Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA , по материалу,
полученному от postmaster@tphys.emissia.spb.su c согласия авторов
на распространение.
Мнения авторов материалов, принимаемых к публикации в emissia.offline,
не обязательно совпадают с позицией научной редакции канала.
-----------------------------

В.П.Соломин,
Т.С.Грядкина,
А.А.Семенов

ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И НАГРУЗКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Здоровье как отсутствие болезней и повреждений, гармоничное физическое и психическое развитие, нормальное формирование орга- нов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к небла- гоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды, является основой успешной разнообразной деятельности человека, его долголетия. В дошкольном детстве происходит интенсивное формирование и созре- вание организма. Он способен чутко реагировать как на неблагоп- риятные, ухудшающие здоровье, так и на благоприятные факторы. В связи с этим дошкольное детство нельзя упускать не только для сохранения, но и укрепления, и формирования здоровья. Одним из наиболее важных факторов, способствующих этому, может быть опти- мальная физическая нагрузка - определенная величина воздействия физических упражнений на организм, характеризующаяся объемом и интенсивностью. Объем (количественная часть нагрузки) определя- ется как длительностью выполнения упражнений, так и суммарным количеством физической работы, выполненной в течение определен- ного времени: занятия, недели, месяца и т.д. Внутреннюю сторону объема нагрузки характеризуют суммарный расход энергии и величи- на пульса при выполнении упражнений за определенный промежуток времени. Внешняя сторона объема нагрузки оценивается по коли- честву занятий, повторений, суммарной величине пройденной дис- танции и др. показателям. Интенсивность же нагрузки - это сила воздействия упражнений на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Она ха- рактеризуется темпом, скоростью передвижения, плотностью заня- тия, а так же минимальными, средними и максимальными значениями энергозатрат в единицу времени, ЧСС. Нагрузка может быть непре- рывной или прерывистой. Во время отдыха происходят восстанови- тельные процессы, характеризующиеся различными закономерностями: неравномерностью скорости течения восстановительных процессов, гетерохронностью в восстановлении функций отдельных органов и систем, фазностью в восстановлении уровня работоспособности. При этом длительность интервалов отдыха между повторениями упражне- ний оказывает определенное влияние на развитие отдельных двига- тельных качеств. Так в первую треть отдыха восстанавливается примерно 65% работоспособности, в третью - 5%, а во вторую - 30%. У дошкольников в связи с высокой скоростью обменных процес- сов работоспособность восстанавливается быстрее. В зависимости от физической подготовленности и сложности упражнения оптималь- ное время отдыха различно, но для дошкольников, как показывают исследования Г.П.Юрко, В.Г.Фролова, даже при максимальной наг- рузке - небольшое - 3-5 минут. При этом наиболее эффективен ак- тивный или смешанный отдых, чем пассивный (отсутствие двигатель- ной деятельности). Поскольку двигательный анализатор является у дошкольников наиболее зрелым, значимым механизмом, обеспечиваю- щим интегральную деятельность мозга, а его структурой и функцио- нальными возможностями детерминированы все формы мозговой дея- тельности, ежедневные физические упражнения являются эффективным средством не только повышения физической, но и умственной рабо- тоспособности, средством профилактики умственного утомления (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н.Е.Введенский, Н.А.Бернштейн, И.А.Ар- шавский, Н.А.Амосов, М.М.Кольцова, С.Б.Тихвинский, Т.П.Хризман и др.). Наилучшим средством восстановления умственной работоспо- собности являются упражнения на воздухе. Более того от степени двигательной активности ребенка зависит энергия формирования ор- ганов и систем, уровень обменных процессов (И.А.Аршавский). Из- вестно, что естественная потребность организма в движениях для дошкольников составляет ежесуточно в 3-4 года 6-9 тысяч шагов, в 4-5 лет - 9-12 тысяч шагов, в 5-6 лет - 12-15 тысяч шагов. Она меняется от сезона: в летний период она примерно на 30% выше по сравнению со средними величинами, в зимний - ниже. Для укрепле- ния здоровья дошкольников наиболее полезны динамичные упражнения (Л.И.Чулицкая, Е.А.Аркин, Ю.Ф.Змановский). Исследования Д.М.