Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту,
подготовленному Общим педагогическим учебным центром (Утрехт,
Нидерланды) по заказу КРОСС в рамках российско-нидерландского
сотрудничества в области образования, 1995

ПЯТЬ ИСПЫТАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Редактор Арно Й. Маарсхакервеерд

В подготовкке издания приняли участие:
Лилиан Леферинк (Дальтонская школа)
Ерун Танс (Школа Френе)
Ринус Рюрсинк (Йена-план-школа)
Левина Шюллер де Лагнге (Школа Монтессори)
Петер Схюккинг (Свободная вальдорфская школа)

Перевод: И.Суш


СВОБОДНАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА

1 Цель образования

Рождается ребенок. Он оказывется включенным в рамки человеческого сообщества: он становится частью семьи, жилой общины, народа. В этом окружении он растет. С какой целью? Чтобы однажды, став взрослым, внести свой вклад в происходящее. Долгий путь, от рождения до зрелости. Путь, разбитый на множество этапов, развитие, сопровождаемое большими усилиями.

От попутных встреч, от оказываемой помощи и от способа преодаления препятствий зависит очень многое: они определяют возможности раскрытия растущего ребенка. Не удивительно, что общество, признающее свою ответственность за будущее, большое внимание уделяет воспитанию и развитию подрастающего поколения.

Прежде всего, воспитательная задача ложится на плечи родителей. Они в первую очередь призваны заботиться о ребенке. Они кормят его, обеспечивают его безопасность и руководят его первыми шагами в окружающем мире. Они также оказываются первыми, кто узнает природу и характер ребенка, кто знакомится с его реакциями на окружающую среду. На основе этих наблюдений и исходя из собственных взглядов, они делают и первоначальный выбор следуемого курса. Но они не одни. Их окружают члены их семьи, соседи и друзья, которые также принимают участие в данном процессе. А в определенных ситуациях на помощь призываются и люди, оказывающие профессиональное содействие или даже, в случае нужды или опасности, реально перенимающие у родителей определенную ответственность.

Серьезный шаг в рамках передачи ответственности совершается при поступлении ребенка в школу. В этот момент родители важную часть воспитания своего ребенка передают в руки учителей, призванных с помощью образования в дальнейшем содействовать оптимальному развитию ребенка и его подготовке к жизни. Более интенсивным становится знакомство с миром, внимание концентрируется на его многочисленных гранях; ребенок учится обращаться с различными вещами, упражняется в этом. Для этого от педагога требуется как знание мира, так и подготовка в сфере психологии: если учитель стремится качественно и эффективно выполнять свою задачу, он будет обязан углубиться в закономерности человеческого развития и приобрести умение использовать свои знания и представления в своей педагогической деятельности.

Любое образование, таким образом, зависит от усилий педагога и источников, из которых он черпает свое вдохновение. Для учителя свободной школы главным источником является антропософия, философская концепция человека и мира, разработанная Рудольфом Штейнером. Описываемый здесь образ человека формирует основу свободной вальдорфской педагогики, а концепция человеческого развития является исходным пунктом обучения и воспитания. Для того, чтобы показать, на каком фундаменте покоится образование в свободной школе и какие цели оно перед собой ставит, ниже предпринята попытка в нескольких словах описать суть антропософских представлений о человеке.

2 Учение о человеке как основа педагогики

Ядро антропософского учения о человеке заключено в понимиании того, что каждый человек является уникальным существом, которое, взаимодействуя с другими существами, проходит долгий путь развития, сопровождающийся рядом происходящих на земле метаморфоз. При каждой метаморфозе происходит новое преобразование человеческой индивидуальности в земном мире, причем плоды предществовавших метаморфоз обращаются в возможности для дальнейшего развития, а приобретенные способности могут быть использованы для выполнения новой жизненной цели. Соединение духовной ценности человека с материальным телом происходит с помощью человеческой души. То, каким образом осуществляется это соединение, в значительной степени зависит от опыта, приобретенного в детстве, и является определяющим для позиции в мире взрослого человека: здоровой, деятельной, свободной или неуравновешенной и скованной.

Чтобы избежать перекосов в развитии, чрезвычайно важно, чтобы все три духовные силы - воля, чувство и мышление, - получили достаточное развитие. Каждая из этих трех сил находится в постоянной работе, но в развитии ребенка и молодого человека они находят свое особое проявление в рамках определенных фаз. Дело в том, что человеческое развитие делится на четко различаемые фазы, каждая из которых имеет свое начало, расцвет и завершение, после чего происходит переход в следующую фазу. На жизненном пути человека такие переходы являются вехами, которые иногда выступают в качестве препятствий, но, благодаря этому, также вызывают необходимость приложения новых усилий и создают новые возможности роста.

Задача воспитания и обучения в этом случае сводится к руководству процессом развития от рождения до зрелости, созданию условий для его протекания. В связи с тем, что каждая фаза развития имеет собственные качество и цель, педагогика каждый раз должна приводиться в соответствие новой фазе. До достижения зрелости жизнь ребенка делится на три большие фазы, каждая из которых длится около семи лет. Первые семь протекают, прежде всего, под знаком развития здорового тела: на это нацелена дошкольная педагогика. В течение последующих семи лет центральное место занимает развитие душевных сил: здесь действует педагогика младшего школьного возраста, которая распространяется от момента готовности к школе до начала подросткового периода. Третий, подростковый, период знаменуется развитием духа: на это, в особенности, ориентирована педагогика средней и старшей школы.

Раскрытие индивидуальности сопровождается развитием способностей. Для этого необходим материал для упражнений. Учитель предлагает этот материал и работает с ним вместе с детьми. С помощью такой работы стимулируются волевые импульсы, вырастающие в умения, пробуждаются чувства, воспитывающие привлеченность и интерес, вызываются образы, формирующие основу ясных представлений и знания вешщей. При выборе материала для упражнений в распоряжении находится все, что создано человеческой культурой. Всякий раз задача заключается в совершении такого выбора, который бы способствовал удовлетворению любознательности детей, знакомил их сновыми нюансами и качествами, делал доступной новую жизненную область. Для учителей свободной вальдорфской школы путеводной нитью при этом является находящийся в их распоряжении рамочный план работы и учебы, составленный на основе рекомендаций Рудольфа Штейнера, а также на основе многолетнего практического опыта.