ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ К ПОСТРОЕНИЮ КУРСА "ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ К ПОСТРОЕНИЮ КУРСА "ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

(C) 1996, Тамара К.Ахаян (текст)
(C) 1997, edu@emissia (электронная версия)

ВАРИАНТ II
ПРОГРАММА КУРСА ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ, РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УЧЕБНИКОВ П.Ф.КАПТЕРЕВА

Этот вариант программы курса "Истории образования", разработан на основе анализа учебников по истории русской педагогики Петра Федоровича Каптерева. На основе анализа, как альтернативная, предлагается следующая программа "История образования".

Анализируя общий ход развития русского образования П.Ф.Каптерев утверждает, что вопросы образования возникают тогда, когда уже существуют два могучих учреждения: государство и церковь. Эти учреждения завладевают воспитателем, подчиняют его себе, навязывают ему свои задачи. Из такого подневольного существования образование старается выбиться, встать на свои ноги, развиваться по своим законам, решать свои собственные задачи. В этом стремлении образованию помогает общество. В этой связи П.Ф.Каптерев определяет периоды развития истории образования и педагогических идей в России:

Курс "История образования" на основе историко-педагогического наследия П.Ф.Каптерева может быть представлен следующей периодизацией основных направлений и идей развития школы в России.

ПЕРИОД ПЕРВЫЙ. ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕДАГОГИЯ.

ПЕРИОД ВТОРОЙ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЯ. ПЕРИОД ТРЕТИЙ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА.

ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

НАЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ.

ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ОБЛАСТИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.

ВАРИАНТ III
ПРОГРАММА КУРСА ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ, РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УЧЕБНИКОВ М.Ф.ДЕМКОВА

Третий вариант программы курса "История образования" предлагается на основе анализа историко-педагогических работ другого крупного дореволюционного педагога Михаила Ивановича Демкова, создавшего учебники по истории русской педагогики в трех частях (1895-1909 гг.). М.И.Демков, так же как и П.Ф.Каптерев, выделяет три основных периода развития историко-педагогических идей и становления школы в России, однако обозначает внутри каждого периода время и действия императора. Таким образом могут быть выделены:

ПЕРИОД ПЕРВЫЙ. ДРЕВНЕРУССКАЯ ПЕДАГОГИЯ (X - XVII ВВ.)

ПЕРИОД ВТОРОЙ. НОВАЯ РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА (XVIII В.)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ПЕТРА I.

ВРЕМЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II.

ПЕРИОД ТРЕТИЙ. НОВАЯ РУССКАЯ ПЕДАГОГИЯ (XIX В.).

ВРЕМЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I.

ЖЕНСКИЕ ИНСТИТУТЫ. ВРЕМЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ 1.

ВРЕМЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II.

ВРЕМЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III.

ВАРИАНТ IV
ПРОГРАММА КУРСА ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ, РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ З.И.РАВКИНА

Четвертый вариант содержания курса разработан на основе анализа историко-педагогических исследований современного педагога З.И.Равкина. В этих работах исследователь ставит целью воссоздание в целостном виде мирового процесса развития истории образования в его важнейших чертах и направлениях.

Именно поэтому авторами программы выбран в качестве логико-структурной основы построения генезис основных систем образования со времен первобытно-общинного строя, древневосточной цивилизации и античности фактически до наших дней, процесс развития двух ведущих направлений в западной и отечественном образовании - классического и реального.

Авторами рассматриваются наиболее существенные явления и события в истории образования (главным образом общего среднего), важные тенденции в развитии его теоретических основ, уделяется внимание персоналиям. В соответствии с целью, авторы программы предлагают рассматривать в курсе семь основных тем, предлагают краткое содержательное наполнение каждой темы, вопросы для самостоятельного изучения темы и соответствующую для изучения литературы.

ТЕМА 1.

ВВЕДЕНИЕ

Здесь излагаются основные вопросы и положения курса истории образования. Возросшее значение истории образования и педагогической мысли в настоящее время. Междисциплинарный характер курса истории образования. История образования как специальная отрасль науки. Правомерность замены названия предмета "История педагогики" новым определением "история образования и педагогической мысли". Объект изучения мирового историко-педагогического процесса. Методологические проблемы и методические вопросы истории образования и педагогической мысли. Сущность и принципы научного историзма. Фактор всемирности - взаимозависимости и процессов экономического, политического и культурного развития стран и народов. Сочетание общечеловеческих и наукональных начал в раскрытии процесса образования. Связь развития истории образования с освободительным гуманистическим, демократическим движением. Два подхода, две тенденции изучения отечественной истории педагогики: как высшая ступень в развитии истории педагогики, как унитарный, единообразный, безальтернативный процесс. Основные понятия предмета истории образования. Теории, концепции, взгляды в изучении историко-педагогического процесса.

