Приводится без редакционного вмешательства
EDU@EMISSIA по тексту сборника,
выпущенного Комитетом по образованию
Санкт-Петербурга, 1993.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ
(книга для учителей)

Авторы-составители :
А.П.Тряпицына, докт.пед.наук, профессор
И.С.Батракова, канд.пед.наук, доцент
А.В.Мосина, канд.пед.наук, доцент

Рецензенты:
Т.К.Александрова, канд.пед.наук, научн.руководитель
Ломоносовской гимназии
Выборгского района С.-Петербурга;
В.Ю.Кричевский, канд.пед.наук, проректор по научной
работе НИИ НОВ РАО;
Н.Б.Куликова, директор гимназии N11
Василеостровского района
С.-Петербурга.

БЛОК I."УЧИТЕЛЬ"

Учительская профессия - это человековедение,
постоянное, никогда не прекращающееся
проникновение в сложный духовный мир
человека
В.А.Сухомлинский

Как известно, педагогический процесс является двусторонним. Это процесс взаимодействия учителя и ученика. Опытно-экспериментальная работа не может оказывать влияния и на развитие личности самого учителя.

Предлагаемый блок диагностических методик позволяет выяснить ценностные ориентации педагогической деятельности учителя, его знание учащихся, самооценку себя как педагога, "методическую политру" его деятельности, осознанность значимости проводимой опытно-экспериментальной работы, характер сотрудничества с родителями.

4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЛИТРА

Данная методика позволит определить, произошли какие-либо изменения в технологии обучения или нет6 насколько эти изменения соответствуют цели и гипотезе опытно-экспериментальной работы в школе.

  1. Используете ли Вы активные формы обучения на своих уроках?
    __________________________________________________если да, то:
  2. В каких классах, для учащихся какого возраста?
  3. Как часто используете?
    1. часто, почти на каждом уроке;
    2. после или в ходе изучения крупных тем программы;
    3. использую редко;
    4. не использую;
    5. пока нет, но планирую в ближайшей перспективе (например, с нового учебного года).
  4. Укажите, пожалуйста, названия активных форм и учебных тем, в
    которых Вы их используете_____________________________________
    ______________________________________________________________
  5. Укажите, пожалуйста, наиболее важные для Вас цели, которые Вы ставите при использовании активных форм на уроке:
    1. объяснение нового материала;
    2. проверка домашнего задания;
    3. подведение итогов и обобщение материала после изучения определенной темы;
    4. снятие напряжения у учащихся на уроке;
    5. активизация познавательной деятельности;
    6. другие цели.
  6. Включаете ли Вы в содержание активных форм вопросы из
    материалов других предметов (какие именно)____________________
    ______________________________________________________________
  7. При их подготовке и проведении Вы используете:
    1. собственные методические разработки;
    2. материалы из предметных методических журналов;
    3. материалы передового опыта;
    4. какие-либо другие источники.
  8. Укажите, пожалуйста, какие трудности возникают у Вас при проведении активных форм обучения?
    1. недостаток времени;
    2. недостаток методической литературы;
    3. какие-то другие причины.
    (Обведите, пожалуйста, Ваш вариант ответа)
  9. В своей преподавательской деятельности Вы стараетесь ориентироваться на учащихся с:
    1. низкими;
    2. средними;
    3. высокими учебными возможностями.
  10. Вы стремитесь осуществлять принцип индивидуального подхода в обучении:
    1. систематически;
    2. эпизодически;
    3. не применяете.
  11. Вы стараетесь планировать индивидуальную работу в классе:
    1. постоянно;
    2. эпизодически;
    3. не планируете.
  12. В какой форме стараетесь планировать?
    1. в тематическом плане;
    2. в поурочных планах;
    3. имеется специальный план.
  13. Какие уели преследуете, стремясь осуществить принцип индивидуального подхода (отметьте самые важные на Ваш взгляд):
    1. повысить общий уровень воспитанности и образованности ученика;
    2. не допускать появления пробелов в знаниях, умениях и навыков;
    3. обеспечить максимально продуктивную работу каждого;
    4. полнее мобилизовать склонности, способности, интересы учащихся;
    5. развивать способности учащихся.
  14. Какого типа задания Вы используете для индивидуализации обучения:
    1. задания разной степени трудности;
    2. задания одинаковой степени трудности, но с различным количеством указаний по их выполнению;
    3. задания на длительной срок;
    4. задания, предложенные самими учащимися;
    5. какие еще?
  15. Что в большей степени помогает в осуществлении принципа индивидуального подхода в обучении:
    1. методические журналы;
    2. дидактическая литература;
    3. материалы заседаний методобъединений;
    4. обсуждения на педсоветах;
    5. собственные разработки;
    6. что еще?
  16. Что Вы стараетесь учитывать при осуществлении индивидуального подхода:
    1. обучаемость, т.е. общую способность к учению;
    2. специальные способности;
    3. навыки самостоятельной работы;
    4. обученность, т.е. систему программных и внепрограммных знаний в какой-либо области;
    5. познавательные интересы;
    6. что еще?
  17. Каким образом, на Ваш взгляд, в реальном учебном процессе можно выявить следующие индивидуальные особенности ученика:
    1. - обучаемость:
      1. по темпам усвоения нового материала;
      2. по умению справиться с заданием в заданный период времени;
      3. по умению организовать свой труд;
      4. по умению работать с книгой и другими источниками информации;
      5. по уровню развитости устной и письменной речи;
      6. по степени владения умственными операциями - анализом, сравнением,выделением главного и др.;
    2. - сформированность умения самостоятельной работы:
      1. по потребности в педагогическом руководстве;
      2. по достигнутому в процессе самостоятельной работы уровню знаний;
      3. по самостоятельности мышления (логике, критичности, оригинальности);
      4. по уровню самоконтроля ученика;
    3. - познавательный интерес:
      1. по стремлению поделиться новой информацией;
      2. по стремлению взять дополнительное задание;
      3. по активной деятельности по предмету вне урока;
      4. по занятиям в свободное время.
  18. Каковы, по Вашему мнению, пути индивидуализации обучения:
    1. образование однородных групп или классов на основании одного признака (успеваемость,специальные способности, познавательные интересы, уровень обучаемости);
    2. внутриклассная индивидуализация заданий;
    3. прохождение курса в ускоренном или замедленном темпе по специальной программе для разных учащихся;
    4. образование разновозрастных однородных групп, объединенных по одному признаку (специальные способности, познавательные интересы);
    5. возможность свободного выбора предметов;
    6. индивидуальный график занятий;
    7. что еще?
  19. Что необходимо, на Ваш взгляд, сделать, чтобы реализовать
    указанные предложения________________________________________
    _____________________________________________________________
    Укажите, пожалуйста,
    какой предмет Вы преподаете_____________
    стаж работы в школе_____________________
    в каких классах Вы преподаете:__________
    в основном в старших____________________
    в основном в средних____________________
    в основном в младших____________________

