Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту,
подготовленному Общим педагогическим учебным центром (Утрехт,
Нидерланды) по заказу КРОСС в рамках российско-нидерландского
сотрудничества в области образования, 1995

ПЯТЬ ИСПЫТАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Редактор Арно Й. Маарсхакервеерд

В подготовкке издания приняли участие:
Лилиан Леферинк (Дальтонская школа)
Ерун Танс (Школа Френе)
Ринус Рюрсинк (Йена-план-школа)
Левина Шюллер де Лагнге (Школа Монтессори)
Петер Схюккинг (Свободная вальдорфская школа)

Перевод: И.Суш


ШКОЛА ФРЕНЕ

6 Текст на свободную тему

Текст на свободную тему является в Нидерландах наиболее часто применяемым элементом технологии обучения Френе. Само название уже говорит за себя: содержание и момент написания учащиеся определяют сами, это происходит дома или в школе. Каждый ежедневно попадает в различные ситуации и фантазирует о самых разных вещах (реальность, ожидания, мечты, проблемы, страхи и т.п.). Речь идет о том, чтобы учащиеся могли выразить устно или письменно, что у них на сердце, лучше осмысливая при этом собственные чувства и переживания. Благодаря прямой связи между текстом и опытом "писательский барьер" для ребенка остается низким. Кроме того, тексты сохраняют свою узнаваемость для членов группы. Друг за другом они узнают о различиях и сходствах в том, что с ними происходит. Это пробуждает любопытство и вызывает к жизни (собственные) мнения и впечатления7 Способность высказать собственное мнение, даже когда знаешь, что принадлежишь к меньшинству, требует безопасного климата, в котором с уважением относятся к различиям.

6-7 летние дети начинают с больших тетрадей для рисования. Показывая рисунки, они могут свободно рассказывать (устный текст). Эти большие тетради постепенно заменяются меньшими по размеру, в которых учителя пишут короткие тексты под картинками.У большинства учащихся имеются специальные тетради для текстов. С левой стороны - чистый лист, а с правой - разлинованный. К этим текстам дети часто делают блестящие иллюстрации. Такие тетради хранятся очень долго. В старшей группе (10-12 лет) есть учащиеся, которые пишут только тексты без иллюстраций.

В старшей группе (10-12 лет) тексты могут прочитываться ежедневно во время утреннего круга. это чтение является добровольным, и за один раз может быть прочитано около шести сочинений. Иногда к прочитанному тексту задаются вопросы, иногда они становятся поводом для беседы. Может быть принято решение о том, что группа учащихся займется дальнейшим выяснением затронутой в тексте темы. Так, тексты могут стать исходным моментом для различного рода занятий: рисования, ориентации в мире и, прежде всего, развития языковых способностей. Дети выбирают один из текстов для записи на доске. каждый учащийся в течение года несколько раз представляет свои тексты на доске.

7 Обсуждение текста

Ежедневно группа собирается у доски. На ней записывается текст, выбранный во время круга, "со всеми его недостатками". Учащиеся разбирают предложение за предложением и исправляют стилистические и орфографические погрешности. В особенности, обсуждение стиля приводит почти каждый раз к очень полезным дискуссиям, и регулярно происходит серьезная переработка отдельных предложений или целых фрагментов. Развитие знания грамматики также происходит на основе такого обсуждения. В результате появляется "безошибочный" текст, который может быть отпечатан на типографском станке или машинке для использования его в классной газете.

8 Задание на доске

"Во многих школах речь детей систематически (в частности, в языковых пособиях) вытесняется искусственной. Так немеет опыт, и речь утрачивает смысл". (P.Freire)

После обсуждения текста происходит совместное составление задания. На доске записывается ряд вопросов и заданий, возникших на основе выбранного текста или того, что обсуждалось в кругу.

Выполнение этой работы является заданием по родному языку на соответствующий день. Собственный опыт, выступающий в качестве языкового материала, обладает низким "порогом" и остается для ребенка наполненным смыслом. Этим данный подход отличается от методов, согласно которым, в первую очередь, происходит пассивное заучивание грамматических правил по заранее установленному порядку.

Френе неоднократно выступал против подобной переоценки знания грамматики и орфографии.

Задание на доске может включать вопросы, активно обсуждающиеся в группе. Текст также регулярно бывает отправной точкой для различных вопросов и заданий. Орфография в тексте может послужить толчком к соответствующим упражнениям. Существенно при этом, что и здесь речь идет о собственной речи, о выбранных самими детьми словах.

Задание на доске предполагает дифференциацию, как в плане содержания, так и в плане объема. Ряд учащихся может сделать больше, и с ними существует договор, что они так и будут поступать.

Учитель замечает, например, с помощью текстов, у каких учащихся еще имеются пробелы в знаниях. С такими учащимися целенаправленно проводятся специальные упражнения, поскольку обучение через собственное открытие не приводит у них к необходимому результату. Однако, следует избегать того, чтобы чрезмерное внимание к этим упражнениям приводило к затуханию естественного языкового воспитания.

9 Естественное чтение

Дети младшего возраста с удовольствием рисуют. К рисункам в тетради для рассказов задаются вопросы, делаются замечания. Ребенок может объяснить, что изображено на рисунке. Так он узнает о том, что такое письменная коммуникация. Учителя, работающие по методу Френе, записывают комментарий ребенка под рисунком. Постепенно текст для учащегося становится более важным: он хочет быть в состоянии прочитать свои первые слова. Учащиеся заняты многими вещами, и об этом они хотят читать. Эти слова они хотят писать, печатать и т.п. Кроме того, им интересно познакомиться со словами и предложениями, которыми заняты другие дети в группе. Им приятно давать читать свои слова другим. Это дает возможность группе создать общий запас слов.

В рамках метода естественного обучения чтению учащийся начинает с интересных для него слов и предложений. С самого начала важное значение придается связи содержания и техники. Чтение становится логическим продолжением устной речи и рисования. При печатании предложений и слов в работу вступает процесс анализа и синтеза. Начиная с целого слова (глобальный подход), ребенок разбирает букву за буквой. Наконец, он несколько раз отпечатывает это слово. Учитель создает стимулирующую, упорядоченную рабочую обстановку, в рамках которой учащиеся получают индивидуальную помощь в их стремлении справиться с графическим и фонетическим "хаосом".

10 Естественный счет

Дети младшего возраста (4-6 лет) регулярно имеют при себе материал, с помощью которого могут сравниваться количества или производиться счет.

Вещи, приносимые старшими учащимися, нередко бывают связаны с арифметическими рассказами. В этих случаях дети разговаривают об арифметических решениях. Так происходит обучение счету в условиях полезного для детей, понятного и живого контекста.

Так развиваются знания, и ученик убеждается на опыте в том, что ему еще не достает некоторых умений и навыков. В этой ситуации он с большей мотивацией занимается их упражнением в хорошо оборудованном рабочем уголке. Естественный счет является в Нидерландах наименее разработанной технологией. Достаточно трудно оказывается учитывать различия в развитии и интересах детей. В это каждая школа по собственной инициативе должна вкладывать большое количество энергии.