Приводится без редакционного вмешательства
EDU@EMISSIA по тексту сборника,
выпущенного Комитетом по образованию
Санкт-Петербурга, 1993.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ
(книга для учителей)Авторы-составители :
А.П.Тряпицына, докт.пед.наук, профессор
И.С.Батракова, канд.пед.наук, доцент
А.В.Мосина, канд.пед.наук, доцент
Рецензенты:
Т.К.Александрова, канд.пед.наук, научн.руководитель
Ломоносовской гимназии
Выборгского района С.-Петербурга;
В.Ю.Кричевский, канд.пед.наук, проректор по научной
работе НИИ НОВ РАО;
Н.Б.Куликова, директор гимназии N11
Василеостровского района
С.-Петербурга.
БЛОК I."УЧИТЕЛЬ"
Учительская профессия - это человековедение,
постоянное, никогда не прекращающееся
проникновение в сложный духовный мир
человека
В.А.Сухомлинский
Как известно, педагогический процесс является двусторонним. Это процесс взаимодействия учителя и ученика. Опытно-экспериментальная работа не может оказывать влияния и на развитие личности самого учителя.
Предлагаемый блок диагностических методик позволяет выяснить ценностные ориентации педагогической деятельности учителя, его знание учащихся, самооценку себя как педагога, "методическую политру" его деятельности, осознанность значимости проводимой опытно-экспериментальной работы, характер сотрудничества с родителями.
4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЛИТРА
Данная методика позволит определить, произошли какие-либо изменения в технологии обучения или нет6 насколько эти изменения соответствуют цели и гипотезе опытно-экспериментальной работы в школе.
- Используете ли Вы активные формы обучения на своих уроках?
__________________________________________________если да, то:- В каких классах, для учащихся какого возраста?
- Как часто используете?
- часто, почти на каждом уроке;
- после или в ходе изучения крупных тем программы;
- использую редко;
- не использую;
- пока нет, но планирую в ближайшей перспективе (например, с нового учебного года).
- Укажите, пожалуйста, названия активных форм и учебных тем, в
которых Вы их используете_____________________________________
______________________________________________________________
- Укажите, пожалуйста, наиболее важные для Вас цели, которые Вы ставите при использовании активных форм на уроке:
- объяснение нового материала;
- проверка домашнего задания;
- подведение итогов и обобщение материала после изучения определенной темы;
- снятие напряжения у учащихся на уроке;
- активизация познавательной деятельности;
- другие цели.
- Включаете ли Вы в содержание активных форм вопросы из
материалов других предметов (какие именно)____________________
______________________________________________________________
- При их подготовке и проведении Вы используете:
- собственные методические разработки;
- материалы из предметных методических журналов;
- материалы передового опыта;
- какие-либо другие источники.
- Укажите, пожалуйста, какие трудности возникают у Вас при проведении активных форм обучения?
(Обведите, пожалуйста, Ваш вариант ответа)
- недостаток времени;
- недостаток методической литературы;
- какие-то другие причины.
- В своей преподавательской деятельности Вы стараетесь ориентироваться на учащихся с:
- низкими;
- средними;
- высокими учебными возможностями.
- Вы стремитесь осуществлять принцип индивидуального подхода в обучении:
- систематически;
- эпизодически;
- не применяете.
- Вы стараетесь планировать индивидуальную работу в классе:
- постоянно;
- эпизодически;
- не планируете.
- В какой форме стараетесь планировать?
- в тематическом плане;
- в поурочных планах;
- имеется специальный план.
- Какие уели преследуете, стремясь осуществить принцип индивидуального подхода (отметьте самые важные на Ваш взгляд):
- повысить общий уровень воспитанности и образованности ученика;
- не допускать появления пробелов в знаниях, умениях и навыков;
- обеспечить максимально продуктивную работу каждого;
- полнее мобилизовать склонности, способности, интересы учащихся;
- развивать способности учащихся.
- Какого типа задания Вы используете для индивидуализации обучения:
- задания разной степени трудности;
- задания одинаковой степени трудности, но с различным количеством указаний по их выполнению;
- задания на длительной срок;
- задания, предложенные самими учащимися;
- какие еще?
- Что в большей степени помогает в осуществлении принципа индивидуального подхода в обучении:
- методические журналы;
- дидактическая литература;
- материалы заседаний методобъединений;
- обсуждения на педсоветах;
- собственные разработки;
- что еще?
- Что Вы стараетесь учитывать при осуществлении индивидуального подхода:
- обучаемость, т.е. общую способность к учению;
- специальные способности;
- навыки самостоятельной работы;
- обученность, т.е. систему программных и внепрограммных знаний в какой-либо области;
- познавательные интересы;
- что еще?
