О проектном предложении РГПУ им.А.И.Герцена
в Федеральную программу развития
дистанционного образования в России
Соб.инф.

Российский Государственный Педагогический Университет им.А.И.Герцена обратился в Головной Совет по Дистанционному Образованию Госкомвуза России с предложением о включении в федеральную целевую программу "Развитие единой системы дистанционного образования в Российской Федерации" проекта:

"СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проект представляет собой комплекс, состоящий из ряда подпроектов.

Центральное место в комплексе занимает подпроект по созданию ИНСТИТУТА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ при РГПУ им.А.И.Герцена, как Северо-Западного центра дистанционной образовательной поддержки.

Остальные подпроекты посвящены:

Краткая аннотация центрального подпроекта:

1. ЗАДАЧА ИНСТИТУТА

Задача Института Телекоммуникационой Поддержки Образования (ИТПО) при РГПУ состоит в разработке научно-обоснованной программы развития ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДСИСТЕМЫ телекоммуникационной поддержки образования и (впоследствии) дистанционного образования;

При решении задачи предполагается анализ и учет:

2. СТРУКТУРА ИНСТИТУТА

Согласно проекту, ИТПО включает в себя:

  1. кафедру электроники и методологии дистанционного образования с учебной телекоммуникационной лабораторией;
  2. электронный образовательный сервер-издательство с научно-редакционным Советом;
  3. научно-техническую лабораторию электроники телекоммуникаций.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРВЕРА

ЦЕЛЬ научно-образовательного сервера состоит в проведении РЕАЛЬНОЙ образовательной поддержки в том объеме и теми техническими средствами, которые соответствуют сегодняшним возможностям как Университета, так и получателей поддержки.

Очевидно, что технические формы работы сервера со временем будут меняться, соответствуя текущему уровню реальных возможностей ОСНОВНОЙ МАССЫ потенциальных получателей поддержки.

К ЗАДАЧАМ Сервера Института (электронного издательства) относится:

4. КОММЕНТАРИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА отражает наше представление о целесообразной последовательности действий при организации педагогической подсистемы дистационного образования.

Мы полагаем, что постановке задачи дистанционного ОБУЧЕНИЯ должен ПРЕДШЕСТВОВАТЬ ЭТАП развития дистанционной ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ.

Адресат этой поддержки, как мы его видим - ученый и преподаватель педвуза, аспирант, слушатель магистратуры, директор и учитель школы. Содержание поддержки может быть различным, главное - чтобы участникам формируемого образовательного пространства были бы понятны и близки цели его формирования.

Так например:

Все перечисленное мы относим к области образовательной поддержки и, поэтому, к области возможностей и обязанностей сервера Института Телекоммуникационной Поддержки Образования при РГПУ им.А.И.Герцена.

Главная цель этапа становления образовательной поддержки - создать у работника образовательной сферы ощущение психологического комфорта, связанное с возможностью получения дистанционной профессиональной помощи.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мы считаем принципиально важным НАЧАТЬ работу по внедрению дистанционных форм обучения с оказания дистанционной образовательной поддержки преподавателю высшей педагогической и средней школы.

Ни в коей мере не умаляя значимости работ по разработке конкретных программ дистанционного обучения, мы в то же время убеждены, что такой подход к решению проблемы в целом, когда внимание концентрируется на дистанционных формах обучения ученика (студента), реализуемых "поверх", "мимо" не подготовленного к телекоммуникационному общению массового учителя-предметника (преподавателя педвуза), в отсутствии развитой системы образовательной поддержки - такой подход врядли сможет быть понят и поддержан учителем школы и преподавателем педвуза и встретит в процессе реализации немалые трудности.

5. ИМЕЮЩИЙСЯ ЗАДЕЛ

До принятия решения Головным Советом по Дистанционному Образованию по поддержке или отклонению проекта, работа по его реализации, начатая в середине 1995 года, будет проводиться силами лаборатории 'Эмиссия, Лтд' (сотрудники РГПУ им.А.И.Герцена).

На сегодня лабораторией:

6. ПОСЛЕСЛОВИЕ

В РГПУ осознают глобальность поставленной задачи по организации дистанционной образовательной поддержки в рамках педагогической подсистемы, но уверены в ее реальности, поскольку потенциал, который может быть вовлечен в ее решение, вполне адекватен масштабам задачи. Мы уверены, что скорость ее решения в немалой степени определяется готовностью педагогических вузов, других научно-педагогических центров страны к скоординированным действиям.

---
Андрей А.Ахаян andrew@emissia.spb.su