Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
сборника, выпущенного Комитетом по образованию Мэрии Санкт-Петербурга, 1995.

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ
РАЗДЕЛ II "УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ"

ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

Авт. коллектив: В.А.Чернобытов, канд.пед.наук
Э.Е.Фейгина, канд.пед.наук
Ю.С.Гончаров, канд.пед.наук
Ж.Л.Витлин, докт.пед.наук

Научный руководитель - доктор пед.наук,
проф. Тряпицына А.П
Составитель - В.О.Иванова

ФУНКЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ И ОБЩИЕ НОРМАТИВЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

Любая учебная программа вне зависимости от того, к какой образовательной области, к какому варианту образовательной программы и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

Из функций учебных программ вытекают следующие требования к ним:

  1. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, образовательной программы в целом, отражение законченного, целостного (не фрагментарного) содержания образования.
  2. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения и конкретность представления элементов содержания образования. Под полнотой раскрытия целей и ценностей обучения понимается включение в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности (умений); опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности). Под конкретностью представления элементов содержания образования понимается такое представление этих элементов, которое показывает путь (методику, технологию) реализации заданного содержания в реальном учебном процессе, что и делает программы инструментальными.
  3. Программа должна иметь признаки нормативного документа, в неявном виде представляющего через содержание образования цели обучения, и служить инструментарием учителю, раскрывающему сущность содержания программы на уроках.
  4. Процессуальный характер программы. Под процессуальностью понимается такое построение программы, при котором она показывает содержание образования в единстве с процессом обучения: последовательность расположения и взаимосвязи всех элементов содержания, деятельную сторону их усвоения, последовательные этапы достижения конечных целей обучения, раскрывает методы, организационные формы и средства обучения.

Итак, общими требованиями к учебным программам являются следующие:

---
EDUSERVER of the EMISSIA Infrared Systems Laboratory, Ltd. * St.Petersburg edu@emissia.spb.su