- Каким образом, на Ваш взгляд, в реальном учебном процессе можно выявить следующие индивидуальные особенности ученика:
- - обучаемость:
- по темпам усвоения нового материала;
- по умению справиться с заданием в заданный период времени;
- по умению организовать свой труд;
- по умению работать с книгой и другими источниками информации;
- по уровню развитости устной и письменной речи;
- по степени владения умственными операциями - анализом, сравнением,выделением главного и др.;
- - сформированность умения самостоятельной работы:
- по потребности в педагогическом руководстве;
- по достигнутому в процессе самостоятельной работы уровню знаний;
- по самостоятельности мышления (логике, критичности, оригинальности);
- по уровню самоконтроля ученика;
- - познавательный интерес:
- по стремлению поделиться новой информацией;
- по стремлению взять дополнительное задание;
- по активной деятельности по предмету вне урока;
- по занятиям в свободное время.
- Каковы, по Вашему мнению, пути индивидуализации обучения:
- образование однородных групп или классов на основании одного признака (успеваемость,специальные способности, познавательные интересы, уровень обучаемости);
- внутриклассная индивидуализация заданий;
- прохождение курса в ускоренном или замедленном темпе по специальной программе для разных учащихся;
- образование разновозрастных однородных групп, объединенных по одному признаку (специальные способности, познавательные интересы);
- возможность свободного выбора предметов;
- индивидуальный график занятий;
- что еще?
- Что необходимо, на Ваш взгляд, сделать, чтобы реализовать
указанные предложения________________________________________
_____________________________________________________________
Укажите, пожалуйста,
какой предмет Вы преподаете_____________
стаж работы в школе_____________________
в каких классах Вы преподаете:__________
в основном в старших____________________
в основном в средних____________________
в основном в младших____________________
Квалификация, уровень подготовленности, степень пригодности к педагогической деятельности у учителей различны. Уровень их квалификации определяет эффективность педагогического процесса. Но как подняться на уровень педагогического мастерства, что является основой его, на что обратить внимание в своей деятельности в первую очередь, какие показатели служат ориентиром при формировании мастерства? Сущность педагогического мастерства может быть определена через уровень осуществления педагогом деятельности, приводящей к высокому результату.
Одним из основных показателей педагогического мастерства учителя выступает его индивидуальный стиль деятельности. Деятельность педагога-мастера характеризуется устойчивостью свойственных ему форм решения педагогических задач, присущей только ему системой способов организации учебной и внеучебной деятельности; стремлением максимально реализовать собственный потенциал в процессе жизнедеятельности педагога. Но суть мастерства заключается и в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать как в определенных педагогических умениях, так и в том сплаве свойств личности, ее позиции, которые создают педагогу возможность действовать продуктивно и творчески. В этой связи изучение уровня развития умений и профессионально значимых свойств личности учителя представляют особую значимость, поскольку анализ своих педагогических умений, свойств личности позволит ему более целенаправленно заниматься самообразованием, самосовершенствованием и самовоспитанием.
С этой целью мы предлагаем ряд заданий, выполнение которых позволит оценить уровень сформированности прогностических, организаторских, коммуникативных и последовательных умений.
ЗАДАНИЕ
1. Оцените, пожалуйста, уровень сформированности умений, связанных с прогнозированием формирования личности ученика, отбором содержания обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей:
баллом "4" оценивается высокий уровень развития умения; баллом "3" - средний уровень; баллом "2" - развитие ниже среднего уровня; баллом "1" - уровень развития умений совсем не проявляется. Таблица 3
Прогностические умения Самооценка 4 3 2 1 1. Осознаю цель воспитательной деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом учащемся . . . . 2. Умею проектировать и планировать развитие личных качеств ученика в соответствии с периодами учебно- воспитательного процесса . . . . 3. Умею отбирать в соответствии с условиями деятельности наиболее важный материал . . . . 4. Умею отбирать материал соответственно интересам и возрасту учащихся . . . . 5. Умею планировать деятельность учащихся . . . . 2. На этапе осуществления цели педагог практически взаимодействует с учащимися. На первый план выступает его деятельность организатора жизнедеятельности учащихся.
Оцените, пожалуйста, уровень сформированности у себя организаторских и коммуникативных умений.
Таблица 4
Организаторские и коммуникативные умения Самооценка 4 3 2 1 1. Умею организовать собственную деятельность по выполнению намеченного . . . . 2. Умею находить себе помощников и направлять их усилия на достижение поставленной цели . . . . 3. Умею развивать познавательную активность учащихся . . . . 4. Умею формировать коллектив учащихся и организовывать его деятельность . . . . 5. Могу установить правильные отношения с учащимися для достижения целей воспитания . . . . 6. Умею подходить к учащемуся с верой в его лучшие качества . . . . 7. Умею сочетать требования к учащимся с глубоким уважением к ним . . . . 3. Важную роль в деятельности педагога играет умение анализировать свою деятельность. Без детального анализа сделанного, без понимания уровня сформированности у учащихся их личностных качеств нельзя установить, чего вы достигли, как выполнили проект становления личности.
