Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
сборника, выпущенного Комитетом по образованию Мэрии Санкт-Петербурга, 1995.

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ
РАЗДЕЛ II "УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ"

ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

Авт. коллектив: В.А.Чернобытов, канд.пед.наук
Э.Е.Фейгина, канд.пед.наук
Ю.С.Гончаров, канд.пед.наук
Ж.Л.Витлин, докт.пед.наук

Научный руководитель - доктор пед.наук,
проф. Тряпицына А.П
Составитель - В.О.Иванова

ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ

Структура учебной программы предусматривает наличие объяснительной записки, предваряющей текст программы.

Назначение объяснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих задач школы и образовательной программы данной ступени, дать представление о требованиях к предмету, о путях развертывания учебного материала и основных идей по ступеням обучения, показать в общих чертах методическую систему достижения указанных целей, описать средства их достижения.

Основными разделами текста объяснительной записки являются следующие:

Очень ответственный раздел - формулирование целей учебного предмета. Важно, чтобы цели были сформулированы содержательно, расчлененно, чтобы они излагались в определенной последовательности и были сгруппированы. В первую очередь должны быть раскрыты цели, вытекающие из функции учебного предмета как части той или иной образовательной области. Объяснительная записка должна начинаться с обозначения того, в какую образовательную область входит данный учебный предмет, и краткой формулировки целей области для каждой ступени обучения. Это способствует повышению целостности обучения, позволяет реализовать требование единства программы. Затем должно идти раскрытие специфических функций данного предмета.

Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция, та основная цель, ради которой он введен в учебный план. Ведущая функция учебного предмета предполагает обозначение его ведущего компонента.

В учебных предметах ведущими компонентами могут выступать:

Есть предметы, в которых ведущими оказываются несколько компонентов (математика, литература, родной язык).

Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущий компонент содержания: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно также отразить цели усвоения вспомогательных знаний и умений (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных, предметных), поскольку они - необходимые условия усвоения основных знаний. И, наконец, еще одну группу целей составляют те, с помощью которых характеризуется развивающий и воспитывающий потенциал процесса обучения.


В качестве примера приведем фрагмент формулировки целей в одном из вариантов программы по географии:

Функция предмета: формирование диалектико-материалистического мировоззрения, основанного на знаниях о природе и обществе.

Первая группа целей (мировоззренческие): формирование научной картины природы Земли как места обитания и трудовой деятельности людей и научной картины мирового хозяйства как результата этой деятельности...

Вторая группа (основные знания и умения): вооружение знаниями современных географических теорий и систем понятий, объясняющих структуру и законы развития природных и хозяйственных объектов, их размещение на Земле...

Третья группа целей (вспомогательные знания и умения): развитие логического мышления учащихся, смысловой и механической памяти, воображения, формирование опыта творческой познавательной деятельности...

Четвертая группа целей (формирование качеств личности): воспитание стремления к повышению культуры умственного труда, настойчивости в достижении цели, добросовестности, трудолюбия...


Далее цели учебного предмета конкретизируются и распределяются ступеням образования, вариантам образовательных программ и отдельным классам (годам обучения).

Подход к определению целей по ведущей функции предмета поможет выделить также общие требования к умственному развитию учащихся, общие умственные операции, общие группы знаний, умений, ситуаций по формированию опыта творческой деятельности, отношений.

Изложение целей в объяснительных записках следует заканчивать формулированием требований к уровню образованности учащихся по предмету (грамотность, функциональная грамотность, информированность, компетентность) на конец, соответствующего учебного года и по завершению изучения курса в целом, где должны быть отражены:

Следующий после формулирования целей элемент, который требуется осветить в объяснительной записке, - это краткое описание состава и структуры содержания учебного предмета. Фрагмент подобного описания для курса химии может выглядеть примерно следующим образом:

Основное содержание курса неорганической химии составляет конкретное усвоение Периодического закона и Периодической системы как высшего обобщения знаний о химических элементах. В связи с этим курс делится на три раздела: сначала учащиеся усваивают основные понятия химии, необходимые для понимания Периодического закона; затем знакомятся с Периодическим законом Д.И.Менделеева и Периодической системой элементов, строением вещества; после этого рассматриваются наиболее типичные элементы отдельных групп более полного и глубокого познания Периодической системы...


В этот раздел целесообразно включить указание о ведущих единицах содержания (теории, законы, понятия, методы науки, факты, идеи, идеалы, художественные произведения), которые в разных учебных предметах в зависимости от их функций и вытекающего из них ведущего компонента содержания будут несколько отличаться. Например, в естественнонаучных предметах ведущий компонент - знания и ведущими единицами содержания выступают научные теории, законы, системы понятий, ведущие идеи; в таком предмете, как родной язык с его двуединой функцией (способы деятельности и знания), в качестве ведущего компонента должна быть указана речевая деятельность, а в качестве ведущих единиц содержания - речевые умения (устная связная речь, письменное изложение, сочинение и т.д.), системы понятий из области грамматики, лексикологии, словообразования, фонетики.

Указываются основания отбора ведущих единиц содержания для обязательного усвоения, раскрывается и обосновывается последовательность распределения. Например, для родного языка указывается, что виды речи отобраны с учетом практических потребностей и задач развития речевой способности, знания же о языке отбираются в соответствии с их значимостью для овладения речевыми умениями и для формирования у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни.

Здесь же следует охарактеризовать вспомогательные единицы содержания учебного предмета, обусловленные соответствующими группами целей. Например, орфографические и пунктуационные умения в родном языке, единицы логических и других вспомогательных знаний в предметах естественнонаучной направленности.

Все это относится к обязательному минимуму содержания. Но следует также сказать здесь и о дополнительном содержании, указав его источники, использованные при отборе, и общие положения. Эти общие положения представляют собой конкретизацию на материале данного учебного материала следует максимально развивать и стимулировать расширение и углубление способностей, склонностей и интересов учащихся.

В объяснительной записке должно быть кратко сказано о содержании формах внеурочной работы, о целях факультативных курсов. В приложении в программе целесообразно дать программы факультативов, занятий по выбору, тематику кружков и т.д.

Материал, характеризующий содержание учебного предмета в объяснительной записке, должен заканчиваться раскрытием вопроса о межпредметных связях.

Для достижения определенных результатов обучения, усиления инструментальности программы важное значение имеют пути ее реализации. Поэтому в объяснительной записке целесообразно охарактеризовать рекомендуемые для реализации данного содержания ведущие методы, приемы, организационные формы обучения.

В связи с описанием процесса обучения желательно назвать основные средства обучения, обозначить типовые диагностические задания как практического, так и теоретического характера, которые должны выполняться учащимися не только с помощью учителя, но и самостоятельно. Следует указать, за счет чего осуществляется дифференцированный подход к обучению учащихся.

В конце объяснительной записки целесообразно указать, что нового внесено в отбор материала, его распределение, методы обучения в отличие от предыдущей программы.

Последний раздел объяснительной записки разъясняет условные обозначения, принятые в тексте программы.