Шеп- тицкого свидетельствуют, что суточные объемы движений детей (ходьба, бег) в энергетических единицах должны составлять 78,7%, а доля сидения и стояния - лишь 21,3%. Недостаток динамических упражнений, двигательной активности, динамических упражнений от- рицательно сказывается на росте и может затормозить полное ис- пользование генетического фонда в развитии физиологических сис- тем (двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). Как показало обследование 400 детей 4-7 года жизни, посещающих дош- кольные учреждения Санкт-Петербурга, у 20% из них - нижесредние показатели жизненной емкости легких. Одной из главных причин яв- ляется низкий двигательный режим, отсутствие учета педагогами при организации двигательной деятельности детей их степени под- вижности и пола. Планирование работы определяется содержанием типовой программы (преимущественно знаниями, навыками), поэтому учебный материал в системе раскрывает решение лишь образователь- ных задач. Нет четкости в осуществлении задач, направленных на повышение функциональных возможностей детей как на занятиях, так и в других формах работы по физическому воспитанию (утренней за- рядке, гимнастике после дневного сна, прогулке, самостоятельной деятельности и др.). В определенной степени это обусловлено не- достаточной теоретической и особенно методической разработкой проблемы использования различных физических упражнений для повы- шения функциональных возможностей организма дошкольника. При ре- шении проблем управления процессом изменения функциональных воз- можностей организма под влиянием различных нагрузок необходимо исходить из общих положений теории адаптации организма (Л.Е.Лю- бомирский, С.Б.Тихвинский, Н.А.Агаджанян, Б.А.Никитюк, Э.С.Ба- уэр, И.И.Шмальцгаузен и др.). Известно, что адаптация организма к новым условиям жизнедеятельности обеспечивается не только от- дельными органами, но и скоординированными между собой специали- зированными функциональными системами. Характерная черта адапти- рованной системы - экономность функционирования, максимальная экономия ресурсов организма. Изменчивость среды обитания опреде- ляет динамичность, многогранность адаптивных процессов (С.Б.Тих- винский). При систематическом воздействии раздражителя на орга- низм (физических упражнений) ответная реакция постепенно ослабе- вает в связи с повышением устойчивости регуляторных механизмов, изменением физико-химических свойств клеток, расширением функци- онального резерва, адаптационных возможностей организма. Основ- ными критериями адаптации к повреждающим факторам являются ста- билизация физиологических реакций организма; высокое потребление кислорода (чем большим максимальным потреблением кислорода обла- дает человек, тем он работоспособнее и стабильнее адаптирован); устойчивый уровень активности и взаимодействия функциональных систем, достигнутый за счет нервной и гуморальной регуляции; чувствительность дыхательного центра к углекислоте; восстановле- ние физической и умственной работоспособности и общей устойчи- вости в ответ на действие дополнительного возбуждающего фактора; устойчивость к временному фактору в течение суток, недели, меся- ца, лет; сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям; устойчивость эритроцитов по отношению к повреждающим факторам; способность к воспроизведению здорового потомства (Н.А.Агаджа- нян). Экономное функционирование физиологических систем обеспе- чивает сохранность постоянства внутренней среды организма при действии различных раздражителей без патологических реакций, расширяя его функциональные возможности. Необходимо учитывать также, что для большинства адаптационных процессов характерны два этапа: срочной и долговременной адаптации (И.А.Аршавский). Срочная адаптация на одноразовую физическую нагрузку выражается в несовершенных, часто чрезмерных физиологических ответах цент- рально-нервных, вегетативных, гармональных и эндокринных систем организма. Врожденные, наследственно обусловленные приспособи- тельные механизмы включающиеся при этом не в полной мере обес- печивают адаптационный эффект. Долговременная же адаптация воз- никает постепенно вследствие многократного воздействия факторов внешней среды. При этом повышается мощность и резервные возмож- ности физиологических систем. Переход от срочной к долговремен- ной адаптации сопровождается не только повышением физической ра- ботоспособности, но и усилением защитных иммунных сил организма. Долговременная адаптация, таким образом, характеризуется повыше- нием мощности и реактивности механизмов саморегуляции, а также большими возможностями приспособления при экономном функциониро- вании систем, обеспечивающих процессы адаптации. Двигательную нагрузку, как раздражитель, необходимо дозировать с учетом инди- видуальной чувствительности к ней организма, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, климатогеографических, соци- альных факторов (Л.Е.Любомирский, С.Б.Тихвинский, Э.С.