Оцените, пожалуйста, степень овладения следующей группой умений:
Таблица 5
Аналитические умения Самооценка 4 3 2 1 1. Умею анализировать свою работу и соотносить ее результаты с поставленными целями . . . . 2. Умею постоянно анализировать деятельность учащихся, процесс формирования их личности . . . . 3. Умею анализировать процесс формирования коллектива учащихся . . . . 4. Умею перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами . . . . Однако, самооценка и самоанализ учителем качества и эффективности своего педагогического труда возможны только при определенных условиях:
- если учитель осознает необходимость самоанализа своей деятельности и своих личностных качеств, определяющих ее успешность;
- если учитель знает научные основы профессиональных действий и своей профессиональной деятельности в целом;
- если он владеет способами анализа педагогических явлений и процессов, составляющих содержание его профессиональной деятельности;
- если он может сформулировать критерии качества эффективности своего труда и найти их определенные показатели.
Самоанализ, как и анализ урока, эффективен и рационален только тогда, когда учитель знает и способен выделить показатели, по которым следует анализировать и оценивать как собственную деятельность, так и деятельность своих коллег. В условиях организации опытно-экспериментальной работы может быть предложена следующая схема анализа урока:
- Как связана цель урока с гипотезой опытно-экспериментальной работы?
- В чем заключается гуманитарный контекст урока?
- Какими средствами (методами, приемами, формами) достигается его раскрытие?
- Как избранные методы соответствуют содержанию?
- Что изменилось в уроках по сравнению с предыдущими в связи с опытно-экспериментальной работы?
- Как оценивается эффективность урока?
- В чем особенности организации деятельности учащихся в условиях опытно-экспериментальной работы?
- По каким показателям можно оценивать степень усвоения учащимися изучаемого материала (базовый компонент, гуманитарный контекст).
- Каким образом характеризуется "атмосфера" урока.
- Что из методики проведения данного урока может быть использовано на другом?
- Какие методические советы можно дать учителю с точки зрения реализации замысла опытно-экспериментальной работы?
Анализ собственной педагогической деятельности либо деятельности своих коллег помогает учителю осмыслить и обобщить педагогический опыт (свой и коллег); является одним из условий оптимального выбора (принятия) решения, способов обучения и воспитания; позволяет осуществлять коррекцию путей достижения педагогических целей в связи с применением ситуации, составляющим содержание его профессиональной деятельности, выступает как условие самообразования, самовоспитания.
Таким образом, в опытно-экспериментальной работе учитель выступает как исследователь педагогического процесса, так и собственной профессиональной деятельности. При этом наибольшее значение в подготовке учителя к проведению опытно-экспериментальной работы приобретает его способность осмысливать и анализировать педагогический опыт (свой и коллег). Особым видом его исследовательской работы является умение выделять основную идею нужного опыта и перенос ее в новые условия; формирование проблемы, выделение своего аспекта общей гипотезы школы, вычленения факторов, влияющих на решение поставленных проблем, постановка опытов и экспериментов по проверке гипотезы. В этой связи нам представляется важным предложить учителю практикум, цель которого научить описывать конкретный педагогический опыт. Цель составления информационных карт - создание банка о новом педагогическом опыте и направлениях педагогического поиска отдельных учителей и педагогического коллектива.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОИСКЕ
Направление поиска_______________________________________________
______________________________________________________________________
Предмет__________________________________________________________
______________________________________________________________________
Автор____________________________________________________________
Условия формирования опыта:______________________________________
______________________________________________________________________
Достигнутые (или предполагаемые) педагогические результаты:______
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Содержание опыта:________________________________________________
______________________________________________________________________
Публикация и рукописные материалы:_______________________________
______________________________________________________________________
Распространение опыта:___________________________________________
______________________________________________________________________
Рекомендации к заполнению информационной карты:
Раздел "Направление поиска". при описании конкретного опыта необходимо определить направление работы, отражающее сущность данного опыта, если автор опыта затрудняется в определении этих направлений, то этот раздел заполняется с помощью методиста, научного руководителя и т.д. Ниже приводится примерный перечень основных направлений педагогических поисков (данные направления должны определяться, исходя из гипотезы опытно-экспериментальной работы школы и соответствующих целей (формирование гуманитарной культуры; социально-значимого самоопределения; формирование жизненных планов и профессиональных намерений и др.);
- педагогические принципы;
- формирование мотивов учебной деятельности;
- изменение содержания образования (экспериментальные учебные планы, программы по нормативным учебным предметам, спецкурсам; углубленное изучение предметов и др.);
- совершенствование организации педагогического процесса (диагностика, прогнозирование, конструирование педагогического процесса и др.);
- развитие педагогической технологии (совершенствование отдельных элементов урока, отдельных способов и средств обучения; дидактические игры; групповые формы учебной деятельности; бинарные и интегрированные уроки);
- создание новых педагогических систем (гимназии, лицеи, авторские школы, социально-педагогические комплексы и др.);
- разработка модели управления опытно-экспериментальной работой школы;
- работа с родителями;
- совершенствование с внеучебной деятельности.
