Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
сборника, выпущенного Комитетом по образованию Мэрии Санкт-Петербурга, 1995.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ
РАЗДЕЛ II "УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ"ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
Авт. коллектив: В.А.Чернобытов, канд.пед.наук
Э.Е.Фейгина, канд.пед.наук
Ю.С.Гончаров, канд.пед.наук
Ж.Л.Витлин, докт.пед.наук
Научный руководитель - доктор пед.наук,
проф. Тряпицына А.П
Составитель - В.О.Иванова
ФУНКЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ И ОБЩИЕ НОРМАТИВЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
Любая учебная программа вне зависимости от того, к какой образовательной области, к какому варианту образовательной программы и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
- нормативную, т.е. является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, т.е. определяет цели и ценности, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область (обязательные занятия, занятия по выбору, факультативные или групповые занятия);
- фиксации содержания образования, т.е. определяет состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
- процессуальную, т.е. определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, доминирующие методы, формы, средства и условия обучения;
- оценочную, т.е. определяет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки степени обученности учащихся.
Из функций учебных программ вытекают следующие требования к ним:
- Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, образовательной программы в целом, отражение законченного, целостного (не фрагментарного) содержания образования.
- Полнота раскрытия целей и ценностей обучения и конкретность представления элементов содержания образования. Под полнотой раскрытия целей и ценностей обучения понимается включение в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности (умений); опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности). Под конкретностью представления элементов содержания образования понимается такое представление этих элементов, которое показывает путь (методику, технологию) реализации заданного содержания в реальном учебном процессе, что и делает программы инструментальными.
- Программа должна иметь признаки нормативного документа, в неявном виде представляющего через содержание образования цели обучения, и служить инструментарием учителю, раскрывающему сущность содержания программы на уроках.
- Процессуальный характер программы. Под процессуальностью понимается такое построение программы, при котором она показывает содержание образования в единстве с процессом обучения: последовательность расположения и взаимосвязи всех элементов содержания, деятельную сторону их усвоения, последовательные этапы достижения конечных целей обучения, раскрывает методы, организационные формы и средства обучения.
Итак, общими требованиями к учебным программам являются следующие:
- единство методологических основ их построения;
- взаимосвязь программ всех предметов по содержанию, методам, формам обучения как внутри отдельных образовательных областей, так и образовательной программы в целом;
- полнота раскрытия целей обучения;
- конкретность и процессуальность представления содержания образования.
---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su