Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту
сборника, выпущенного Комитетом по образованию Мэрии Санкт-Петербурга, 1995.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ
РАЗДЕЛ II "УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ"ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
Авт. коллектив: В.А.Чернобытов, канд.пед.наук
Э.Е.Фейгина, канд.пед.наук
Ю.С.Гончаров, канд.пед.наук
Ж.Л.Витлин, докт.пед.наук
Научный руководитель - доктор пед.наук,
проф. Тряпицына А.П
Составитель - В.О.Иванова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ФИКСАЦИЙ ЗНАНИЙ В ТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ
Текст программы является ее основной частью. В нем должны быть отражены с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета.
Требования к тексту программы целесообразно разделить на общие, характеризующие ее в целом, и на частные, относящиеся к каждому компоненту содержания образования.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ тесно связаны с нормативами разработки содержания объяснительной записки и служат их продолжением:
- Текст программы должен наглядно и конкретно показать, как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и ценностей, зафиксированных в объяснительной записке. В явном виде и в динамике представляются все компоненты содержания ( и отобранные для данного учебного предмета их элементы). Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это значит, что не только знания, но и умения, и опыт творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программы. Особенности описания текста программы зависят от ведущего элемента содержания учебного предмета.
- Если ведущим элементом содержания предмета являются знания,то описание ведется в терминах "закон", "теория", "понятие", "метод", "факт", "идея" и т.п. Например, в программе по биологии: "... Эволюционное учение: работы Линнея, Ламарка; движущие силы эволюции по Дарвину; синтетическая теория эволюции. Вид, Популяция...".
- Если ведущим элементом содержания предмета выступают знания и способы деятельности, то описание ведется как в указанных выше терминах, так и в терминах способов деятельности. Например, в программе по математике: "...Решение тригонометрических уравнений и неравенств..." или "Чтение и построение графиков функций...".
- Полноте, конкретности и процессуальному характеру излолжения способствует введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных, практических работах, экскурсиях, технических средствах. Средства обучения должны быть распределены по темам, увязаны с конкретным материалом.
- Межпредметные связи должны быть по всем компонентам содержания обозначены в предметном материале текстом или с помощью условных обозначений там, где эти связи рационально использовать.
- Содержание программы должно быть четко разделено на обязательное и дополнительное. Обязательный минимум содержания должен соответствовать стандарту образования и быть соотнесен с минимальным временем на его освоение в соответствии с Базисным учебным планом. Дополнительное же содержание по всем компонентам должно быть специально указано: в программе каждого класса указываются дополнительные экскурсии, лабораторные работы, литература для чтения учащихся и т.п.
Общие требования к тексту программы конкретизируются в ЧАСТНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ в ней:
- В программе фиксируются (и обозначаются условными знаками) все отобранные виды знаний. Это положение следует понимать так, что в тексте программы по тому или иному предмету должны быть не только выделены предметно-научные, мировоззренческие, оценочные и другие знания, но и представлены как знания: а) главные типы доступных для усвоения учащимися проблем данной науки и смежных с ней; б) важные в образовательном отношении и доступные учащимся методы науки, приемы познавательной деятельности и методологические знания, а также общие методы познания.
- Чтобы обозначить творческий аспект обучения, целесообразно отметить в программе (текстом или условными знаками) те вопросы и подтемы, которые рекомендуется изучать проблемно.
- В тексте программы четко выделяются ведущие и вспомогательные знания.
- При этом ведущие знания составляют сущность (ядро) учебного предмета, а вспомогательные являются необходимым условием усвоения ведущих знаний и оперирование ими. Указываются уровни усвоения знаний (I - различение, II - запоминание, III - понимание, IV - применение, V - перенос).
- Отразить вспомогательные знания в программе можно при помощи различного рода условных обозначений. Если, допустим, при изучении учебного материала учащимся целесообразно дать сведения из истории науки или методологические знания, то это может быть отражено в программе следующим образом:
- "Закон Кулона" * (знакомство со структурой закона)...". Звездочка обозначает, что учащихся необходимо познакомить с историей открытия этого закона, а в скобках содержатся указание о том, какие методологические знания должны быть привлечены при изучении этой темы.
- Ведущие для того или иного учебного предмета знания должны быть разработаны в программе наиболее подробно.
