Приводится без редакционного вмешательства
EDU@EMISSIA, по материалу, полученному от
postmaster@tphys.emissia.spb.su
c согласия авторов на
распространение.

Мнения авторов материалов, принимаемых к
публикации в emissia.offline,
не обязательно совпадают с позицией
научной редакции канала.


Соломин В.П.,
Семенов А.А.,
Семенова Е.Ю.
(РГПУ им.А.И.Герцена)

К РАЗРАБОТКЕ БАЗОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Введение в педвузах новой воспитательной дисциплины валеологии требует коррекции существующей концепции воспитания.

Для становления медицинской валеологии много сделал И.И.Брехман (1987). Основоположником педвалеологии по праву следует считать, с нашей точки зрения, И.И.Мечникова (1887, 1903), создавшего учение "Ортобиоз" (Правильная жизнь).

Весьма актуально провести разграничительную линию на методической основе между педагогической валеологией и медицинской. Педвалеологии (ортобиозу) присущи, на наш взгляд, следующие атрибутивные признаки. Объектом ее изучения являются здоровый человек, коллектив, здоровая популяция. Предмет интереса в объекте составляют здоровье человека, коллектива, популяции и факторы, способствующие формированию, сохранению и укреплению здоровья человека, коллектива, популяции. Основные методы достижения цели - непрерывное и системное воспитание здорового индивида в семье, детсаде, школе, вузе и в последующей жизни, а также - самовоспитание и первичная преимущественно не специфическая профилактика.

Дальнейшим развитием идей И.И.Мечникова явилось создание экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) новой модели здоровья. Она охватывает как биологические, так и социальные составляющие человека. То есть речь идет, следуя К.Д.Ушинскому, в сущности, о воспитании, которое "берет всего человека, каков он есть".

В свете модели ВОЗ, беря за основу метод воспитания, под здоровьем мы понимаем состояние полного физического, психического, социального, сексуального, духовного, этнического, нравственного и соматического благополучия. Известно, что здоровье от медицины зависит лишь на 10 процентов и то в основном соматическое (Симбирцев С.А., 1988).

Система воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества.

В качестве основы предлагается следующая концепция воспитания (самовоспитания), состоящая из трех взаимосвязанных частей: цели, стратегии и тактики жизни (не биологического поведения) индивида.

Цель - производство здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе. Производство включает три системы. Первая охватывает воспроизводство собственной жизни индивида (физическое, соматическое, социальное его благополучие). Вторая задача - производство чужой жизни, то есть речь идет преимущественно о сексуальном здоровье, решающем проблему продолжения вида. Третья - воспитательная задача по обеспечению психического, духовного, этнического благополучия индивида. Духовность многогранна и включает, в частности, мировоззрение и творчество.

Под стратегией подразумевается получение по возможности желаемых задатков у ребенка, с одной стороны, а с другой - своевременное, оптимальное развитие всех позитивных задатков и корреляция негативных. Воспитатель не должен ограничиваться созданием только условий для оптимального развития задатков. Он должен принимать активное участие в охране человеческого наследственного вещества, более того, в его улучшении. Генетика успешно решает уже многие задачи по предотвращению наследования негативных задатков. Наследование здоровых, желательных задатков наиболее эффективно может решать воспитатель путем преподавания позитивной (не социальной !), гуманной евгеники. Здоровый генофонд народа - национальное богатство, это биологически значимый фактор потенциального обновления народа.

Под тактикой жизни индивида понимается нравственное здоровье. Его основу составляет положение И.И.Мечникова о том, что самое ценное на Земле - человек и его благо, совместное с благом других людей. Необходимо воспитывать с детских лет интеллигентность.