А.А.Ахаян andrew@emissia.spb.su

К ВОПРОСУ О РУКОВОДСТВЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ


Cтремительное развитие телекоммуникационных технологий обучающего общения открывает простор, кроме всего прочего, для отработки новых приемов и методов воспитательного воздействия. По нашему убеждению, такое воздействие присутствует и в том случае, если оно не анонсируется в качестве цели организаторами тех или иных обучающих (развивающих, расширяющих кругозор) программ. Это обстоятельство, по-видимому, следует учитывать при проведении длительных международных программ сотрудничества в области образования посредством Internet-технологий с охватом широкой молодежной аудитории.

Возникновение МЕЖДУНАРОДНЫХ структур, принимающих на себя гуманную миссию финансирования телекоммуникационных проектов в России, оказание соответствующей технической помощи российской школе не может не вызывать чувства уважения и благодарности к этим международным структурам.

Что же касается НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО и СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО руководства международными программами, то, по нашему убеждению, такого рода деятельность может обеспечить только НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. А вот существование международных научных организаций представляется нам весьма проблематичным. Международными могут быть программы, комитеты, конференции и симпозиумы. Международных научных организаций (в смысле научных школ, КОТОРЫЕ ТОЛЬКО И МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТЕКУЩЕЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО) практически не бывает. Научные школы, как правило, привязаны к известным научным учреждениям, имеющим географический адрес и государственную принадлежность.

Вместе с тем, РАВНОПРАВНЫЕ двусторонние программы, как нам представляется, должны характеризоваться ПАРИТЕТОМ сторон в плане НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО руководства программами. Иными словами: если сотрудничество проходит не спонтанно, а по программе, разработанной и реализуемой той или иной НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ одной из сторон, то с другой стороны в проекте должна принимать участие также НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ адекватного уровня, но никак не только отдельные граждане или их группы. (История знает и иные примеры, однако все они относятся к области взаимоотношений метрополий с колониями).

Известно, что во многих зарубежных университетах сегодня имеются АНАЛИТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ, которые в состоянии осуществлять оперативное управление ходом международных телекоммуникационных программ, проводить коррекцию содержания и сценария по ходу проведения программ.

В этой связи, нам представляется крайне важным форсировать процесс приобретения навыков телекоммуникационного общения научным и преподавательским составом высших педагогических учебных заведений страны, в особенности - кафедр психолого-педагогического цикла.

Что касается Герценовского Университета, то на решение в первую очередь именно этой задачи направлена деятельность Центра Телекоммуникационной Поддержки Образования РГПУ и научно-образовательного сервера edu@emissia .