Приводится без редакционного вмешательства EDU@EMISSIA по тексту,
подготовленному Общим педагогическим учебным центром (Утрехт,
Нидерланды) по заказу КРОСС в рамках российско-нидерландского
сотрудничества в области образования, 1995

ПЯТЬ ИСПЫТАННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Редактор Арно Й. Маарсхакервеерд

В подготовкке издания приняли участие:
Лилиан Леферинк (Дальтонская школа)
Ерун Танс (Школа Френе)
Ринус Рюрсинк (Йена-план-школа)
Левина Шюллер де Лагнге (Школа Монтессори)
Петер Схюккинг (Свободная вальдорфская школа)

Перевод: И.Суш


СВОБОДНАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА

5 Младшая школа: от 6 до 14 лет

В течение первых восьми лет обучения роль отводится фигуре классного учителя. Он или она является капитаном корабля, проводит учащихся через все возможные учебные ситуации, отбирает и оформляет материал для уроков, стимулирует любознательность, создает возможности для упражнений и старается пробуждать энтузиазм и интерес к каждой новой теме. Школьник испытывает огромное желание учиться, он хочет быть частью окружающего мира, хочет знать и уметь. Пример учиителя при этом является путеводной нитью: восхищение и симпатия по отношению к учительнице или учителю, вызывающие желание подражать им, формируют важные источники и импульсы жизни души, в рамках которой в этом возрасте сильное ударение падает на эмоциональное развитие. Учителю следует осознанно подходить к такой позиции детей, постоянно демонстрируя положительное отношение к каждому из них и творчески и увлекательно предлагая учебный материал, чтобы обучение было полно неожиданностей и моментов соприкосновения с прекрасным.

Таким образом, обучение в младшей школе происходит на основе человеческого контакта, а не по книгам или с помощью кино или телевидения. То, что разбирает учитель, он облекает в образы. Понятия развиваются, исходя из рассказов и образов, благодаря своему содержанию являющихся опорой для памяти. К средествам укрепления памяти также относятся ритм и движение, которые позволяют задействовать не только голову, но и руки и ноги. Все оформление является художественным: неотъемлемой частью учебного процесса являются рисование, живопись, лепка, музыка и театр. Специальное места здесь занимает эвритмия, которая в качестве художественной формы, предполагающей видимое отражение в движении произносимого слова и музыки, оказывает формирующее воздействие на силу воли, живое мышление, концентрацию и социальное поведение.

Специфическим признаком учебного расписания вальдорфской школы является ежедневное начало занятий с уроков по так называемым эпохам. В течение нескольких недель первые два часа учебного дня посвящаются одному определенному предмету. Это позволяет сделать усвоение чрезвычайно интенсивным и создает возможность углубленного рассмотрения материала: каждый день после того, как в течение ночи "уложилось" изученное содержание, можно продолжать работу, отталкиваясь от сделанного накануне. Тот факт, что после такой эпохи соответствующий предмет в течение длительного времени больше не рассматривается, ни в коем случае не является недостатком: если учебный материал усвоен с энтузиазмом и интенсивно, в течение следующей эпохи оказывается, что он стал частью багажа знаний учащихся. Речь здесь идет о предметах, где центральное место отводится воображению, мышлению, пониманию и знанию (в частности, это касается родного языка, математики, географии, истории, биологии). За уроком, входящим в эпоху, следуют занятия по предметам, которые проводятся согласно недельному расписанию. В него включаются предметы, требующие ритмического повторения (например, иностранные языки, музыка, гимнастика) или касающиеся упражнения практических навыков (такие как, ручной труд, живопись, садоводство).

Большая часть разбора и проработки материала происходит в стенах класса; усвоение же, напротив, каждый ученик осуществляет индивидуально, по собственному усмотрению и по собственным способностям. Это происходит в форме выполняемых дома заданий, устных докладов и письменных рефератов. По каждой эпохе оформляется специальная тетрадь, в которой записывается изложение рассмотренного материала, подкрепляемого иллюстрациями, примерами и выполненными упражнениями. Так учащиеся составляют свои собственные учебники. В младших классах очень важен пример записей учителя на доске; по мере взросления детей тетради оформляются с большей самостоятельностью и по собственной тематике. На других уроках также оформляются отдельные работы, например, в рамках предметов трудового воспитания.