Квалификация, уровень подготовленности, степень пригодности к педагогической деятельности у учителей различны. Уровень их квалификации определяет эффективность педагогического процесса. Но как подняться на уровень педагогического мастерства, что является основой его, на что обратить внимание в своей деятельности в первую очередь, какие показатели служат ориентиром при формировании мастерства? Сущность педагогического мастерства может быть определена через уровень осуществления педагогом деятельности, приводящей к высокому результату.

Одним из основных показателей педагогического мастерства учителя выступает его индивидуальный стиль деятельности. Деятельность педагога-мастера характеризуется устойчивостью свойственных ему форм решения педагогических задач, присущей только ему системой способов организации учебной и внеучебной деятельности; стремлением максимально реализовать собственный потенциал в процессе жизнедеятельности педагога. Но суть мастерства заключается и в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать как в определенных педагогических умениях, так и в том сплаве свойств личности, ее позиции, которые создают педагогу возможность действовать продуктивно и творчески. В этой связи изучение уровня развития умений и профессионально значимых свойств личности учителя представляют особую значимость, поскольку анализ своих педагогических умений, свойств личности позволит ему более целенаправленно заниматься самообразованием, самосовершенствованием и самовоспитанием.

С этой целью мы предлагаем ряд заданий, выполнение которых позволит оценить уровень сформированности прогностических, организаторских, коммуникативных и последовательных умений.

ЗАДАНИЕ

1. Оцените, пожалуйста, уровень сформированности умений, связанных с прогнозированием формирования личности ученика, отбором содержания обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей:

баллом "4" оценивается высокий уровень развития умения;
баллом "3" - средний уровень;
баллом "2" - развитие ниже среднего уровня;
баллом "1" - уровень развития умений совсем не проявляется.

