Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту,
подготовленному Общим педагогическим учебным центром (Утрехт,
Нидерланды) по заказу КРОСС в рамках российско-нидерландского
сотрудничества в области образования, 1995

ПЯТЬ ИСПЫТАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Редактор Арно Й. Маарсхакервеерд

В подготовкке издания приняли участие:
Лилиан Леферинк (Дальтонская школа)
Ерун Танс (Школа Френе)
Ринус Рюрсинк (Йена-план-школа)
Левина Шюллер де Лагнге (Школа Монтессори)
Петер Схюккинг (Свободная вальдорфская школа)

Перевод: И.Суш


ШКОЛА ФРЕНЕ

15 Стиль воспитания и обучения (роль педагога)

"Мы бы хотели до нуля сократить плановые кабинетные уроки (магические разъяснения в бесчисленных вариантах, за которыми следуют упражнения, "вдалбливание" и контроль). Приемы и вспомогательные средства, разработанные нами на практике вместе с тысячами учителей, являются залогом обогащения и роста учащихся...(С.Френе)

Те, кто впервые посещает школу Френе, часто поражаются той легкости, с которой учащиеся ведут собрания, принимают решения, вместе решают проблемы и при этом весьма целенаправленно занимаются работой. Обращает на себя внимание и их умение своими проблемами к "представителям власти" и не удовлетворяются отговорками.

Работать по системе Френе означает изменение своей роли: от всеопределяющей через стимулирующую - к роли куратора и наблюдателя, и далее - к роли активного направляющего члена группы. Учитель прекращает быть тем, кто решает, наказывает и имеет на все готовые ответы. Так же, как и ученики он начинает искать ответы на возникающие вопросы, чтобы быть в состоянии дать по ним разъяснения. Результатом этого может стать урок на тему, которая заинтересовала учащихся.

Такие средства применения власти, как отметки и наказания утрачивают свою необходимость. Естественно, педагог школы Френе продолжает исправлять, проверять и дополнять работу учащихся и установленные договоренности.

Множество приемов, используемых в группах меняющегося состава создает возможность возникновения многочисленных отношенческих и учебных ситуаций, далеко не все из которых протекают при участии учителя. Учитель перестает быть центральной фигурой, сохраняя, однако, ответственность за общий педагогический процесс. Речь здесь идет об индивидуализированном обучении и оптимальной привлеченности каждого учащегося. Учитель продолжает следить за мотивацией и стимулирует заинтересованность. Так же, как и вся группа, он с уважением относится к сделанной работе и проведенному исследованию. Успех вызывает удовлетворение и взаимное удовольствие.

16 Содержание и программы.

Выбор программы должен быть основан на потребностях учащихся. школа должна учитывать различия между учащимися, а не наоборот. Учебное содержание должно прямо соответствовать жизненному миру детей. Индивидуально они отличаются друг от друга, и поэтому их трудно свести к нескольким категориям, не подвергаясь опасности механистического подхода.

Педагоги школ Френе обладают большим опытом адаптации содержания к интересам учащихся, благодаря чему учебные пособия в некоторых случаях используются лишь в качестве справочной литературы.

Кроме того, здесь сводятся к минимуму границы между отдельными предметами. Действительность, разделенная на предметы, существует только в образовании, но не в остальных областях общественной жизни.

17 Формы группировки

Педагоги школ Френе признают преимущества работы с гетерогенными группами:

Разделение учащихся на группы в различных школах организовано по-разному. Регулярны случаи объединения в одну группу учащихся с разницей в возрасте в 1-2-3 года.

В классе учащиеся могут принимать участие в решении о составе различных подгрупп. В общих чертах, встречаются две формы деления: постоянные группы учащихся, сидящих за одним столом, и ежедневно меняющиеся группы в связи с занятиями в рабочих уголках. Состав последних определяется в утреннем кругу. Ребенок, которому принадлежит инициатива, выбирает членов группы, которые хотят принять участие в соответствующем занятии. В течении года каждый учащийся получает возможность работать с другими одноклассниками. Имеются также случаи сотрудничества с учащимися других классов.

18 Учебные средства и педагогика Френе

"Впервые в истории педагогики за улучшение своей практики взялись сами педагоги. Наши идеи возникли не на основе умозрительных заключений, но выросли из практики и полностью ей соответствуют. Ни один из наших пионеров не начинал в богатой, хорошо обеспеченной рабочей обстановке. Мы начали с простых идей и рудиментарных средств: с печатного станка и свободного текста, с переписки, со свободного рисования и самопроверяемых рабочих карточек, которые мы делали сами. Шаг за шагом, экспериментально, разрабатывались новые приемы". (С.Френе)