Действия учеников регистрируются классным учителем и разбираются с учителями-предметниками при обсуждении детей. Так классный учитель формирует у себя представление о каждом отдельном ребенке и его развитии. Опираясь на это представление, он оценивает успеваемость, при этом критерием служит ответ на вопрос, развивается ли ребенок в соответсвующей области и в состоянии ли он выполнять задания по своему возрасту. При выявлении задержки или отставания в развитии совершается попытка, во взаимодействии с родителями и школным врачом, найти причины и выработать правильную педагогическую и/или терапевтическую стратегию. Родительские собрания и периодические посещения на дому также оказывают благоприятное воздействие на отношение между школой и домашней средой учащегося. В конце каждого года учащийся получает свидетельство, в котором в описательной форме дается характеристика его развития в течение года в общем и по отдельным предметам. С помощью рассказа, стихотворения или высказывания, заимствованного из характерной темы данного года, классный учитель пытается обобщить то наиболее существенное, что в этот момент он видит в данном учащемся.

Свободные вальдорфские школы применяют классно-годичную систему. Класс подчеркнуто рассматривается в качестве социальной единицы, составленной из гомогенной возрастной группы, сильно разнородной, однако, с точки зрения способностей и качеств. Разная возрастная стадия делает возможным подбор соответствующих ей учебного материала и формы работы, различие качеств обеспечивает многообразие вклада, благодаря чему различия между людьми и специфические возможности и ограничения каждого превращаются в живой опыт. Так класс становится важным полем упражнений подготовки к дальнейшему функционированию в рамках различных социальных отношений в мире взрослых. В течение всего школьного периода класс, в принципе, продолжает существовать в качестве основной единицы; на практике каждый год по ряду обстоятельств в его составе могут происходить некоторые изменения. Классный учитель младшей школы руководит классом до 8 года включительно, если определенные причины не вызывают необходимости отклонения от этого порядка. Несколько учителей-предметников отвечают за проведение уроков по определенным предметам. В течение последних лет младшей школы количество учителей-предметников растет; в особенности, в 8 классе их вклад становится значительно большим, что знаменует приближающийся переход в старшую школу, охватывающую классы с 9 по 12 включительно.

6 Старшая школа: от 14 до 18 лет

Хотя переход из 8 в 9 класс внешне не так различим, как поступление из дошкольной группы в 1-й класс, лежащий в его основе переход к подростковой фазе развития равен по своей значимости моменту достижения готовности к школе. Поступление в старшую школу поэтому характеризует действительно новую фазу школьной карьеры. Это немедленно ощутимо во всей учебной атмосфере. Это выражается в манере преподавания, которое теперь не строится на принципе перехода от образа к точному восприятию, но в значительно большей степени опирается на абстрагирующие мыслительные способности. В работу вступает исследовательская ментальность: подросток, ощущая себя в ситуации неуверенности и непредвиденных возможностей испытывает глубокое желание узнать правду. Обучение в старшей школе использует это обстоятельство, первоначально делая при разборе учебного материала упор на факты и установку логических связей, благодаря чему у учащихся развивается уверенность в собственных силах; постепенно внимание, однако, переносится на глубинные мотивы и соображения, что побуждает учащихся (в результате столкновения с различными подходами) к более нюансированному формированию собственного мнения. По возможности при этом используется личный опыт.

Учителя теперь являются специалистами по отдельным предметам. Они работают, как в рамках эпох, так и на предметных занятиях, исходя из интереса к собственной предметной области, и старются передать эту заинтересованность учащимся. Энтузиазм учителя по отношению к разбираемому материалу и его готовность привлечь к этому каждого учащегося на свойственном тому уровне призваны возбуждать мотивацию. Теперь на первый план выдвигается задача работать так, чтобы у учащихся проснулись идеалы. Не давление извне или страх перед приближающимся экзаменом, а идеализм должен мотивировать учащихся к самостоятельному выполнению активной роли в той или иной жизненной сфере.

