Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
сборника, выпущенного Комитетом по образованию Мэрии Санкт-Петербурга, 1995.

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ
РАЗДЕЛ II "УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ"

ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

Авт. коллектив: В.А.Чернобытов, канд.пед.наук
Э.Е.Фейгина, канд.пед.наук
Ю.С.Гончаров, канд.пед.наук
Ж.Л.Витлин, докт.пед.наук

Научный руководитель - доктор пед.наук,
проф. Тряпицына А.П
Составитель - В.О.Иванова

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Закон РФ "Об образовании" (статья 9) определяет систему образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

Набор образовательных программ определяет облик школы и является основой различных образовательных маршрутов для учащихся в условиях конкретного образовательного учреждения.

В школе могут быть реализованы общеобразовательные (основные и дополнительные) программы разного уровня: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

На каждой ступени образования возможны варианты образовательных программ, различающиеся своим назначением:

Разработчики учебной программы должны четко осознавать, составной частью какой образовательной программы она является.

Таким образом, образовательная программа разных ступеней обучения в конкретной школе может включать несколько вариантов учебной программы по данному предмету, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.

Учебная программа - документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету (обязательные занятия, обязательные занятия по выбору школы, факультативные занятия), логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образованности.

В качестве рабочего примем следующее определение: учебная программа есть краткое системное описание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями и выполнял функции образования, воспитания, развития.

Создавая собственные образовательные программы, образовательные учреждения опираются на Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ и Базисный учебный план Санкт-Петербургской школы. Заложенные в этих планах нормативы реализуются в учебных программах конкретных предметов. При этом общий объем часов, отведенных на ту или иную образовательную область, изменению не подлежит.

Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения, оно самостоятельно в выборе учебных программ в рамках конкретной образовательной области (предметов). При этом важно подчеркнуть, что учебные программы должны обеспечивать достижение государственных стандартов образования с учетом рекомендаций Петербургского стандарта образования.

(Образовательные стандарты Санкт-Петербургской школы (редакция 1994), СПб., 1994г.)