ТЕМА 2.

ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

Возникновение воспитания в период первобытно-общинного строя, его особенности. Основная цель первобытно общинного воспитания и формы его осуществления. Задачи воспитания в первобытных племенах. Формы реализации воспитательных задач в первобытно-общинном строе. Педагог и его роль в воспитании.

ТЕМА 3.

ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ПРАРОДИНА ОБРАЗОВАНИЯ

Цивилизация, созданная рабовладельческими государствами Древнего востока - один из важных источников дальнейшего развития мировой культуры. Основные типы школ в странах Древнего Востока. Содержание и методы обучения в школах стран Древнего Востока. Ступенчатая система образования в Древнем Китае. Конфуцианство, его цель, содержание, организация. Реформаторство образования в Древнем Китае и древней Индии.

ТЕМА 4.

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ

Спартакская система образования, цель, принципы, содержание, формы организации. Афинская система образования, цель, принципы, содержание, формы организации, школы. Теоретическое обоснование образования в Античном мире древнегреческими философами Платоном, Аристотелем. Создание в Афинах Академии. Повивальное искусство и принципы Сократа. Римлянская система образования, ее цель. начальные школы Древнего Рима. Грамматические школы. Риторские школы. Цицерон, Квинтилиал о философии, политике, идеологии, педагогике периода ранней империи.

ТЕМА 5.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫСЛИ В ЭПОХУ СРЕДНИХ ВЕКОВ ( V-XVII ВВ.).

Социальные слои общества в эпоху средневековья. Господствующий слой общества в сфере образования эпохи средневековья. Характер и направления образования эпохи средневековья. Основные типы школ в Западной Европе, в странах Ближнего и Среднего Востока. Цели образования и содержание обучения в этих школах.

Социально-экономические обстоятельства в XIII-XIV вв. Новые типы учебных заведений. Цеховые и гильдийские школы. Содержание образования этих школ. Основа рыцарской системы образования, ее особенности. Возникновение университетов. Особенности этих заведений в эпоху Средневековья. Содержание образования в университетах. Направленность образования в эпоху Возрождения. Теоретическое обоснование нового типа школ в произведениях Франсуа Рабле, Витторино де Фельтре, Митель де Монтель, демократические и гуманистические идеи Я.А.Коменского. Братские школы Западной Украины. Общее среднее классическое образование. Гимназии как основное учебное заведение. Идеи реального образования джентльмена Д.Локка.

ТЕМА 6.

ГЕНЕЗИС КЛАССИЧЕСКОЙ И РЕАЛЬНОЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ НА ЗАПАДЕ (XVIII В. - 1960-1990 ГГ.)

Содержание классического образования в XVIII - начале XIX в. Начало классического образования в России. Социально-экономические факторы XIX в. в развитых капиталистических странах. Превращение сословной школы в классовую. Типы школ. Учебные планы. Развитие реального образования в XIX в. Типы школ, учебные планы. Организация первого в мировой истории образования реального училища. Общие черты системы образования в развитых странах мира. Специфика системы образования отдельных развитых стран (США, Англии, Франции, Германии). Своеобразие развития образования в развивающихся, освободившихся странах Азии, Африки, Латинской Америки. Идеи выдающихся педагогических мыслителей XVII-XIX вв. Противоборство классической и реальной систем образования. Реформистское движение конца XVIII - второй половины ХХ в.: филантропизм, "новое воспитание", прагматическая педагогика. Связь теории воспитания с современными течениями в области философии: экзистендиализмом, неотализмом.

ТЕМА 7.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ И НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИК БЫВШЕГО СССР (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН И ДО НАСТОЯЩЕГО ДНЯ).