Изменение отношений между учителем и учащимся наблюдается и в другом аспекте: классный учитель уступил место наставнику, который, хотя и берет на себя руководство отдельным классом, делает это от имени педагогического совета. Связь при этом является более свободной по сравнению с младшей школой, поскольку учащиеся имеют дело с многими учителями, а учителя - с многими классами. Линия взаимоотношений становится более разветвленной, контакты между учителями и учениками более разнообразными, так что возникающие связи приобретают более свободный и более личный характер. Зависимость учителей друг от друга в этой связи становится более сильной, а учащиеся начинают принимать более активное участие в делах. Вся школьная действительность характеризуется большей степенью совместной ответсвенности.

Уроки продолжают происходить в стенах класса. Помимо разъяснений учителя существенным элементом обучения является вклад самих учащихся. Ставятся и обсуждаются вопросы, высказываются и проверяются с помощью фактов мнения, формируются представления и оценки. В рамках всего этого процесса растет самостоятельность учащихся, и все больше проявляются их взаимные различия. Усвоение учебного материала и выполнение поставленных задач также получают все более индивидуальный характер. Это выражается, с одной стороны, в результатах проверок знаний и умений, и с другой стороны, в оформлении тетрадей по эпохам, читательских конференциях, письменных работах, устных рефератах, отчетах о стажировках и пратикумах, индивидуальных и групповых презентациях и выступлениях. Такая индивидуализация достигает своей высшей точки в выпускной работе, выполняемой каждым учащимся в 12-ом классе. Работа ведется в рамках темы по собственному выбору, которая самостоятельно исследуется, описывается, проверяется на личном опыте и, наконец, в конце учебного года открыто представляется. В такой форме учащиеся свободной вальдорфской школы в конце своего обучения показывают, какой у них имеется багаж знаний и какой точки достигло их развитие.

До 10 класса (учащимся в этом учебном году исполняется 16 лет) включительно все уроки являются обязательными. Здесь не идет речи о выборе пакета предметов, сопровождаемого соответствующим объединением. Целью, наоборот, является общее формирование каждого учащегося в широкой области. Соблюдается как можно более устойчивое равновесие между иностранными языками, естественными науками, историей и обществоведением, художественным и трудовым воспитанием. Для учащихся это означает, что помимо развития их прирожденных талантов, они получают возможность попробовать свои силы и в труднодоступных для них областях. Перед учителями в этом случае ставится требование так преподносить материал, чтобы как можно больше учитывались потребности как одаренных, так и менее одаренных детей. В 11 и 12 классах программа уроков включает некоторую дифференциацию, в первую очередь, определяемую решением школы сделать для своих учащихся путь к продолжению обучения после 12 класса как можно более легким.

Так же, как и в младшей школе, учащиеся в конце каждого учебного года получают подробное свидетельство. Помимо этого полезной оказывается периодическая проверка успеваемости и отношения к работе, служащая зеркалом для учащихся и дающая информацию родителям. Выявление таким образом проблемы являются поводом для беседы и, при необходимости, для принятия индивидуальных мер или кураторства. Выбор учебного заведения как таковой более подчеркнуто ставится на повестку дня и все больше становится делом самого учащегося, который должен высказать свое мнение по этому вопросу с вытекающими из этого последствиями. В конце 12 класса, когда заканчивается обучение в вальдорфской школе, каждый учащийся получает выпускное свидетельство. Оно включает характеристику учащегося, описательную оценку его выпускной работы и краткую оценку успеваемости по всем предметам. Выпускное свидетельство не имеет юридического статуса; оно ценно само по себе. Оно представляет собой завереныый школой документ, который каждый выпускник может оценить по достоинству и может использовать в своей дальнейшей жизненной карьере.


Уважаемые коллеги:
прошедшие по каналу emissia.offline материалы, посвященные Свободной вальдорфской школе, установлены на сервере EDU@EMISSIA, файл 10905.

Для более подробного ознакомления с работой Свободной вальдорфской школы Вы можете воспользоваться адресом Союза свободных (вальдорфских) школ:

Bond van Vrije Scholen
Hoofdstraat 20, 3972 LA Driebergen,
Tel. + 32 343 521114

---
Татьяна Берлина, tatiana@emissia.spb.su Модератор EDU@EMISSIA-emissia.offline