- ИСТОК НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Широкова Евдокия
Фроловна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной и педагогической технологии. Автором опубликовано 170 научных работ, связанных с проблемами многоуровневой подготовки современного педагога-воспитателя, системой воспитательной работы в школе и педвузе, адаптацией молодого учителя в школе, совершенствованием преподавания учебных курсов по истории образования и педагогической технологии; изданы Авторские учебные пособия "Основы педагогической технологии", "А.С. Макаренко и современность", коллективные учебные пособия "Народная педагогика и воспитание", "Изучение идей и опыта А.С. Макаренко" и др. Имеет 3 правительственные награды, знаки "Отличника народного просвещения" РФ и СССР, "Отличника высшей школы" и др. В 1989 году ей присвоено звание "Заслуженный работник культуры РФ". |
Филиппова Жанна
Тимофеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Барнаульского педагогического
университета. Исследует проблемы воспитания и обучения в педагогическом наследии дореволюционных педагогов, продолжателей идей К.Д. Ушинского, автор более 70 научных работ по истории отечественной педагогики и методике ее преподавания. |
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. "Во всех условиях, - говорил Н.К. Рерих, - нужно хранить то, чем жив дух человеческий" (Н. Рерих. "Лето-пись искусства"). "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего" - это один из главных девизов жизни и творчества великого мастера и основным его заветом молодежи. Идея единства и неразрывной преемственности культуры как основного двигателя и главного показателя эволюции человечества красной нитью проходит через всю неутомимую деятельность художника. (Н. Рерих, Берегите старину. М., 1993. С.3).
Несмотря на внутреннее сущностное единство культа Света - так Н. Рерих истолковывал само понятие культуры - мировое древо культуры имеет множество ветвей - национальных культур, каждая из которых отличается неповторимым своеобразием, внесшим свои чудесные достижения в духовную сокровищницу планеты.
Каждый человек уже в силу своего рождения становится
причастным к той или иной национальной культуре. Он впитывает
ее с молоком матери, едва родившись на свет, с колыбельными песнями
в младенчестве, со сказками и преданиями в детстве и со всеми
обрядовыми, этическими эстетическим укладом жизни. Постепенно
он сам становится носителем, а затем и со-творцом культуры своего
народа.
Сегодня вновь стала актуальной идея
возрождения России как многонационального государства, ее многонациональной
культуры, национальной школы, осознание и познание своих национальных
корней и умелое использование всего этого духовного богатства
в воспитании и обучении молодого поколения.
Разрабатываются региональные системы образования, в том числе и в нашем Алтайском крае, органической частью которых должна стать народная педагогика. Это необходимо в связи с тем, что "золотые россыпи" народной педагогики мало используются в современной учебно-воспитательной практике учителями и воспитателями, не закладывает эти основы и семья. (Об этом свидетельствуют наши наблюдения и с горечью констатируют многие исследователи). Тем самым обедняется воспитательный процесс, его демократическая и гуманистическая направленность, а главное - формирование общечеловеческих ценностей в современном молодом поколении сводится на нет.
Справедливо и мудро отмечал русский писатель Леонид
Леонов то, что "... на любой общечеловеческой ценности лежит неистребимая
печать нации, где она родилась. И если тебе удалось спеть что-нибудь
путное в жизни, то лишь потому, что слабый голос твой звучал согласно
с вековым хором твоей большой Родины".
В условиях актуальности (формирования национального
самосознания каждого населяющего Россию народа (в нашем крае -
русских, немцев, украинцев, естественно, алтайцев, казахов и др.)
обращение к народности имеет огромное значение, потому что ценности
народного творчества непреходящи, а непреходящи они потому, что
они общечеловечны и интернациональны.
Народное творчество доступно и понятно всем, и его
сила в том, что оно не навязывается людям, а вырастает из недр
собственной народной культуры, а его идеи впитываются человеком
через колыбельную песню, сказку, мудрую пословицу и поговорку
нужными обществу качествами гражданина.
Вопрос формирования национального самосознания не нов и не прост.
Авторы данной статьи не рассматривают эту проблему в полном объеме - соотношение национального и интернационального в разных аспектах (политическом, философском, экономическом и как один из аспектов социализации личности, исходя из того, что в каждом обществе существует совокупность моделей социализации, которые взаимообусловлены и взаимосвязаны).
Авторов интересует ее историко-педагогический аспект
- роль народной педагогики и принципа народности в воспитании.
