Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA, по материалу,
полученному от postmaster@tphys.emissia.spb.su c согласия авторов
на распространение.
Мнения авторов материалов, принимаемых к публикации в emissia.offline,
не обязательно совпадают с позицией научной редакции канала.
-------------------

А.А.Семенов,
РГПУ им. А.И.Герцена

ВОЗ-я МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ - ВАЖНЫЙ ШАГ В ЦЕЛОСТНОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

С появлением ВОЗ-ой модели здоровья целостный подход получил существенный импульс в дальнейшем преодолении воспитания "по частям". По здоровьем, как известно, понимается состояние полного душевного, физического, сексуального, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или анатомических дефектов.

Наша задача - привлечь внимание воспитателей к необходимости заниматься всеми компонентами здоровья, включая и соматический, а также предложить адекватную концепцию воспитания индивида.

Система воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества. Целостный подход к формированию личности возможен при условии, если деятельность воспитателя будет ориентирована на производство человека. Концепция, очевидно, должна состоять из трех частей: цели, стратегии и тактики воспитания.

ЦЕЛЬ воспитания (самовоспитания):

производство человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе.

Оно включает в себя решение трех взаимосвязанных задач.

Первая охватывает воспроизводство собственной жизни индивида (его социальное, физическое, соматическое благополучие).

Вторая задача - производство чужой жизни, то есть речь идет преимущественно о сексуальном здоровье в самом широком смысле этого слова.

Третья - воспитательная задача по обеспечению духовного и психо-эмоционального благополучия.

Речь идет, в сущности, о втором рождении человека, прежде всего его духовности, которая тесно связана с осознанием человеком смысла своего бытия. Светская духовность имеет и такие составляющие как творческую и нравственную. Первая - это творческий труд, то есть созидание нового качества. НТР-яркий пример творчества. К сожалению, оно может быть и безнравственным. Создание, тем более применение, например, оружия массового уничтожения людей. Поэтому необходимо воспитывать нравственное, творческое самосознание (духовность). Для психо-эмоционального компонента здоровья большое значение имеет оптимистическая концепция ортобиоза И.И.Мечникова, направленная на формирование мировоззрения, центром которого является представление о производительнотворческой, социально-активной личности до самой глубокой старости.

Под стратегией воспитания мы понимаем, с одной стороны, получение по возможности желаемых задатков у ребенка (преподавание гуманистической позитивной евгеники), а с другой стороны, своевременное и полное гармоничное развитие всех положительных и коррекцию негативных задатков.

Под тактикой воспитания (самовоспитания) подразумевается нравственная составляющая поведения индивида. Ее основу составляет положение И.И.Мечникова о том, что самое ценное на Земле - человек и его благо, совместное с благом других людей.

С осени 1993 года в педвузах введена новая воспитательная дисциплина - валеология. Важно наметить границы между педагогической (ортобиоз) и медицинской валеологией (см. табл.).

Атрибутивные признаки науки
ВАЛЕОЛОГИЯ
Клиническая медицина
педагогическая (ортобиоз) медицинская (профилактическая медицина)
Объект исследования Здоровый коллектив, здоровый человек Человек в третьем состоянии. Группы риска. Больной человек.
Предмет интереса в объекте Здоровье человека, коллектива, популяции. Факторы, способствующие сохранению, укреплению и преумножению здоровья. Третье состояние (человек еще не болен, но он уже не здоров). Факторы, вызывающие это состояние. Болезнь. Патогенные факторы.
Основные методы достижения цели Непрерывное воспитание (семья, детсад,школа,вуз) и самовоспитание.ЗОЖ. Первичная профилактика. Первичная специфическая и неспецифическая профилактики. Донозологическая диагностика. Диагностика. Лечение. Вторичная и третичная профилактики.
Основная цель Сохранение, укрепление и преумножение здоровья. Производство человека. Оздоровление. Излечение.

Из таблицы видно, что участие воспитателя может быть, в сущности, стратегическим и в решении проблем соматического здоровья. Воспитатель должен быть учителем жизни, помочь воспитаннику как можно раньше понять цель, стратегию и тактику своей жизни. Важно убедить школьника в необходимости реализации положения:"Школьник, познай и сотвори себя!"