Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту,
подготовленному Общим педагогическим учебным центром (Утрехт,
Нидерланды) по заказу КРОСС в рамках российско-нидерландского
сотрудничества в области образования, 1995

ПЯТЬ ИСПЫТАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Редактор Арно Й. Маарсхакервеерд

В подготовкке издания приняли участие:
Лилиан Леферинк (Дальтонская школа)
Ерун Танс (Школа Френе)
Ринус Рюрсинк (Йена-план-школа)
Левина Шюллер де Лагнге (Школа Монтессори)
Петер Схюккинг (Свободная вальдорфская школа)

Перевод: И.Суш


СВОБОДНАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА

3 Педагогика в практике

Для реализации целей свободной вальдорфской школы используетсво множество различных средств. Это происходит, в первую очередь, при подготовке учителя, его выборе учебного материала и дидактических форм работы, но в равной степени это отражаеттся и в построении расписания уроков, устройстве и оформлении школьного помещения, в школьной организации и сотрудничестве с родителями. Вся структура обучения предпологает создание условий и ситуаций, в рамках которых педагогический процесс получает оптимальные возможности. Центральное место в данном процессе отводится взаимодействию учителя и ученика. В связи с зависимостью этого взаимодействия от фазы развития ребенка, структура воспитания и обучения в дошкольных, начальных и средних и старшых классах имеет существенные различия.

4 Дошкольная группа: от 2 до 6 лет

В дошкольных группах речь еще не идет об уроках или учебном материале. Во время этой жизненной фазы обучение осуществляется посредством игры и движения. Великая сила, стимулируюшая развитие ребенка младшего возроста, заключается в подражании. Чувственные впечатления еще свободно поступают внутрь и черезвычайно интенсивно и с полным доверием впитываются с тем, чтобы в дальнейшем быть переработанными в подражательные действия. В этом возрасте мир для ребенка еще безусловно добр. Это ставит высокие требования перед окружением: его качество черезвычайно важно, лишь самое лучшее может быть достаточно хорошим. Это касается как материальных, так и нравственных вопросов.

Воспитательница ежедневно осознает это и поэтому уделяет серьезное внимание устройству помещения, игрушкам и используемым материалам. Она постоянно стемится поддерживать атмосферу гармонии, в которой свободно может протекать игра, в которой царствует покой, допускающий свободные двмжения, в которой тепло и безопасность являются ощутимыми в такой степени, чтобы дети с увлечением и фантазией могли предаваться игре. Большие возможности предоставляются развитию сил фантазии, что рассматривается в качестве подготовке к когнитивному развитию в последующие годы. Этому соответствуют игрушки иматериалы: они взяты из жизненнгог мира ребенка, мало дифференцированы и благодаря этому имеют неаграниченные возможности использования. Помимо предметов из дерева и ткани, используются также песок, глина, пчелиный воск и восковой мел, обеспечивающие все условия для полной фантазии и творчества, а также для все новых открытий.

Внимательное отношение касается не только пространства, но и времени в послодовательности дней, недель и времен года. Ключевым словом в работе с детьми младшего возраста является ритм. Ритм не только стимулирющее и благотворное влияние на жизненные процессы, в повторяющемся возвращении определенных занятий и настроений заключается безусловная точка опоры, естественное средство для углубления опыта и впечатлений. Одовременно может быть задействовано здоровое чередование напряжения и расслабления. При этом большую роль играет распорядок дня, равно как и протекание недели и следование годовому ритму, в рамках которого естественная смена времен года подчеркивается организацией праздников года, которые готовятся с большой серьезностью и преданностью и каждый раз являются повторяющимися кульминационными пунктами воспитательного процесса.

Воспитательница младшей группы осуществляет регулярные контакты с родителями после занятий, во время родительских собраний или при домашних визитах, когда обсуждается развитие ребенка, причины причины проведения праздников, вопросы детских заболеваний, питания и т.п. При выявлении проблем в развитии происходит их совместное обсуждение, и принимаются соответствующие меры меры, при необходимости с привлечением терапевтических средств. При достижении ребенком в 6-7-летнем возрасте заключительной фазы дошкольного периода, на первый план выносится вопррос перехода в первый класс. В этот момент становятся ясно различимыми перемены в игре, интересах, движениях и телосложении ребенка. Эти признаки приближающейся готовности к школе наблюдаются с большим вниманием с тем, чтобы при тесном взаимодействии воспитательницы, будущего классного учителя, родителей и школьного врача принять решение о переходе в "большую школу".