Проблема эта волновала многие поколения ученых, которые своеобразно
и не однозначно толковали и пытались разрешить ее в практике учебно-
воспитательного
процесса. Ими открыто и обосновано много ценного в этой проблеме,
но следует отметить и тот факт, что они не сумели избежать ошибок,
заблуждений в силу исторической ограниченности и мировоззренческих
позиций. Не следует забывать, что воспитание в духе народности
во многом зависело и зависит от господствующей политики в государстве
по отношению к самому народу и его воспитанию.
Основу народной педагогики, как
известно, составляет устное народное творчество (УНТ), фольклор.
В его многообразных видах и жанрах (сказках, былинах, песнях,
пословицах и поговорках, загадках, играх, традициях и обрядах)
представлен огромный образовательно-воспитательный потенциал в
реализации задач умственного, нравственного, трудового, физического,
эстетического воспитания, а также методы, принципы педагогического
воздействия на воспитанника, что дает основание сделать вывод
о том, что народная педагогика является истоком научной педагогики,
ее основанием.
Народная педагогика представляет неотъемлемую часть педагогической культуры (а, следовательно, и общей культуры), которая должна пронизывать деятельность педагога-воспитателя. Поэтому ее основы, на наш взгляд, и должны быть включены в цикл психолого-педагогических дисциплин хотя бы в статусе спецкурса в рамках нового учебного предмета "История образования", что и сделано в Барнаульском педуниверситете.
По своему назначению и природе новый учебный предмет полифункционален: мировоззренческий, синтетический, воспитывающий, прогностический, он способствует обогащению общей и педагогической культуры будущего учителя.
Представляется актуальным суждение известного отечественного педагога М.М. Рубинштейна о том, что "история образования не повторяется, но неповторяемость событий и явлений не уничтожает их поучительности: пережив и осмыслив их, учтя как исторические ошибки, так неправильные шаги, мы делаем свои выводы".
Знание истории образования значимо всегда, но особенно
в переходное время, поскольку оно предостерегает от необузданного
новаторства и консерватизма. Отказываясь от старых стереотипов,
догм, важно помнить, что позади нас не только отжившее, что исчезло
бесследно. На самом же деле история, верно понятая, говорит о
жизни и о живом; из нее мы узнаем, что требует от нас жизнь и
что нужно для будущего.
В свете сказанного необходимо обновить, дополнить,
расширить, творчески осмыслить содержание нового курса, взяв за
основу "Историю педагогики". Это возможно осуществить за счет
включения новых тем и проблем, персоналий, воспитательно-образовательных
систем, актуальных и перспективных, а также регионального материала.
Новый учебный предмет "История образования" включает в себя не только историю мирового педагогического процесса, воспитательных идей Запада, но и Востока, и Африки.
Большого внимания заслуживает история отечественного образования, в частности, проблемы народной педагогики, многообразие систем воспитания различных слоев общества (дворянское, купеческое, мещанское, разночинное), особенности семейного, женского воспитания. Важным аспектом курса становится изучение религиозного воспитания в дореволюционной России и проблем религиозного просвещения сегодня.
Опора на народную педагогику в преподавании нового предмета в педагогическом вузе помогает решать двуединую задачу: будущий педагог-воспитатель получает возможность передавать молодому поколению все самое лучшее своего народа, но при этом сам впитывает и обогащает свою личность его многовековой мудростью, становясь духовно богаче и гуманнее.
В нашем опыте содержание спецкурса "Народная педагогика и воспитание" включает в себя два раздела. В первом из них раскрывается сущность ведущих понятий "народность", "народная педагогика", "этнопедагогика" и дается анализ идей зарубежных и отечественных мыслителей, педагогов-просветителей о педагогике народа, в который красной нитью проходит мысль о необходимости верного служения Родине, защите ее безопасности, приумножении ее богатства и славы в созидательном труде, бережного, уважительного отношения к истории народа, его языку, культуре, просвещению, традициям и нравам. Приходится с горечью констатировать наметившуюся сегодня негативную тенденцию обесценивания этих общечеловеческих качеств, а "золотые россыпи" народной педагогики мало используются в современной практике учителями и воспитателями, тем самым обедняется воспитательный процесс и сводится на нет его гуманистическая и демократическая направленность, а главное - формирование общечеловеческих ценностей в современном молодом поколении.
В ходе раскрытия содержания материалов спецкурса подчеркивается, что народная педагогика - основа педагогической науки, ее исток.
Раскрывая категориальный аппарат, различные трактовки
ряда понятий народной педагогики, мы придерживаемся позиции академика
Г.Н. Волкова, автора фундаментальных работ по этнопедагогике,
который под "народной педагогикой" понимает совокупность накопленных
и проверенных практикой педагогических, эмпирических знаний, опыта,
передававшихся из поколения в поколение в устной форме, а под
"этнопедагогикой" - сферу теоретической мысли, науки о народной
педагогике и воспитании.
