Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту,
подготовленному Общим педагогическим учебным центром (Утрехт,
Нидерланды) по заказу КРОСС в рамках российско-нидерландского
сотрудничества в области образования, 1995

ПЯТЬ ИСПЫТАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Редактор Арно Й. Маарсхакервеерд

В подготовкке издания приняли участие:
Лилиан Леферинк (Дальтонская школа)
Ерун Танс (Школа Френе)
Ринус Рюрсинк (Йена-план-школа)
Левина Шюллер де Лагнге (Школа Монтессори)
Петер Схюккинг (Свободная вальдорфская школа)

Перевод: И.Суш


ШКОЛА ФРЕНЕ

11 Мировая ориентация

Учащиеся попадают в бесчисленные ситуации, имеющие отношение к биологии, экологии, географии, правилам дорожного движения, истории, физике, науке о здоровье и т.п. О своих впечатлениях они рассказывают в кругу. Регулярно формируется группа учащихся, которая старается более тщательно изучить тот или иной предмет. Дети совместно четко формулируют задание, чтобы было ясно, в чем заключается суть исследования. Решаются также вопросы организации: кто что делает, когда, где можно получить нужную информацию.

Если позволяет ситуация, учащиеся черпают информацию из окружающей действительности. Кто хочет узнать, например, о хлебе или муке, идет в соседнюю булочную. После этого ребенок начинает смотреть на хлеб иначе...

Таким образом, учащиеся регулярно совершают небольшие экскурсии в районе своей школы. В этом им помогают родители. Во время такой экскурсии дети изучают действительность, собирают факты, необходимые им для исследования.

Результаты также оцениваются группой. Оценка помогает возникновению новых идей о том, как можно в следующий раз лучше выполнить работу. В ходе деятельности у детей развиваются навыки в области решения проблем и организации исследования.

К тем, кто мало занимается такой работой, применяются дополнительные стимулы. Часто помогает активное участие одного из родителей.

Для каждого исследования формируется новая группа учащихся, меняющаяся по составу. Дети учатся использовать умения друг друга.

12 Школьная переписка

Школы Френе ведут между собой переписку как внутри своей страны так и с другими странами. Так по всему миру происходит обмен плотно наполненными конвертами. Переписка:

13 Рабочие группы

"Класс - это не просто помещение. Его материально-техническое оснащение является одним из важных аспектов нашей воспитательной работы. Первый поступок, показывающий, что вы готовы вступить на путь, ведущий к новому подходу: уберите свой стол, за которым, подобно трону, возвышается Ваш стул, и у которого дети должны ждать своей очереди. Сядьте за один из обычных ученических столов. Вы другими глазами увидите класс и учащихся. Они будут подсаживаться к Вам, общаться с Вами больше как с человеком..." (С.Френе)

Классные помещения в школе Френе разделены на рабочие уголки. Рабочие уголки - это места, где учащиеся могут работать и играть. Каждый уголок имеет свое название.

Наиболее часто встречаются:

В рабочем уголке в подготовленной обстановке учащийся выполняет в подходящий для него момент самостоятельно выбранную работу. Это позволяет учитывать различия в темпах работы, экспрессии и стиле учебы.

Рабочий уголок должен быть привлекательным, иметь привлекательный материал годный для самостоятельного / активного использования. Дети договариваются о правилах использования материала.

Когда группа и/или учитель высказывает необходимость изменения рабочего уголка, классное собрание принимает об этом решение. Рабочие уголки содержатся в порядке ответственными за них учащимися (классные обязанности).

14 Творческий труд / свободная экспрессия

Творческий труд предполагает занятия рисованием, иллюстрированием, лепкой, языковой экспрессией, театром, кино и видео, пантомимой, пением, хореографией и т.п. При этом учащиеся осваивают приемы, позволяющие им различными способами выражать свои впечатления, чувства и мысли. Речь здесь идет о воспитании личности и формировании общественного сознания. Каждый человек, в принципе, способен к творчеству. Однако, степень способностей и целеустремленности может быть различной. Учащийся сам выбирает приемы, которыми он хочет пользоваться. Помимо инициативы самих учащихся по отношению к творческому труду, соответствующие предметы, приемы и подходы регулярно предполагаются, обсуждаются и согласуются в кругу.

Результаты демонстрируются и обсуждаются на дневном собрании или на следующее утро. При этом учащиеся развивают чувство красивого, хорошего или особенного. Иногда принимается решение о том, чтобы повесить на стену или поставить в классе ту или иную работу. Что именно и как, решается всем классом или небольшой группой.