Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту,
подготовленному Общим педагогическим учебным центром (Утрехт,
Нидерланды) по заказу КРОСС в рамках российско-нидерландского
сотрудничества в области образования, 1995

ПЯТЬ ИСПЫТАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Редактор Арно Й. Маарсхакервеерд

В подготовкке издания приняли участие:
Лилиан Леферинк (Дальтонская школа)
Ерун Танс (Школа Френе)
Ринус Рюрсинк (Йена-план-школа)
Левина Шюллер де Лагнге (Школа Монтессори)
Петер Схюккинг (Свободная вальдорфская школа)

Перевод: И.Суш


ШКОЛА ФРЕНЕ

2 Классное собрание

Классное собрание является осью, вокруг которой вращается ежедневная организация. работа организуется на основе взаимного согласования, при котором исходной точкой является интерес самих учащихся, что позволяет прийти к полезной для них деятельности. Помимо такой организации дети учатся разрешать конфликты и обсуждать проблемы. Они также приобретают опыт принятия демократических решений. они убеждаются в том, что считается с другими членами своей группы, что читаясь с другими членами своей группы, они могут изменять собственное положение. Так у них возникает ощущение того, что к ним относятся серьезно, растет их уверенность в себе.

На классном собрании учащийся постоянно занят: он выступает сам или слушает других ( дети аргументируют, спорят, отчитываются, рассказывают). В группе, где постоянно ведутся переговоры, где многие дети принимают активное участие в беседе, устная речь учащихся непременно будет эффективно развиваться. Расположение в виде круга, когда лица детей обращены друг к другу, является подходящей организационной формой для такого собрания.

В младшей группе (от 6 до 7 лет) влияние педагога еще хорошо ощутимо. В старших классах ряд его задач все чаще берут на себя сами учащиеся. Каждое утро мы начинаем с классного собрания. Учащиеся по очереди выполняют роль председателя. так каждый учится не только руководить, но и обучается демократической игре, подчиняясь воле ведущего. Днем также проводится короткое собрание класса, имеющее, однако, другую структуру. Здесь учащимся предоставляется возможность еще что-то рассказать, показать свою работу или о чеи-нибудь (лучше) договориться. Здесь также регулярно оглашаются, демонстрируются, обсуждаются и оцениваются группой результаты самостоятельных работ. Это собрание мы завершаем разбором стенгазеты.

3 Стенгазета

В большинстве групп Френе присутствуют доска или тетрадь, где учащиеся могут записывать вопросы, поздравления или пожелания. Это может делать и учитель. Собранные записи рассматриваются на классном собрании. Замечания всегда делаются от своего имени. Это позволяет избежать "анонимной брани". Такая стенгазета помогает напоминать друг другу о взаимной ответственности. Учащиеся учатся быть честными по отношению к себе и другим, отстаивать собственное мнение. Они учатся формулировать проблемы и вместе решать их. Учащиеся учатся быть честными по отношению к себе и другим, отстаивать собственное мнение. Они учатся формулировать проблемы и вместе решать их. Учащиеся договариваются друг с другом, и поскольку это происходит по их собственной инициативе, эффект таких договоренностей часто бывает довольно высоким. Мы заканчиваем поздравлениями. Положительные замечания создают климат, в котором каждый ощущает поддержку, стимул и достойную оценку со стороны других.

Примеры вопросов и пожеланий, написанных на доске:

Примеры поздравлений:

4 Классные обязанности

Жизнь группы означает работу, например, нужно следить за чистотой доски, содержать в порядке уголок для рисования, уголок для чтения, шкафы с материалами по математике и языку, кормить рыбок. Все дети вместе с учителем отвечают за это. Быть частью группы означает брать на себя и часть работы.

Работа выполняется учащимися, и по мере их взросления они во все большей степени, и по мере их взросления они во все большей степени организуют это сами. Иногда в группе на видном месте висит список обязанностей.

Выполнение работ обсуждается на классном собрании.

5 План работы

Форма планов работы в различных школах Френе может быть различной. В большинстве младших групп (4-6 лет) используются карты дневного ритма. В третьих и четвертых группах (7-9 лет) этот план представляет собой заранее отпечатанный лист, на котором указаны "предметные области" и виды занятий, иногда в форме рисунков. Учащиеся сами могут вписать в него, что они хотят делать в этот день или на этой недели и в каком порядке. В старших группах (10-12 лет) эти планы работы становятся более обширным.

На собрании в конце недели темой обсуждения может быть то, сколько энергии учащиеся вкладывают в работу. Это происходит по инициативе самих учащихся или педагога.