В спецкурсе уделяется внимание выдающимся русским просветителям М.В. Ломоносову, А.Н. Радищеву, Н.И. Новикову, революционерам- демократам, внесшим значительный вклад в разработку идеи народности воспитания. Отмечается, что особая роль в этом принадлежит К.Д. Ушинскому, поскольку именно он дал четкое определение понятия "народность" (своеобразие каждого народа, опыт его жизни, мыслей, чувств, обусловленных историческим развитием, географическим и природным окружением, родной язык, культура, отечественная педагогическая наука, народная национальная школа) . Они осуждали слепое преклонение перед западной европейской культурой, раскрывая при этом самобытность и богатство отечественной культуры, в частности, устного народного творчества, утверждали необходимость взращивания народных талантов, воспитания чувств национальной гордости и достоинства, связывая их с общечеловеческими ценностями.
Создание народной школы и доступность образования для каждого, обучение на родном языке, изучение отечественной истории, географии, литературы, по мнению прогрессивных деятелей просвещения - основные пути развития самосознания русского народа, становления Российского государства. Лучшими качествами нашего народа они считали миролюбие, любовь к своей Родине и готовность защищать ее от врагов, трудолюбие, творчество, гостеприимство, религиозность. Чувство народности, патриотизма, по мысли Ушинского, так сильно в каждом, что даже в самом последнем злодее оно погибает последним.
Воспитание, по убеждению Ушинского, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту огромную воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеалах, идеях, заимствованных у других народов. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития. "Народ без народности - тело без души".
В народной педагогике личность и семья представляются как самоценность ("Крепка семья - крепка держава"). Истоки воспитания идут из семьи. В народе постепенно выкристаллизовывался идеал человека, в котором сосредоточивались лучшие качества личности. В русских семьях складывалась своеобразная система гармонического развития личности. Дети всегда воспитывались в труде, через труд и для труда, в духе почтения к земле и хлебу как источникам жизни человека. Высшим долгом родителей считалось формирование у детей трудолюбия, а лень - следствием плохого семейного воспитания ("Труд человека кормит, а лень - портит").
Основу нравственного воспитания в семье составляли нравственные заповеди народа ("На родной земле умри, но не сходи", "Человек без Родины, что соловей без песни", "Артель дружбой крепка", "Чти отца и мать, не придется тебе горевать"). Большое место отводит народная педагогика правилам поведения.
В сознании народных масс всегда жило стремление к образованию, науке, пониманию важности и необходимости получения знаний. ("Грамоте учиться - всегда пригодится", "Умный книжку читает -дурак лоб потирает", "Книжное слово - свет дневной", "Красна птица перьями, а человек - знаниями", "Почитай учителя как родителя").
В народной педагогике заложены и принципы воспитания: гуманизм, учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей и др. ("Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается", "Учи дитя, пока поперек лавки лежит, а не вдоль").
В практике сложились и использовались различные методы
воспитания детей: поучение, наставление, намек, включение в деятельность,
пример родителей и взрослых, поощрение и наказание ("Возле батьки
и матки учатся дитятки", "Горлом изба не строится, криком дело
не спорится", "Кто не мог взять лаской, не возьмет и встряской").
Содержание материала спецкурса тесно
связывается с современностью и позволяет воспитателю глубже понять
благотворное влияние преемственных связей между поколениями, умело
отобрать непреходящие ценности и ориентироваться на них в решении
сложнейших учебно-воспитательных проблем.
Не менее интересным в "Спецкурсе" является обобщенный нами и доведенный до студентов материал во II разделе по народной педагогике народов, населяющих территорию Алтайского края - алтайцев, немцев, казахов, украинцев и др. Он свидетельствует о преемственности идей и опыта по таким аксиологическим аспектам, как идеал человека, цель, задачи, принципы и методы воспитания, об отношении к семье, старшим, труду.
Все аксиологические аспекты народной педагогики в кратком сообщении осветить трудно, поэтому авторы останавливаются подробнее на идеале человека, являющемся сердцевиной педагогики разных этносов. Любой народ в идеале воплощал самые заветные стремления, черты характера, отношения личности к Родине, труду, людям - миру в целом. Размышления об идеале как о специфической цели и задачах воспитания влияют на подготовку молодежи к жизни.
Так, сравнительный анализ идеала в педагогике народов , населяющих территорию Алтайского края, свидетельствует, прежде всего, о преемственности идей и опыта по его осуществлению у детей и молодежи, о чем в свое время писали выдающиеся просветители и педагоги. Каждый народ, утверждали они, имеет свой особенный идеал человека, ожидает от воспитания реализации его в каждой личности, и что он соответствует народному характеру, развивается вместе с развитием самого народа (К.Д. Ушинский).
