Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
сборника, выпущенного Комитетом по образованию Мэрии Санкт-Петербурга, 1995.

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ
РАЗДЕЛ II "УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ"

ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

Авт. коллектив: В.А.Чернобытов, канд.пед.наук
Э.Е.Фейгина, канд.пед.наук
Ю.С.Гончаров, канд.пед.наук
Ж.Л.Витлин, докт.пед.наук

Научный руководитель - доктор пед.наук,
проф. Тряпицына А.П
Составитель - В.О.Иванова

ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ФИКСАЦИЙ ЗНАНИЙ В ТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ

Текст программы является ее основной частью. В нем должны быть отражены с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета.

Требования к тексту программы целесообразно разделить на общие, характеризующие ее в целом, и на частные, относящиеся к каждому компоненту содержания образования.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ тесно связаны с нормативами разработки содержания объяснительной записки и служат их продолжением:

  1. Текст программы должен наглядно и конкретно показать, как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и ценностей, зафиксированных в объяснительной записке. В явном виде и в динамике представляются все компоненты содержания ( и отобранные для данного учебного предмета их элементы). Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это значит, что не только знания, но и умения, и опыт творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программы. Особенности описания текста программы зависят от ведущего элемента содержания учебного предмета.
    Если ведущим элементом содержания предмета являются знания,то описание ведется в терминах "закон", "теория", "понятие", "метод", "факт", "идея" и т.п. Например, в программе по биологии: "... Эволюционное учение: работы Линнея, Ламарка; движущие силы эволюции по Дарвину; синтетическая теория эволюции. Вид, Популяция...".
    Если ведущим элементом содержания предмета выступают знания и способы деятельности, то описание ведется как в указанных выше терминах, так и в терминах способов деятельности. Например, в программе по математике: "...Решение тригонометрических уравнений и неравенств..." или "Чтение и построение графиков функций...".
  2. Полноте, конкретности и процессуальному характеру излолжения способствует введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных, практических работах, экскурсиях, технических средствах. Средства обучения должны быть распределены по темам, увязаны с конкретным материалом.
  3. Межпредметные связи должны быть по всем компонентам содержания обозначены в предметном материале текстом или с помощью условных обозначений там, где эти связи рационально использовать.
  4. Содержание программы должно быть четко разделено на обязательное и дополнительное. Обязательный минимум содержания должен соответствовать стандарту образования и быть соотнесен с минимальным временем на его освоение в соответствии с Базисным учебным планом. Дополнительное же содержание по всем компонентам должно быть специально указано: в программе каждого класса указываются дополнительные экскурсии, лабораторные работы, литература для чтения учащихся и т.п.

Общие требования к тексту программы конкретизируются в ЧАСТНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ в ней:

