессионального мастерства, успехи в общественно-полезной деятельности;
    • тестовый и другой контроль знаний и умений учащихся с целью определения соответствия их уровня требованиям Государственного стандарта начального профессионального образования;
    • выпускные экзамены по теоретическим предметам;
    • дипломные работы;
    • выпускные квалификационные экзамены.
  9. Вид образовательного сертификата: Диплом.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, ИМЕЮЩЕЙ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРОЙ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ДО СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕМ ИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ

  1. Целевое назначение:
    Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования, Базисным учебным планом учреждений начального профессионального образования С.- Петербурга в части, относящейся к данному типу программы.
    Профессиональное образование учащихся по профессиям Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования, для овладения которыми требуется среднее (полное) общее образование (профессии III ступени квалификации).
  2. Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа.
    1. Возраст:
      Соответствие возрастным требованиям, обозначенным в Перечне профессий и специальностей.
    2. Уровень готовности к освоению образовательной программы:
      Учащиеся, успешно освоившие базисную программу основной общеобразовательной школы и сдавшие выпускные экзамены или успешно прошедшие другие установленные образовательным учреждением формы входного контроля.
    3. Состояние здоровья:
      С учетом психофизиологических особенностей и медицинских противопоказаний, обусловленных спецификой профессии (ий), по которой (ым) ведется обучение.
  3. Продолжительность обучения:
    Минимальный срок обучения 3 года. Возможно увеличение продолжительности обучения на срок от 1 до 10 месяцев при одновременной специализации более чем по двум специальностям.
  4. Ожидаемый результат:
    Успешное овладение учащимися учебными дисциплинами Базисного учебного плана учреждений начального профессионального образования С.-Петербурга; достижение уровня общей образованности, предусмотренного Петербургским образовательным стандартом для средней (полной) общеобразовательной школы; достижение образовательного уровня и профессиональной квалификации, предусмотренных Государственным стандартом начального профессионального образования по соответствующей профессии; достижение уровня социальной компетентности в рамках Петербургского стандарта начального профессионального образования.
    В процессе реализации образовательной программы происходит повышение образовательного уровня обучаемых, заканчивающееся получением ими среднего (полного) общего образования. Значительную часть содержания образования по этой программе составляют общеобразовательные предметы, номенклатура и объем которых обеспечивает эквивалентность среднего образования получаемому в общеобразовательной школе на уровне базовой образовательной программы 10-11 классов.
    Учащиеся овладевают общетехническими, общепрофессиональными и специальными предметами,обеспечивающими формирование знаний о технико-технологических и организационно-экономических основах современных производств. Содержание производственного (практического) обучения включает в себя такие виды работ, которые позволяют сформировать у учащихся общепрофессиональные и специальные умения.
  5. Учебный план:
    Рабочий учебный план, составленный образовательным учреждением на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования и (или) Базисного учебного плана учреждений профессионального образования С.-Петербурга. Часы факультативных занятий и консультаций используются по усмотрению образовательного учреждения для развития познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей и интересов учащихся в целях их личностного и профессионального самоопределения.
  6. Учебные программы:
    По общеобразовательным предметам: Типовые учебные программы, утвержденные МО РФ; учебные программы, рекомендованные С.-Петербургским государственным университетом педагогического мастерства (СПбГУПМ); усовершенствованные (откорректированные) программы, согласованные с СПбГУПМ; авторские программы при наличии положительного заключения городского экспертного совета при Комитете по образованию СПб. По всем остальным предметам учебного плана: Типовые учебные программы рекомендованные МО РФ по предметам, являющимся обязательными в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального профессионального образования; учебные программы, рекомендованные УМЦ Комитета по образованию С.-Петербурга; рабочие учебные программы, разработанные образовательным учреждением на основе федерального компонента содержания начального профессионального образования по соответствующей профессии; усовершенствованные (откорректированные) типовые учебные программы; разработанные учебные программы, в том числе авторские, согласованные с УМЦ или имеющие положительное заключение экспертного совета по начальному профессиональному образованию при Комитете по образованию СПб.
  7. Организационно-педагогические условия:
    Режим шестидневной или пятидневной учебной недели; чередование теоретических и практических занятий, проведение части (отдельных) учебных занятий во второй половине дня после определенного валеологическими требованиями отдыха. Шестой день недели может использоваться на оздоровительную, экскурсионную, кружковую, индивидуальную и другую работу с учащимися, а также на работу с родителями.
    Продолжительность уроков теоретического обучения 45 минут.
    Наполняемость учебных групп 25 человек. На занятиях иностранного языка, физкультуры, информатики, на лабораторно-практических занятиях по общепрофессиональным и специальным предметам, на производственном обучении возможно разделение учебной группы на подгруппы.