Но в то же время они отмечают, что, хотя каждый народ и имеет свой собственный идеал, все же этот идеал не является чисто национальным, а имеет примесь черт и качеств других народов (П.Ф. Каптерев), несет на себе отпечаток общечеловеческого идеала, отражение всего лучшего, что создано другими народами в области воспитания с учетом идей и опыта мировой практики (А.В. Плеханов ) . Так, например, в народно-поэтическом эпосе - дастане - "Китаби-деде-Кургуд" - монументальном памятнике и источнике народной мудрости отражены идеалы древних огузов, туркмен, азербайджанцев, зовущих к миру, защите Родины, к добрым деяниям. Джигит не поднимает руку на женщину, тем паче - на жену; народ, не будь в нем единства, может лишиться родного края. Если у русских идеал - "богатырь" - защитник Родины, добрый "молодец", "красна девица", мир и согласие между народами, то и у алтайцев - это - тоже богатырь, наделенный недюжиной силой, ловкий, хитрый, умный и мудрый. Поэтому издревле большое место в воспитании алтайской молодежи занимают состязания-игры, в которых она "пробует" и проявляет свои (физические и интеллектуальные возможности и способности (Бронтой Бедюров).
Так, один из героев алтайского эпоса Тастаракай - самый лучший и пригожий из богатырей, когда он принимает свой настоявший вид и предстает перед всеми супостатами молодым, красивым, умным и сметливым, ему не страшны вражьи козни, невдомек страх и уныние, он всегда защитник слабых, бедных, угнетенных, предвестник радости и веселья, труженик. Достаточно сопоставить произведения народного фольклора, алтайской мифологии, сказаниями, чтобы убедиться в связи времен и преемственности поколений во всех сферах жизни и деятельности разных племен и народов Алтая (Бронтой Бедюров).
А у древних кельтов (немцев) главный герой - Кухулин - то же храбрый воин, семьянин, домохозяин, гостеприимен, мудр, ловок. Он получил в процессе воспитания и "выработал" в себе качества настоящего воина. Германские юноши, чтоб доказать свою взрослость, должны были совершить подвиг.
А одну из немецких общностей - менонитов - характеризуют как очень религиозных, чистоплотных, трудолюбивых, целомудренных, экономных и любящих порядок людей (Немецкий район Алтайского края). Идеал - хороший семьянин, с богом в душе, трезвый отец, доброе отношение к другим людям, сочувствие, уважение к женщине, почитание старших и др.
Таким образом, результаты наблюдений, исследований
свидетельствуют, что сегодня, как и прежде, идеал многих народов
выступает источником сохранения устойчивости личности, формирования
лучших качеств, которые так необходимы человеку. Основу своих
идеалов молодежь находит в образах истинных сынов Отечества: в
них он ценит патриотизм, верность Родине, народу, смелость, совесть,
предприимчивость, милосердие, уважение старших, несмотря на "пересмотр"
многих общечеловеческих ценностей определенной частью современной
молодежи в сложных и противоречивых условиях "переходного времени",
причем совершенно очевидно просматривается как глубокая преемственность,
так и специфика и самобытность в характеристиках лучших черт и
качеств личности у разных народов. Вместе с тем радует и то, что
у всех народов - нетерпимость к таким качествам людей, как злоба,
зависть, унижение достоинства личности, бессовестность, корыстие,
приспособленчество и предательство.
В условиях нестабильности в нашем обществе, когда
разрушены многие вековые общечеловеческие ценности, а новые еще
не созданы, поиск основ воспитания становится остро необходимым
и он продолжается, о чем свидетельствуют, хотя и немногочисленные,
к сожалению, публикации и не только в педагогической литературе.
Как свидетельствует наш опыт, оправдывает
себя, так называемая, трехуровневая технология преподавания спецкурса
(В.А. Николаев), включающая в себя формирование этнопедагогического
сознания, (даются эмпирические знания по народной педагогике,
фольклор, основы педагогики об идеале, методах, принципах воспитания),
формирование позитивного отношения к педагогическому наследию
и мудрости народа и действенно-практической организации этнопедагогической
деятельности будущих педагогов , классных руководителей (студенты
в период практики включаются в подготовку и проведение коллективных
творческих воспитательных дел типа "Русские посиделки", "Бабушкин
сундучок", "Фольклорная мозаика", а теперь - и обращение к праздникам
Рождества, Крещения, Пасхи, Масленицы и др., в которых дети участвуют
с большим интересом и желанием.