Колтунова

Валентина

Ивановна

- доцент кафедры управления развитием образования БГПУ.

Ведет курс "Управление

воспитательным процессом", имеет более 30 публикаций по теме курса и теме НИР - "Воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности".

Отличник народного

образования;

в течение 20 лет - научный руководитель районного

информационно-
методического центра;

куратор группы

зам. директоров школ по

воспитательной работе ФППК РНПК.

О ПРИНЦИПАХ

ОРГАНИЗАЦИИ

ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Воспитательная работа в современной школе направлена на моделирование системы, способной воспроизводить действительное богатство жизненных связей и отношений личности, на организацию этой системы как сложной совокупности факторов, условий и закономерностей фаз развития личности школьника.

В основе организации воспитания лежат новые характеристики воспитательного процесса - производные от принципов ценностных ориентаций и субъектности, научно обоснованные одним из ведущих теоретиков воспитания, разработчиком новых воспитательных технологий Щурковой Н.Е.

Первый принцип (ценностных ориентаций) требует от педагога- воспитателя наполнения взаимодействия с детьми ценностным содержанием. В большинстве школ края организована методдеятельность по разработке "модели выпускника", "правил чести школьника", "кодекса нравственности" и других форм, ориентирующих на высшие ценности общечеловеческой культуры: человек, труд, жизнь, познание, природа, общение и т.д.

В школах Железнодорожного района г.Барнаула составлены перечни тех нравственных ценностей, на которых традиционно было основано воспитание. Алтайский край - красивейшее самобытное место, славится древней историей, традициями народа, которые заключают в себе различные культуры, обычаи, ремесла переселенцев и особый базис православия алтайских сел. На отношении к духовным святыням края и участия в созидательной деятельности, формировании неистребимого чувства любви к малой родине и была основана деятельность по отбору нравственных ценностей.

В педагогических коллективах учебных заведений было проведено изучение мнений по данному вопросу (анкетирование, ранжирование, конкурсы), в результате чего выделены те ценности общечеловеческой культуры. которые учителя, родители, учащиеся рекомендовали положить в основу "модели выпускника" и плана действий по развитию воспитательной системы учебного заведения. Так было положено начало разработке целевых воспитательных программ: "Здоровый образ жизни", "Общение", "Милосердие", "Досуг" и других.

В крае разработана программа "Дети Алтая", которая конкретизируется целевыми комплексными программами в дошкольных базовых и дополнительных учреждениях образования.

В Ново-Кулундинской школе Благовещенского района реализуется программа "Мое село" (автор Раева М.Е. ), решаются задачи восстановления утраченной связи поколений. возрождения духовных ценностей, создания условий для самовыражения ребенка, развития его творческого потенциала. Стали традиционными такие формы воспитания самосознания гражданина России и патриота родного края, как праздники: "Играй, гармонь", "Доброму молодцу - добрая слава", "Семья вместе - душа на месте"; изучение фольклора и составление летописи исчезнувших сел района, оформление Книги Памяти погибших в войнах ХХ века и формирование архивного фонда, защита рефератов по краеведению и создание документальных фильмов.


На станции Укладочной Западно-Сибирской Железной дороги на базе школы ╧ 17 реализуется программа "Возрождение", целью которой является формирование чувства национальной гордости, достоинства жителя Алтайского края. Переход школы на базисный план способствовал введению новых учебных курсов, факультативов, открытию клубов. С 1994-95 учебного года в школе ведется факультатив "Русский фольклор", с 1995-96 учебного года - факультатив "Физическое совершенство", курсы: "Русские народные сказки", "Введение в народоведение", "Художественная культура России", "Русский музыкальный фольклор".

Учащиеся школы изучают историю региона, этику и эстетику быта, экологию края. Программа "Возрождение" включает работу с жителями села, внешние связи с другими населенными пунктами края, информационно-методическое и ресурсное обеспечение реализации программы.