    Создание условий для социальной и психологической поддержки учащихся.
  8. Формы аттестации достижений учащихся:
    • все формы промежуточной аттестации, характеризующие усвоение обучающимися образовательной программы, их личные достижения в области профессионального мастерства, успехи в общественно-полезной деятельности;
    • тестовый и другой контроль знаний и умений учащихся с целью определения соответствия их уровня требованиям Государственного стандарта начального профессионального образования;
    • выпускные экзамены по теоретическим предметам;
    • дипломные работы;
    • выпускные квалификационные экзамены.
  9. Вид образовательного сертификата: Диплом.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, ИМЕЮЩЕЙ СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРОЙ НЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ДАЛЬНЕЙШЕМ ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ И ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕМ ИМИ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ЕЙ)

  1. Целевое назначение:
    Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования, Базисным учебным планом учреждений начального профессионального образования С.- Петербурга в части, относящейся к данному типу программы.
    Профессиональное образование учащихся по профессиям Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования, для овладения которыми требуется среднее (полное) общее образование (профессии III ступени квалификации).
  2. Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа.
    1. Возраст:
      Специально не регламентируется.
    2. Уровень готовности к освоению образовательной программы:
      Учащиеся, успешно освоившие базисную общеобразовательную программу средней (полной) общеобразовательной школы и успешно прошедшие установленные учебным заведением формы входного контроля.
    3. Состояние здоровья:
      С учетом психофизиологических особенностей и медицинских противопоказаний, обусловленных спецификой профессии (ий), по которой (ым) ведется обучение.
    4. Продолжительность обучения:
      Минимальный срок обучения 1 - 2 года.
  3. Ожидаемый результат:
    Успешное овладение учащимися учебными дисциплинами Базисного учебного плана учреждений начального профессионального образования С.-Петербурга; достижение образовательного уровня и профессиональной квалификации, предусмотренных Государственным стандартом начального профессионального образования по соответствующей профессии; достижение уровня социальной компетентности в рамках Петербургского стандарта начального профессионального образования.
    В процессе реализации образовательной программы продолжается общефизическое развитие обучаемых и углубляются их мировоззренческие представления. Учащиеся овладевают общетехническими, общепрофессиональными и специальными знаниями на уровне технико-технологических и организационно-экономических принципов функционирования современных производств. Содержание производственного (практического) обучения включает в себя такие виды работ, которые позволяют сформировать у учащихся общепрофессиональные и специальные умения.
  4. Учебный план:
    Рабочий учебный план, составленный образовательным учреждением на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования и (или) Базисного учебного плана учреждений профессионального образования С.-Петербурга. Часы факультативных занятий и консультаций используются по усмотрению образовательного учреждения для развития познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей и интересов учащихся в целях их личностного и профессионального самоопределения.
  5. Учебные программы:
    Типовые учебные программы, рекомендованные МО РФ по предметам, являющимся обязательным в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального профессионального образования; учебные программы, рекомендованные УМЦ Комитета по образованию; рабочие учебные программы, разработанные образовательным учреждением на основе федерального компонента содержания начального профессионального образования по соответствующей профессии; усовершенствованные (откорректированные) типовые учебные программы; разработанные учебные программы, в том числе авторские, согласованные с УМЦ или имеющие положительное заключение экспертного совета по начальному профессиональному образованию при Комитете по образованию СПб.
  6. Организационно-педагогические условия:
    Режим шестидневной или пятидневной учебной недели; чередование теоретических и практических занятий, проведение части (отдельных) учебных занятий во второй половине дня после определенного валеологическими требованиями отдыха. Шестой день недели может использоваться на оздоровительную, экскурсионную, кружковую, индивидуальную и другую работу с учащимися, а также на работу с родителями.
    Продолжительность уроков теоретического обучения 45 минут.
    Наполняемость учебных групп 25 человек. На занятиях иностранного языка, физкультуры, при работе ПК, на лабораторно-практических занятиях по общепрофессиональным предметам, на производственном обучении возможно разделение учебной группы на подгруппы.
    Создание условий для социальной и психологической поддержки учащихся.
  7. Формы аттестации достижений учащихся:
    • все формы промежуточной аттестации, характеризующие усвоение обучающимися образовательной программы, их личные достижения в области профессионального мастерства, успехи в общественно-полезной деятельности;
    • тестовый и другой контроль знаний и умений учащихся с целью определения соответствия их уровня требованиям Государственного стандарта начального профессионального образования;
    • выпускные экзамены по теоретическим предметам;
    • дипломные работы;
    • выпускные квалификационные экзамены.
  8. Вид образовательного сертификата:
    Диплом.