Вильчковс- кий). Следует помнить, что адаптация к сильным факторам не бесп- редельна: может привести к истощению функциональных систем. Так высокий уровень двигательной активности может привести к истоще- нию симпатоадреналовой системы, угнетению иммунологической реак- тивности организма. Интересно, что приспособляемость человека к разным типам нагрузки по данным В.П.Казначеева не одинакова. Можно выделить в связи с этим два типа человека. Первый - с ус- тойчивостью к воздействию экстремальных факторов (непродолжи- тельным интервалом времени) и плохой переносимостью длительных нагрузок; второй - с высокой устойчивостью к длительно действую- щим экстремальным факторам умеренной интенсивности. На успеш- ность адаптации влияют и конституционные особенности человека. Учет всех этих особенностей позволяет подбирать индивидуальное содержание физических упражнений для каждого ребенка, что в ре- зультате приводит к улучшению его здоровья. Перед началом оздо- ровительных тренировок целесообразно заполнение паспорта здо- ровья ребенка, в котором указываются календарный и биологический возраст, группа здоровья, физиометрические показатели и показа- тели гармоничности телосложения, физической подготовленности, тип ВНД, особенности развития психических процессов и зрелости нервных процессов, особенности суточных ритмов, умственной и фи- зической работоспособности, а также факторы риска, например, ма- териально-бытовые условия семьи ребенка, образование родителей, психологический климат в семье. Оптимальность предложенной ре- бенку нагрузки необходимо оценивать по возврату основных физио- метрических показателей к исходному уровню по окончании выполне- ния упражнений. При оптимальной нагрузке у ребенка младшего дош- кольного возраста ЧСС до исходного уровня восстанавливается на 1-2 минуте, минутная легочная вентиляция, потребление кислорода, выделение углекислоты - на 3-5 минуте, в старшем дошкольном воз- расте ЧСС возвращается к исходной в течение 2-3 минут, а показа- тели дыхания и газообмена на 3-5 минуте отдыха. Необходимость регулирования различных параметров физической нагрузки обуслав- ливает выбор методов развития двигательных качеств. Так для раз- вития выносливости наиболее эффективен равномерный метод. При его применении дети выполняют упражнения непрерывно, в течение длительного времени с постоянной интенсивностью (25-75% от мак- симальной), сохраняя темп, ритм, величину и амплитуду усилий. Для развития скоростных способностей, ловкости, выносливости це- лесообразно использовать переменный метод, характеризующийся последовательным варьированием нагрузки за счет изменения ско- рости, темпа, ритма, амплитуды движений, смены техники и величи- ны усилий. Игровой и соревновательный методы эффективны для раз- вития всех двигательных качеств у дошкольников. Относительно це- лесообразности применения повторного и интервального методов в литературе нет единого мнения. Одни авторы указывают на необхо- димость ограничения в применении этих методов (Н.А.Ноткина), другие - на его высокую эффективность (С.Б.Тихвинский). Послед- ний указывает, что при выполнении упражнений при ЧСС 170 ударов в минуту происходит активизация как аэробного, так и анаэробного (бескислородного) процесса энергообразования, развивается дол- говременная адаптация. Применение же нагрузок только аэробного воздействия, как показало исследование В.Г.Фролова, приводит к тому, что ребенок в случае прекращения регулярных тренировок, быстро теряет достигнутый уровень физической подготовленности. Как показывает опыт, в разных формах работы по физическому вос- питанию нагрузку можно индивидуально дозировать, применяя посо- бия разного размера, цвета, комплектуя подгруппы занимающихся по уровню подготовленности, с учетом пола ребенка. Следует помнить, что нагрузка на занятии определяется не только мышечным, но и интеллектуальным, эмоциональным напряжением. В связи с этим ак- туально обеспечение эмоциональной, игровой направленности заня- тий, высокой познавательной активности детей за счет использова- ния различных видов поисковой деятельности, например, введения элементов творческого решения задач, упражнений с необычными предметами-тренажерами, выполнение заданий по графической схеме. Главным показателем результативности работы при этом должно быть повышение функциональных возможностей организма у каждого ребен- ка. Для контроля за темпом прироста показателей физической под- готовленности может быть использована методика, предложенная В.И.Усаковым. Прирост в пределах 8% рассматривается как следс- твие естественного роста ребенка, в пределах 8-10% - естествен- ного роста и естественной двигательной активности, в пределах 10-15% - естественного роста и целенаправленной системы физичес- кого воспитания, и свыше 15% - эффективного использования всех средств физического воспитания.