Доклады, предложенные
РГПУ им.А.И.Герцена
для включения в программу
ПЯТОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ МУЖДУНАРОДНОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ "РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА - 96"
-------------------

Г.А.Бордовский, В.А.Извозчиков,
В.В.Лаптев, Е.А.Тумалева
Россия, Санкт-Петербург,
Российский государственный
педагогический университет
имени А. И. Герцена

КОНЦЕПТУАЛЬНО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Глобальная электронизация всех сфер жизни и деятельности людей породила немало проблем в развитии педагогического образования в аспектах научно-техническом, организационном, морально-нравственном, психолого-физиологическом. Собственно, все достижения научно-технического прогресса ХХ столетия подвели земную цивилизацию, биосферу Земли к грани бифуркации, что требует от деятелей образования формирования нового поколения в духе инвайронментальной экологии, борьбы с "технократическим фашизмом" (по выражению американского психолога Э.Фрома), ликвидации функциональной неграмотности многих миллионов людей и ориентации их на профессиональную мобильность, воспитания в духе эколого-нравственного императива. Основным путем достижения этих целей выступает создание и совершенствование систем непрерывного, в первую очередь, педагогического, образования, которое ЮНЕСКО рассматривает в качестве ведущего принципа перестройки всех звеньев и этапов образования и как стержневой ценностный ориентир в жизни каждого человека на всей ее протяженности.

Реализация концепции непрерывного образования во всей полноте возможно лишь с созданием локальных и глобальных телематических сетей на базе электронно-коммуникативных средств, систем и технологий образования населения (ЭКССиТОН), а в индивидуальном плане компьютерного обучения (КО) или электронно-интерактивного обучения (ЭИО) в различных его проявлениях, т.е. на базе информатизации образования, уровень которой и темпы опережали бы темпы формирования информационного пространства и информационного общества.

В нашей стране пройденный путь от подготовки программистов и алгоритмизации обучения (60 - 70 гг.) в безмашинном варианте до применения микрокалькуляторов, а ныне - персональных компьютеров, и вхождения в образовательные сети - носил, во-первых, локальный характер, а, во-вторых, ориентировался на эмпирическое поспевание за мировой практикой и следования за достижениями компьютерной микроэлектронной техники. Впрочем и зарубежные педагоги преуспевших в этом процессе стран отмечают его эмпиризм, сосредоточенность на частных методиках и технологических приемах без осознания общих проблем образования, законов циркуляции информации, обмена ею, формирования методологии обучения, информационной культуры, освоением информационной катины мира вообще и индивидуальной информациооной сферы индивида, в частности.

Информатизация непрерывного педагогического образования исходит из современной информационной парадигмы в цепочке "наука-культура-человек-интеллект", рефлексии обучаемого и обучающего субъектов в человек-машинных системах и информационном обществе, методологии, рассматриваемой как совокупность общих регулятивных принципов и методов, и в рамках избранной парадигмы - концепций, идей и теорий, категорий развития науки в условиях НТП. В многоуровневой концепции информатизации среди регулятивных принципов выделены, в качестве основных, принципы объяснения (ЧТО и КАК), дополнительности (например, рационального и духовно-эмоционального, математического и графического моделирования), системности (ЭКССиТОН) и преемственности, простоты, красоты и единства картины мира. Применительно к уровню информатизации выделяются: глобальные сети как общее, локальные сети стран и регионов как особенное, передовой опыт школ и педагогов как единичное, требующие методологического осмысления, теоретического обоснования, экспериментальной проверки, практической реализации.

Поскольку в учебно-восптательном процессе информационные обучающие средства выступают посредником между обучающими и обучаемыми, и компьютер в этом смысле - элемент человек-машинного гибридного интеллекта, интерактивного информационно-коммуникативного взаимодействия, постольку регулятором информатизации образования и выступают принципы конвергенции, толерантности, взаимной адаптации, благожелательного взаимодействия при соблюдении принципов рефлексии и виртуального диалога полушарий мозга, человека и компьютера.

Методологические разработки проинтегрированы в понятиях и соответствующих учебных курсах: "Педагогическая информационная технология", "Естественно-научная информационная картина мира с основами экоинформатики в структуре общей культуры учителя", "Интерактивные системы образования", "Основы медиа-образования" и др. Интегрирующей парадигмальной концепцией на рубеже ХХ-ХХI веков принята концепция инфоноосферной эдукологии - комплексная научная область знаний об образовательных процессах и системах в информационном обществе; о целенаправленной и стихийной циркуляции в инфоноосфере Земли образовательных знаний, входящих в информационный фонд Земли и Космоса; о непрерывном образовании человечества.

Конечной целью ставится задача формирования в сознании обучаемых информационно-педагогической картины мира через ее учебную модель - информационную среду педагогического учебного заведения, оснащенного современными средствами информатики и реализующего в учебно-воспитательном процессе информационную идеологию, формирующую активного члена информационного общества и инфоноосферы - информационной сферы Разума.