В школе ╧ 111 станции Алтайская ориентация на нравственные ценности составляет основу всех традиционных школьных праздников: "Посвящение в школьники", "Вечер школьных друзей", "Золотая осень", "Школа 1 апреля" и других. В ожидании хорошо подготовленного, педагогически целесообразного праздника-игры школьник переполнен положительными эмоциями, он как никогда раскрывается как художник, поэт, артист. Сценарии праздников в этой школе традиционно пишут сами учащиеся.

В Первомайской школе Павловского района, Ракитовской Рубцовского района, Правдинской Первомайского района, Комсомольской ╧ 1 Павловского района, в школах г.Барнаула были проведены уроки гражданственности и патриотизма в год 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Чествование ветеранов, обновление школьных музеев, фестивали "Салют, Победа !"; фотоконкурсы позволили высветить историческую память, патриотическое отношение к прошлому. Гуманистические воспитательные системы многих школ края опровергают расхожее мнение далеких от школы чиновников о том, что социальные перемены в обществе вытеснили воспитание школы. В школах идет активное сопротивление тому, что связано с экономическим, политическим, нравственным, экологическим кризисом в современном обществе: детской преступности, агрессии, беспризорности, вредным привычкам. Но это социальные проблемы, которые не решает общество, идущее стихийным, экспериментальным путем. Выход из надвигающегося глобального кризиса лежит на путях изменения отношения к человеку и самого человека. Это актуализировало проблемы воспитания; постепенно превращая его в главный социальный приоритет - основную тенденцию развитии образования края.

Второй принцип (субъективности) направляет внимание педагога на пробуждение и инициирование в ребенке способности быть субъектом собственных действий, поведения, своей жизни. Это требует умения вести диалог, выводить на диалог, выстраивать "диалог детей с миром и культурой... , развивать диалог с самим собой, чтобы, в итоге, ребенок вырастал субъектом, вполне осознающим себя в этом мире и могущим производить свободный выбор, за который может нести ответственность, только в диалоге и через диалог формируется жизненная позиция, осознание связи своего "Я" с миром" - это утверждение Н.Е.Щурковой. разработанные ею студийные занятия и новые технологии воспитания взяты на вооружение и активно используются в школах Алтайского края.

В школе ╧ 42 г.Барнаула "модель выпускника" основана на культуре диалога и полилога, а концепция развития этой школы-гимназии - на повышении информационной культуры личности. Личностно-ориентированные технологии воспитания, включающие личность в процесс развития, лежат в основе воспитательной системы школы ╧ 56 Октябрьского района г.Барнаула, Трусовской школы Курьинского района, адаптивная система которой состоит из направлений:

- общеразвивающие технологии;

- индивидуальное развитие (определение зон ближайшего развития);

- развитие социально-природных задатков;

- социально-нравственное развитие;

- самореализация и персонализация учащихся.

Третий принцип (данности) определяет такое отношение к ребенку. когда его принимают как безусловную ценность, уважительно относясь к истории его жизни, развития, специфике личностного становления. Это особенно важно, если исходить из того, что воспитание - целенаправленный процесс управления развитием личности. Очевидна необходимость тонкого прикосновения к индивидуальности, проведения границы между чертами характера и действиями, вызванными различными обстоятельствами. Чтобы не стереть уникальные черты, неповторимость проявлений, но не дать возможность перейти границы разумного отношения к ребенку, за которыми - своеволие, анархия, вседозволенность, нужны специальные знания, умения, навыки в работе. Вот почему так необходима сегодня психологизация образования, введение не только должности практического психолога в каждую школу, но и социального педагога, валеолога, узких специалистов по вопросам воспитания. Эти вопросы находятся в стадии решения, идет подготовка специалистов в вузах края, действует целая сеть курсовой подготовки и переподготовки кадров в системе непрерывного образования. Активную роль играет в этом ФППК РНПК Барнаульского Государственного педагогического университета, педагогический коллектив которого осознает, что научные знания о воспитании ребенка выступают сегодня как средство воспитания.