Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA , по материалу,
полученному от postmaster@tphys.emissia.spb.su c согласия авторов
на распространение.
Мнения авторов материалов, принимаемых к публикации в emissia.offline,
не обязательно совпадают с позицией научной редакции канала.
----------------------

А.А.Семенов,
В.П.Соломин,
Е.Ю.Горчакова,
РГПУ им. А.И.Герцена

САМОРАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Проблема саморазрушающего поведения (СП) становится все более острой, особенно среди подростков. Под СП мы понимаем такое поведение, которое ухудшает хотя бы один из слагаемых здоровья: душевное или физическое, социальное или сексуальное и др. Конечно, СП, как правило, негативно влияет не на один, а на несколько компонентов здоровья. К сожалению, школа, в сущности, не занимается на профессиональном уровне проблемой СП. Положение должно измениться в лучшую сторону в связи с введением осенью 1993 г. в педвузах новой воспитательной дисциплины - валеологии. Необходимо сказать, что этот термин не удачный. Учение о сохранении, укреплении и приумножении здоровья создал И.И.Мечников и назвал его "Ортобиозом", то есть Правильной жизнью. Этот термин более адекватен с методологической точки зрения. Да и уважать историческую справедливость не грех, особенно воспитателю.

Успешное становление в педвузе и в школе ортобиоза (педагогической валеологии) затруднено из-за отсутствия базовой программы, учебника и первично подготовленных воспитателей (ортобиологов, валеологов). Вполне очевидно, что первичная профилактика СП по сравнению с его коррекцией значительно проще. Поэтому важно, чтобы базовая программа включала в себя вопросы в следующей формулировке: первичная профилактика правонарушений, табакокурения, аутоагрессии, гиподинамии, ожирения и т.п.

Для предотвращения СП методически важно, чтобы воспитание, было бы, с одной стороны, непрерывным (семья, детсад, школа, вуз, самовоспитание), а с другой стороны, оно должно быть антропологическим, целостным. Такое воспитание возможно сейчас лишь при использовании ВОЗ-ой модели здоровья. Без нее не представляется возможным решить основную воспитательную установку - производство человека. ВОЗ-ая модель - принципиально новая, она включает в себя и физические, и духовные составляющие. Она взята большинством исследователей за основу, несмотря на некоторые в ней недостатки. Так, например, придерживаясь этой модели трудно дать количественную характеристику здоровью ("много" или "мало" здоровья). Более того, эта модель является, по сути идеальной, практически не достижимой. Однако, эти недостатки затрудняют проводить в основном фундаментальные исследования здоровья. Для воспитательных целей они, на наш взгляд, не имеют существенного значения. ВОЗ-ая модель на сегодня в наибольшей мере способствует решению проблемы СП именно возможностью целостного подхода в воспитании индивида (как духовных, так и соматических качеств). Другими словами, эта модель - шаг вперед на методическом пути всестороннего и гармоничного развития личности. Важно сказать, что реализация ВОЗ-ой модели здоровья в основном зависит от воспитателя, а не врача. К сожалению, понимание этого принципиального положения с большим трудом находит свое понимание у педагогов. Уже показано, что даже соматическое здоровье от здравоохранения зависит на 10 процентов, а в остальном от воспитания. В частности, только от поведения индивида даже этот один компонент здоровья зависит на 50 процентов, то есть снова речь идет о воспитании, культуре поведения, здоровом образе жизни (ЗОЖ). А что остается говорить о таких составляющих здоровья, как душевный или социальный компонент здоровья и т.п. Ими врач не занимался и заниматься не в состоянии. Реализация воспитания идет через свой метод - метод воспитания, а не методы лечения (хирургический нож, лекарства). Все составляющие здоровья должны быть предметом внимания воспитателя.

Мы считаем, что в базовую программу по педвалеологии (ортобиозу) для решения проблемы СП необходимо включить как наиболее социально значимые следующие темы: первичная профилактика табакокурения, токсикоманий, наркоманий, пьянства, болезней передающихся половым путем, проституции, правонарушений, нежелательной беременности (абортов), аутоагрессии, инфекционных заболеваний, атеросклероза, злокачественных опухолей, гиподинамии, ожирения.

Нельзя недооценивать важности грамотного полового воспитания в школе, воспитания законопослушания на базе изучения прав и обязанностей человека, на базе трудолюбия. При формировании духовного компонента здоровья целесообразно проводить пропаганду идеалов олимпийского движения. Это будет способствовать более быстрому утверждению гуманистического мировоззрения.

Конечной целью ортобиоза (педвалеологии) должна стать выработка функционального ЗОЖ индивида, а затем ЗОЖ станет важной частью ОБЩЕЙ культуры народа, популяции.