Раздел "Автор". Указывается фамилия, имя, отчество учителя-автора опыта или руководителя педагогического коллектива (если изучается опыт педагогического коллектива).
Раздел "Достигнутые (или предполагаемые) педагогические результаты". В качестве достигнутых педагогических результатов могут рассматриваться:
- усвоение учащимися системы знаний или отдельных компонентов этой системы (усвоение фактов, понятий, закономерностей, теорий, правил, выводов);
- овладение учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками;
- повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся (переход к решению более сложных познавательных задач);
- развитие мотивов учебной деятельности учащихся, их познавательных потребностей;
- развитие способности анализировать и оценивать явления социальной жизни;
- формирование жизненной позиции учащихся, их профессиональных изменений;
- формирование жизненной позиции учащихся, их взглядов;
- изменение в системе ценностей учащихся;
- развитие у учащихся способностей к самопознанию, самооценке;
- другие изменения в личностных структурах.
Кроме того, в качестве педагогических результатов можно рассматривать выявление педагогических возможностей применяемых приемов, форм, методов, средств - более рациональное использование учебного времени, повышение уровня познавательной активности учащихся, изменение трудности изучаемого материала и т.д.
Раздел "Содержание опыта". Могут быть предложены:
- описания отдельных приемов деятельности, средств обучения, форм учебной и внеклассной работы, учебного плана и т.д.;
- принципы отбора учебного материала, организации учебной деятельности, выбора педагогических средств, решения других педагогических и управленческих задач;
- характеристики педагогической системы (методической, дидактической, воспитательной, организационно-педагогической, социально-педагогической);
- педагогические идеи, положенные в основу инноваций.
Уровень изложения содержания опыта определяется новизной его отдельных элементов и их значимостью для достижения результатов, указанных в предыдущем разделе информационной карты. Если наиболее значимыми элементами опыта являются новые приемы, разработанные учителем, то описываются эти приемы. Если наиболее важное значение для достижения указанного в карте результата имеет система приемов, а сами приемы при этом достаточно известны, то в информационной карте дается общая характеристика разработанной педагогической системы и т.д.
Для получения более полной информации о ходе опытно-экспериментальной работы можно предложить директору школы, научному руководителю вопросы для собеседования по ее анализу.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ С УЧИТЕЛЯМИ ПО АНАЛИЗУ ХОДА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Блок I. Оцените, пожалуйста, Вашу позицию в поиске, который ведет коллектив школы.
- Каковы особенности Вашей концепции обучения и воспитания современных школьников?
- Разделяете ли Вы педагогические идеи экспериментальной работы? Почему?
- Как соотносятся Ваши взгляды с позицией педагогического коллектива школы?
- В чем своеобразие педагогической позиции учителей, работающих с Вами в одном классе?
- Как Вы охарактеризуете Ваше место и роль в педагогическом ансамбле школы?
Блок II. Оцените, пожалуйста, результаты, достигнутые Вами в ходе экспериментальной работы.
- Знаете ли Вы мотивы учения учащихся (по Вашему предмету)?
- Знают ли Ваши ученики свои возможности по Вашему предмету? На каком основании Вы делаете данный вывод?
- Учите ли Вы учеников объективно оценивать себя и товарищей: свои возможности(возвышение притязаний); объективная самооценка себя, процесса и результата деятельности, притязаний (путем сравнения достигнутого и желаемого)?
- Требуете ли от учеников анализа причин успехов 9неудач)? Каким образом?
- Пытаетесь ли Вы повысить самооценку школьника? каким образом?
- На какие свойства (характеристики) личности Вы считаете необходимы ориентироваться в процессе обучения?
- Какой способ построения личностно-ориентированного процесса обучения Вы считаете наиболее целесообразным? Почему?
- Считаете ли Вы, что Вам удается способствовать процессу самореализации ученика в процессе обучения? Почему?
- Какие трудности Вы испытываете в работе?
- Какую помощь хотели бы получить?
Вникая в секреты мастерства учителей, обнаруживаем отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль при этом принадлежит специальным умениям мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность: ставить вопросы, общаться с коллегами, отдельной личностью, вести наблюдение, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. Мастерство педагога - в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности. В понятие "педагогическая техника" включается: умения педагога управлять своими эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи; умения воздействовать на личность и коллектив (организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и др.).
* Информационная карта разработана О.Е.Лебедевым