Первые школы Армении, Грузии, Азербайджана V-VII в. Мекбеты. Медрессе. Киевская Русь VIII-IX вв. Усовершенствование азбуки. Введение Кириллицы. Организация детей в монастырях. Берестяные грамоты XI-XV вв. Мастера грамоты - "дьячки и мирские люди". "Сборник Святослава". "Поучение" князя Владимира Мономаха: Киево-братская коллегия, открытая в 1632 г. Киево-Печерская Лавра - академия, содержание образования, ее назначение. Греко-латинские школы в Москве, Епифаний Славенецкий, Семеон Полоцкий. Киево-Могилянская Академия научно-культурный центр Украины, Белоруссии, России XVI-XVIII вв. Славяно-Греко-латинская академия.

Эпоха реформации образования в России - начало XVII - конец XIX вв. Просветительные реформы Петра I. Феофан Прокопович, И.Г.Посошков, В.Н.Патищев, М.В.Ломоносов - общеобразовательное и бессословное образование. Преобразования в сфере просвещения XVIII в. Идеи Новикова, Бецкова, Радищева. Создание Академии наук, Московского университета. Новые общегосударственные школы. Исторические события первой четверти XIX в. Устав учебных заведений 1804 г. Преобразование министерства народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. Центры науки Казанского и Петербургского университетов. Устав 1828 г. - укрепление сословного характера в гимназиях и укрепления узкопрактического характера обучения в учебных заведениях низшего типа. Устав 1835 года, ограничение права и автономии университетов. Непосредственное попечительство учебными округами. Просветительные идеи декабристов. Педагогические идеи Одоевского. Революционно-демократические мысли В.Г.Белинского, А.И.Герцена. 60-е годы XIX столетия. Реформы в области образования. Положение о начальных народных училищах 1864 года. Устав гимназий и прогимназий 1864 г. Децентрализованный характер управления школами. Идеи общечеловеческого воспитания и Антисословный проект школьной системы Н.И.Пирогова. Революционно-демократические мысли Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева. Контрреформы в сфере просвещения. Устав гимназии 1871 г.

Смольный институт благородных девиц. Двухклассные начальные и высшие начальные училища. Кодетские корпуса. Лицеи. Основоположники отечественной научной педагогики. Демократическая гуманистическая концепция воспитания К.Д.Ушинского. Идеи Н.А.Корфа, Н.Ф.Бунакова, И.Н.Ульянова, А.Я.Герда, Л.Н.Модзалевского, В.Я.Стоюненко; деятелей культуры и просвещения народов России: Я.С.Гогебашвили, Г.Агаяна, Р.Эфендиева, И.Алтынсарина. Идеи свободного воспитания Л.Н.Толстого. Теория и практика развития творческой активности учащихся. Двойственная система образования. Светская, сословно-классовая, материальная, духовная.

Государственные акты в области народного образования, принятые после октября 1917 г. Демократический принцип единой трудовой бесплатной, светской обязательной для всех школы. Новая философия содержания образования - программы ГУСа. Комплексные программы, проектные задания, как решение социальной задачи подготовки квалифицированных кадров.

Контрреформа 1931-36 гг. примата знаний над средствами их приобретения. Регламентация школьной жизни. Достижения общеобразовательной школы 1950-60 гг. Реформы и контрреформы конца 50-х начала 60-х годов - соединение обучения с производительным трудом. Реформаторские мероприятия 80-х годов - модернизация общего среднего образования в связи с задачами научно-технического прогресса. Реформа 1984 года. Российский закон об образовании 1992 г. - отход от системы обязательного всеобщего среднего образования. Стандарты образования.

Теоретические идеи и практическая деятельность видных отечественных педагогов, повлиявших на развитие образования и реформации школы советского периода: А.В.Луначарский, Н.К.Крупская - принципы новой единой трудовой школы; П.П.Блонский, А.Г.Калашников, А.П.Пинкевич, М.М.Пистрак, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко- - гуманистическая демократическая концепция; В.А.Сухомлинский - личный воспитательный опыт. Антрополого-гуманистическое направление в педагогике - П.П.Блонский, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, М.М.Рубинштейн; формирование духовных потребностей личности - Ю.В.Шаров; познавательного интереса - Г.И.Щукина; педагогического стимулирования - А.П.Кондратюк, З.И.Равкин, Л.Ю.Гордин; педагогики сотрудничества - В.Ф.Шаталов, Е.Н. Ильин, С.Н.Лысенкова, М.П.Щетинин; Н.Ф.Радионова; познавательной активности, самостоятельности, творческой инициативы учащихся - М.А.Данилов, Б.П.Есинов, И,Я.Лернер, М.Н.Скадкин, А.П.Тряпицына.