- В тексте программы нужно выделять обязательные для усвоения учащимися и дополнительные (необязательные) знания.
- В соответствующие разделы (темы) текста программы включаются указания об обобщении и приведении знаний в систему по ходу обучения.
- В тексте программы должны найти отражение сквозные (ключевые) проблемы науки, элементы и черты творческой деятельности, в том числе практического характера.
- Где это можно, должны быть указны нравственные проблемы, посильные для решения учащимся в данном возрасте.
- Следует отмечать в качестве вспомогательных знаний эпизоды из истории культуры, демонстрирующие нравственную сторону борьбы идей, биографии прогрессивных личностей, на примере которых можно показать процесс самовоспитания.
- Мировоззренческие знания должны быть сформулированы так, чтобы видно было, как они служат средством ориентировки в жизни. Программа также должна содержать конкретные указания об использовании мировоззренческих идей и оценочных знаний в личностно значимой для учащихся деятельности, осуществляемой во внеурочное время. Должны получить отражение в программах и задачи формирования интереса учащихся к мировоззренческим, нравственным, этическим проблемам.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ФИКСАЦИИ В ТЕКСТЕ ПРОГРАММ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- В программе следует включать только термин "умение", понимая под умением сложное комплексное действие, в основе которого лежат знания и навыки.
- Программа не должна включать в себя перечень всех отдельных действий, операций, которые фактически должен совершить ученик, овладевающий тем или иным умением.
- Перечень умений, которыми должен овладеть ученик, необходимо представить в конце раздела (темы) программы.
- В программах необходимо отразить предметные, общеучебные, интеллектуальные, коммуникативные группы умений, входящих в содержание образования по каждой теме (разделу). Указать, какие умения являются обязательными для освоения.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ОТРАЖЕНИЯ АППАРАТА КОНТРОЛЯ В ПРОГРАММЕ
Поскольку учебная программа предназначена для руководства всем процессом обучения, в том числе и для контроля за его результатами включение соответствующего раздела следует признать целесообразным.
- Содержание раздела о контроле за результатами обучения должно ограничиваться только примерными критериями оценок, как это сделано в типовых программах. Раздел должен содержать указания об объектах контроля, его средствах, а также и о критериях оценок, т.е. давать полную и конкретную характеристику аппарата.
- Содержание и форма контроля должны полностью соответствовать функции учебного предмета, охватывать все его цели, сформулированные в объяснительной записке к программе.
- Трудности контроля определенных компонентов и элементов содержания образования не должны приводить к подменен объектов контроля, когда вырабатываются критерии оценки не того, что является главным в данном предмете, а того, что легче проверить. Аппарат контроля, таким образом, должен быть нацелен на ведущие компоненты содержания учебного предмета, на его основные цели.
- Соответствие аппарата контроля функции учебного предмета должно проявляться также и в выборе для контроля тех видов деятельности, через которые выявляется усвоение содержания. Это должны быть ведущие виды познавательной деятельности, характерные для данного учебного предмета.
- Данное требование вытекает из понимания соотношения обязательного и дополнительного содержания учебных предметов. Точному и по возможности стандартизированному контролю должны подвергаться элементы обязательного содержания программы. Поскольку это обязательный для всех минимум, то им и определяется тот уровень, который необходим и достаточен для перевода в следующий класс. Выполнение требований этого уровня должно соответствовать оценке "удовлетворительно". Различные варианты превышения обязательного минимума будут соответствовать оценкам "хорошо" и "отлично".
- Предполагается дифференциация объектов и средств контроля в зависимости от того, обслуживает он текущую работу или служит для подведения итогов.
- О контроле в программе должно быть сказано суммарно либо в конце ее, либо в объяснительной записке ( основные объекты контроля, виды деятельности, состав показателей).
По классам как завершающий материал должны даваться:
- типы контрольных заданий для проверки усвоения входящих в обязательный минимум знаний, умений, опыта творческой деятельности с дифференциацией в зависимости от варианта образовательной программы, с учетом уровней усвоения для текущего контроля и с определением заданий для итогового контроля;
- типы контрольных заданий для выявления достижений в усвоении дополнительного материала;
- примерные критерии оценок, построенные на двух видах показателей: к обязательному материалу и к дополнительному.