Таблица 3

Прогностические умения Самооценка
4321
1. Осознаю цель воспитательной деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом учащемся ....
2. Умею проектировать и планировать развитие личных качеств ученика в соответствии с периодами учебно- воспитательного процесса ....
3. Умею отбирать в соответствии с условиями деятельности наиболее важный материал ....
4. Умею отбирать материал соответственно интересам и возрасту учащихся ....
5. Умею планировать деятельность учащихся ....

2. На этапе осуществления цели педагог практически взаимодействует с учащимися. На первый план выступает его деятельность организатора жизнедеятельности учащихся.

Оцените, пожалуйста, уровень сформированности у себя организаторских и коммуникативных умений.

Таблица 4

Организаторские и коммуникативные умения Самооценка
4321
1. Умею организовать собственную деятельность по выполнению намеченного ....
2. Умею находить себе помощников и направлять их усилия на достижение поставленной цели ....
3. Умею развивать познавательную активность учащихся ....
4. Умею формировать коллектив учащихся и организовывать его деятельность ....
5. Могу установить правильные отношения с учащимися для достижения целей воспитания ....
6. Умею подходить к учащемуся с верой в его лучшие качества ....
7. Умею сочетать требования к учащимся с глубоким уважением к ним ....

3. Важную роль в деятельности педагога играет умение анализировать свою деятельность. Без детального анализа сделанного, без понимания уровня сформированности у учащихся их личностных качеств нельзя установить, чего вы достигли, как выполнили проект становления личности.

Оцените, пожалуйста, степень овладения следующей группой умений:

Таблица 5

Аналитические умения Самооценка
4321
1. Умею анализировать свою работу и соотносить ее результаты с поставленными целями ....
2. Умею постоянно анализировать деятельность учащихся, процесс формирования их личности ....
3. Умею анализировать процесс формирования коллектива учащихся ....
4. Умею перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами ....

Однако, самооценка и самоанализ учителем качества и эффективности своего педагогического труда возможны только при определенных условиях:

Самоанализ, как и анализ урока, эффективен и рационален только тогда, когда учитель знает и способен выделить показатели, по которым следует анализировать и оценивать как собственную деятельность, так и деятельность своих коллег. В условиях организации опытно-экспериментальной работы может быть предложена следующая схема анализа урока:

  1. Как связана цель урока с гипотезой опытно-экспериментальной работы?
  2. В чем заключается гуманитарный контекст урока?
  3. Какими средствами (методами, приемами, формами) достигается его раскрытие?
  4. Как избранные методы соответствуют содержанию?
  5. Что изменилось в уроках по сравнению с предыдущими в связи с опытно-экспериментальной работы?
  6. Как оценивается эффективность урока?
  7. В чем особенности организации деятельности учащихся в условиях опытно-экспериментальной работы?
  8. По каким показателям можно оценивать степень усвоения учащимися изучаемого материала (базовый компонент, гуманитарный контекст).
  9. Каким образом характеризуется "атмосфера" урока.
  10. Что из методики проведения данного урока может быть использовано на другом?
  11. Какие методические советы можно дать учителю с точки зрения реализации замысла опытно-экспериментальной работы?

Анализ собственной педагогической деятельности либо деятельности своих коллег помогает учителю осмыслить и обобщить педагогический опыт (свой и коллег); является одним из условий оптимального выбора (принятия) решения, способов обучения и воспитания; позволяет осуществлять коррекцию путей достижения педагогических целей в связи с применением ситуации, составляющим содержание его профессиональной деятельности, выступает как условие самообразования, самовоспитания.

Таким образом, в опытно-экспериментальной работе учитель выступает как исследователь педагогического процесса, так и собственной профессиональной деятельности. При этом наибольшее значение в подготовке учителя к проведению опытно-экспериментальной работы приобретает его способность осмысливать и анализировать педагогический опыт (свой и коллег). Особым видом его исследовательской работы является умение выделять основную идею нужного опыта и перенос ее в новые условия; формирование проблемы, выделение своего аспекта общей гипотезы школы, вычленения факторов, влияющих на решение поставленных проблем, постановка опытов и экспериментов по проверке гипотезы. В этой связи нам представляется важным предложить учителю практикум, цель которого научить описывать конкретный педагогический опыт. Цель составления информационных карт - создание банка о новом педагогическом опыте и направлениях педагогического поиска отдельных учителей и педагогического коллектива.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОИСКЕ

Направление поиска_______________________________________________
______________________________________________________________________
Предмет__________________________________________________________
______________________________________________________________________
Автор____________________________________________________________
Условия формирования опыта:______________________________________
______________________________________________________________________
Достигнутые (или предполагаемые) педагогические результаты:______
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Содержание опыта:________________________________________________
______________________________________________________________________
Публикация и рукописные материалы:_______________________________
______________________________________________________________________
Распространение опыта:___________________________________________
______________________________________________________________________

Рекомендации к заполнению информационной карты:

Раздел "Направление поиска". при описании конкретного опыта необходимо определить направление работы, отражающее сущность данного опыта, если автор опыта затрудняется в определении этих направлений, то этот раздел заполняется с помощью методиста, научного руководителя и т.д. Ниже приводится примерный перечень основных направлений педагогических поисков (данные направления должны определяться, исходя из гипотезы опытно-экспериментальной работы школы и соответствующих целей (формирование гуманитарной культуры; социально-значимого самоопределения; формирование жизненных планов и профессиональных намерений и др.);

Раздел "Автор". Указывается фамилия, имя, отчество учителя-автора опыта или руководителя педагогического коллектива (если изучается опыт педагогического коллектива).

Раздел "Достигнутые (или предполагаемые) педагогические результаты". В качестве достигнутых педагогических результатов могут рассматриваться:

Кроме того, в качестве педагогических результатов можно рассматривать выявление педагогических возможностей применяемых приемов, форм, методов, средств - более рациональное использование учебного времени, повышение уровня познавательной активности учащихся, изменение трудности изучаемого материала и т.д.

Раздел "Содержание опыта". Могут быть предложены:

Уровень изложения содержания опыта определяется новизной его отдельных элементов и их значимостью для достижения результатов, указанных в предыдущем разделе информационной карты. Если наиболее значимыми элементами опыта являются новые приемы, разработанные учителем, то описываются эти приемы. Если наиболее важное значение для достижения указанного в карте результата имеет система приемов, а сами приемы при этом достаточно известны, то в информационной карте дается общая характеристика разработанной педагогической системы и т.д.

Для получения более полной информации о ходе опытно-экспериментальной работы можно предложить директору школы, научному руководителю вопросы для собеседования по ее анализу.

ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ С УЧИТЕЛЯМИ ПО АНАЛИЗУ ХОДА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Блок I. Оцените, пожалуйста, Вашу позицию в поиске, который ведет коллектив школы.

  1. Каковы особенности Вашей концепции обучения и воспитания современных школьников?
  2. Разделяете ли Вы педагогические идеи экспериментальной работы? Почему?
  3. Как соотносятся Ваши взгляды с позицией педагогического коллектива школы?
  4. В чем своеобразие педагогической позиции учителей, работающих с Вами в одном классе?
  5. Как Вы охарактеризуете Ваше место и роль в педагогическом ансамбле школы?

Блок II. Оцените, пожалуйста, результаты, достигнутые Вами в ходе экспериментальной работы.

  1. Знаете ли Вы мотивы учения учащихся (по Вашему предмету)?
  2. Знают ли Ваши ученики свои возможности по Вашему предмету? На каком основании Вы делаете данный вывод?
  3. Учите ли Вы учеников объективно оценивать себя и товарищей: свои возможности(возвышение притязаний); объективная самооценка себя, процесса и результата деятельности, притязаний (путем сравнения достигнутого и желаемого)?
  4. Требуете ли от учеников анализа причин успехов 9неудач)? Каким образом?
  5. Пытаетесь ли Вы повысить самооценку школьника? каким образом?
  6. На какие свойства (характеристики) личности Вы считаете необходимы ориентироваться в процессе обучения?
  7. Какой способ построения личностно-ориентированного процесса обучения Вы считаете наиболее целесообразным? Почему?
  8. Считаете ли Вы, что Вам удается способствовать процессу самореализации ученика в процессе обучения? Почему?
  9. Какие трудности Вы испытываете в работе?
  10. Какую помощь хотели бы получить?

Вникая в секреты мастерства учителей, обнаруживаем отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль при этом принадлежит специальным умениям мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность: ставить вопросы, общаться с коллегами, отдельной личностью, вести наблюдение, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. Мастерство педагога - в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности. В понятие "педагогическая техника" включается: умения педагога управлять своими эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи; умения воздействовать на личность и коллектив (организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и др.).

* Информационная карта разработана О.Е.Лебедевым