  1. В программе фиксируются (и обозначаются условными знаками) все отобранные виды знаний. Это положение следует понимать так, что в тексте программы по тому или иному предмету должны быть не только выделены предметно-научные, мировоззренческие, оценочные и другие знания, но и представлены как знания: а) главные типы доступных для усвоения учащимися проблем данной науки и смежных с ней; б) важные в образовательном отношении и доступные учащимся методы науки, приемы познавательной деятельности и методологические знания, а также общие методы познания.
    Чтобы обозначить творческий аспект обучения, целесообразно отметить в программе (текстом или условными знаками) те вопросы и подтемы, которые рекомендуется изучать проблемно.
  2. В тексте программы четко выделяются ведущие и вспомогательные знания.
    При этом ведущие знания составляют сущность (ядро) учебного предмета, а вспомогательные являются необходимым условием усвоения ведущих знаний и оперирование ими. Указываются уровни усвоения знаний (I - различение, II - запоминание, III - понимание, IV - применение, V - перенос).
    Отразить вспомогательные знания в программе можно при помощи различного рода условных обозначений. Если, допустим, при изучении учебного материала учащимся целесообразно дать сведения из истории науки или методологические знания, то это может быть отражено в программе следующим образом:
    "Закон Кулона" * (знакомство со структурой закона)...". Звездочка обозначает, что учащихся необходимо познакомить с историей открытия этого закона, а в скобках содержатся указание о том, какие методологические знания должны быть привлечены при изучении этой темы.
  3. Ведущие для того или иного учебного предмета знания должны быть разработаны в программе наиболее подробно.
  4. В тексте программы нужно выделять обязательные для усвоения учащимися и дополнительные (необязательные) знания.
  5. В соответствующие разделы (темы) текста программы включаются указания об обобщении и приведении знаний в систему по ходу обучения.
  6. В тексте программы должны найти отражение сквозные (ключевые) проблемы науки, элементы и черты творческой деятельности, в том числе практического характера.
  7. Где это можно, должны быть указны нравственные проблемы, посильные для решения учащимся в данном возрасте.
  8. Следует отмечать в качестве вспомогательных знаний эпизоды из истории культуры, демонстрирующие нравственную сторону борьбы идей, биографии прогрессивных личностей, на примере которых можно показать процесс самовоспитания.
  9. Мировоззренческие знания должны быть сформулированы так, чтобы видно было, как они служат средством ориентировки в жизни. Программа также должна содержать конкретные указания об использовании мировоззренческих идей и оценочных знаний в личностно значимой для учащихся деятельности, осуществляемой во внеурочное время. Должны получить отражение в программах и задачи формирования интереса учащихся к мировоззренческим, нравственным, этическим проблемам.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ФИКСАЦИИ В ТЕКСТЕ ПРОГРАММ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. В программе следует включать только термин "умение", понимая под умением сложное комплексное действие, в основе которого лежат знания и навыки.
  2. Программа не должна включать в себя перечень всех отдельных действий, операций, которые фактически должен совершить ученик, овладевающий тем или иным умением.
  3. Перечень умений, которыми должен овладеть ученик, необходимо представить в конце раздела (темы) программы.
  4. В программах необходимо отразить предметные, общеучебные, интеллектуальные, коммуникативные группы умений, входящих в содержание образования по каждой теме (разделу). Указать, какие умения являются обязательными для освоения.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ОТРАЖЕНИЯ АППАРАТА КОНТРОЛЯ В ПРОГРАММЕ

Поскольку учебная программа предназначена для руководства всем процессом обучения, в том числе и для контроля за его результатами включение соответствующего раздела следует признать целесообразным.

  1. Содержание раздела о контроле за результатами обучения должно ограничиваться только примерными критериями оценок, как это сделано в типовых программах. Раздел должен содержать указания об объектах контроля, его средствах, а также и о критериях оценок, т.е. давать полную и конкретную характеристику аппарата.
  2. Содержание и форма контроля должны полностью соответствовать функции учебного предмета, охватывать все его цели, сформулированные в объяснительной записке к программе.
  3. Трудности контроля определенных компонентов и элементов содержания образования не должны приводить к подменен объектов контроля, когда вырабатываются критерии оценки не того, что является главным в данном предмете, а того, что легче проверить. Аппарат контроля, таким образом, должен быть нацелен на ведущие компоненты содержания учебного предмета, на его основные цели.
  4. Соответствие аппарата контроля функции учебного предмета должно проявляться также и в выборе для контроля тех видов деятельности, через которые выявляется усвоение содержания. Это должны быть ведущие виды познавательной деятельности, характерные для данного учебного предмета.
  5. Данное требование вытекает из понимания соотношения обязательного и дополнительного содержания учебных предметов. Точному и по возможности стандартизированному контролю должны подвергаться элементы обязательного содержания программы. Поскольку это обязательный для всех минимум, то им и определяется тот уровень, который необходим и достаточен для перевода в следующий класс. Выполнение требований этого уровня должно соответствовать оценке "удовлетворительно". Различные варианты превышения обязательного минимума будут соответствовать оценкам "хорошо" и "отлично".
  6. Предполагается дифференциация объектов и средств контроля в зависимости от того, обслуживает он текущую работу или служит для подведения итогов.
  7. О контроле в программе должно быть сказано суммарно либо в конце ее, либо в объяснительной записке ( основные объекты контроля, виды деятельности, состав показателей).

По классам как завершающий материал должны даваться: