АНАЛИЗ СУЖДЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ
Соснина Людмила
Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент БГПУ. В ее статьях и методических рекомендациях находят отражение актуальные проблемы многоуровневой подготовки будущего учителя, поиск новых современных учебных технологий активизирующих учебно-познавательную деятельность студентов. Теоретические выводы основываются на конкретных исследованиях практического характера. |
Ващеулова Лия
Феликсовна - учитель русского языка и литературы, учитель-методист средней школы ╧ 69 г. Барнаула. Автор программы по межпредметному обучению учащихся школы с углубленным изучением английского языка. |
Проблема человека всегда была главной проблемой философии, подобно тому, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики, и настоящее время личность из сверхзадачи, маловлияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.
Уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств. А.С. Макаренко когда-то сказал, что проблема личности существует только в тех школах, где видят личность в каждом ребенке, в каждом ученике. Нередко мы говорим: "Это личность!", имея в виду только внешнюю манеру поведения и поступков. Однако мы очень редко интересуемся внутренним миром каждого ребенка, считает ли сам ребенок себя личностью, оценивает ли он сам свои поступки и действия, что думает об окружающем мире, как решает проблемы личной жизни и к чему стремится. Учащимся 5-9 классов было предложено написать сочинение по
теме "Я личность? Я личность!". Более двухсот учащихся
СШ ╧ 69 г. Барнаула написали сочинения. Анализ работ позволил
нам определить три позиции: "Я как личность", "Я и мир", "Что
зависит от меня в этом мире?". Каждая позиция имеет свои критерии
отбора, имеет свои особенности и характеризуется в содержательном
аспекте своей определенной направленностью. В статье представлены
для более полной конкретизации позиций сами сочинения, фрагменты
из сочинений и отдельные суждения учащихся. Важно отметить, что
специального инструктажа по определению сущности понятия личность
намеренно не проводилось. Авторы располагают материалом, позволяющим
проследить, как в современной школе развивается и функционирует
личность учащегося из года в год, от урока к уроку, т.е., динамику
развития тех качеств, которые и формируют Личность. Но это материал
для будущей статьи, будущих исследований. Нам хотелось сделать
первый "срез", выявляющий представления учащихся разных возрастных
групп на уровне обыденного познания себя как личность.
Данная позиция определяется у 35% учащихся. Анализируя работы, мы приходим к выводу, что школьники едины во многих своих суждениях, относительно основных, на их взгляд, критериев, характеризующих человека как личность. В суждениях учащихся чувствуется уверенность, твердость, здесь нет сиюминутных исканий, нет аморфных размышлений, здесь четкость, ясность, обоснование и аргументация своих позиций. Ребенок считает себя личностью, потому что его уважают, с ним считаются, к его мнению прислушиваются, у него есть любимое дело, он имеет свои личные взгляды на жизнь, он может защитить себя, помогает всем, кто нуждается в его помощи, несет ответственность за свои действия н поступки, имеет положительные качества личности, принципиален в своей позиции. Многие школьники пишут о своих больших и маленьких победах, успехах в различных видах деятельности. На наш взгляд, очень ценными являются суждения детей о том, как они преодолевают свои негативные качества личности, достигают ценой собственных усилий поставленные перед собой цели, совершенствуют свой характер, познают сами себя. Ученик в данной позиции как бы мысленно отвечает на вопрос: "За что можно любить меня?", "За что я сам ценю себя?", "За что я себя уважаю?"', "Чем я отличаюсь от других?".
"Я личность, хотя у меня нет еще паспорта, как у моего брата. Думаю так потому, что без меня будет плохо моей маме, моим друзьям. У нас в подъезде очень тепло, и там стала жить собака Динка. Я ее кормлю и забочусь о ней. А раз так, значит я личность!".
(5 кл)
"... я очень не люблю тех, кто пресмыкается перед старшими и сильными ребятами. Когда смотрю на них, мне становится противно. Но соблазн велик. Будешь пресмыкаться, получишь защиту. Если ты устоял - ты личность! Я никогда не унижаюсь перед "хозяином" двора, значит я - личность!"
(7 кл)
"У меня много друзей, с которыми я общаюсь. Если кому нужна моя помощь, я обязательно помогу. Мои друзья считают меня нормальным другом, уважают меня, значит я личность!"
(6 кл)
"Я личность! На зимних каникулах наша футбольная команда заняла в соревновании 1 место. Нас показывали по телевизору. На параде, когда мне вручали медаль и призы, я испытывал чувство гордости. Я личность, так как у меня есть любимое дело".
(6 кл)
"Если человек скажет, что он не личность, то он просто пустое место. Ведь личность - это индивидуальность, это не тот, кто просто ест и спит. Этот человек обязательно чего-то добился в жизни. Я ставлю перед собой конкретные цели и очень радуюсь, когда дело довожу до конца. Я личность!"
(7 кл)
"Я считаю себя личностью, потому что имею свои личные взгляды на жизнь, на людей и эти взгляды ни от кого не зависят. .Я всегда говорю то, что я думаю ... Я ответственный за свои действия, за свои оценки в школе."
(8 кл)
Данная позиция характеризуется тем, что ученик обращает внимание на события, явления, процессы окружающей жизни, формирующие его личность. Ребенок как бы отходит от непосредственного самопознания своего "я" и переходит к осмыслению своей значимости в этом мире. Ученик ставит перед собой вопросы: "Что формирует меня как личность?", "Как живут люди вокруг меня и какие проблемы их интересуют?", "Как относятся ко мне те, кто рядом со мной?"', "Что сделал я хорошего не для себя, а для людей?". Дети пишут о Земле как общем доме человечества, об уникальности и неповторимости личности, о доброте и красоте человеческих отношений. Мир для ребенка - это не только покой и согласие между людьми, народами и государствами. Мир для детей - это и противоречивая реальность сегодняшнего дня, боль и страдания людей его страны, и его собственные большие и маленькие проблемы личной жизни. Мир для ученика - это и сам его внутренний мир, его волнения, размышления, переживания, поиск ответов на волнующие лично его вопросы. Если в первой позиции дети твердо заявляли о себе "Я - личность!", то здесь, в основном, дети спрашивают себя: "Я личность?", отвечают: "Я еще не совсем личность!" Ребенок сомневается в себе и считает, что он не личность, потому что у него проблемы с учебой, нет уверенности в своих силах и способностях. Стеснительность, застенчивость, некоммуникабельность и некоторые другие негативные качества личности мешают самоутверждению в жизни, нет рядом хороших друзей, полное непонимание интересов и потребностей ребенка со стороны близких и окружающих, нет даже маленьких побед и успехов, одиночество, незащищенность, беззащитность, нет воли преодолеть недостатки своего характера. Но дети - есть дети, они всегда надеются на лучшее и поэтому, заканчивая свое сочинение, многие пишут: "Я буду хорошей личностью".
"Я личность!!! Да! Я часто об этом задумываюсь. Моя мама - мой идеал. Я хочу быть такой, как она! Добрая, умная, трудолюбивая. Я спросила ее: "Что создавало твою личность?" "Все, - сказала она и добавила. - Меня создала ты". Я!!! Представляете? И тогда я поняла, что мою личность формирует мама. Она меня учит, воспитывает. Однако мы разные люди. Только я хуже, но все равно личность, хотя я еще не сформировалась до конца."
(9 кл)
"Общество, в котором мы живем, и условия жизни формируют наши личности. Я могу быть серой мышью, но не хочу. Мне хочется что-то знать в этом мире. Быть может, я на себя много беру, но я имею на это право человека!"
(9 кл)
"Каждый человек-личность, каждый житель Земли неповторим на свете, как снежинки, падающие на Землю. Поэтому каждому человеку нужен индивидуальный подход, подружиться с ним - большая наука."
(5 кл)
"Я личность!!! Я очень хочу добра во всем мире. Очень хочу, чтобы мир был прекрасен, чтобы ни один человек не был злым, а был приветливым и добрым".
(5 кл)
"Мы живем в большом огромном мире. Вокруг нас много людей. Надо всегда стремиться к тому, чтобы все о тебе думали хорошо, ведь сейчас много плохих людей, а хорошие добрые люди всегда нужны".
(7 кл)
"Я считаю, что я еще не совсем личность, потому что личность - это тогда, когда человек зависит только от себя. Он сам решает, куда он пойдет, много ли будет учиться. Я пока связан во всем с родителями; а потом, может быть, буду зависеть от жены ... Я бываю личностью, когда остаюсь один. Я сам планирую все: читаю, делаю уроки, смотрю телевизор, гуляю. Я не знаю ни одного человека, который, на мой взгляд, был бы личностью."
(8 кл)
"Есть люди, которые могут считаться личностями в кругу лишь своих друзей. В школе, например, я не личность. Я не очень хорошо учусь, иногда бываю злым, потому что многим иногда желал зла. Но я буду личностью."
(7 кл)
Нет, я не личность! Я вообще о себе знаю мало. Личность всегда имеет свои интересы, а я витаю где-то далеко, везде. И я не такая, какой кажусь на первый взгляд. В душе у меня много секретов, которые я никому не открою. Вообще человек полон секретов и их никому не открыть."
(6 кл)
"Как я могу судить о себе? Только окружающие меня люди могут сказать, какая я личность! Каждый человек личность, но не каждый - хорошая личность! Может человек добрый, но ленивый, а это портит качество личности."
(9 кл)
"Человек, который имеет терпение и понимание и многого добился в жизни, и есть личность. Мне кажется, я вступаю в период, в котором должен утвердить себя как личность. Пока не могу сказать, личность ли я, зачем я, для чего я."
(9 кл)
Сложные социальные обстоятельства ставят перед учащимися острые жизненные вопросы, требующие их разрешения. Дети, стремясь разобраться в проблемах реального мира и в себе, пытаясь понять противоречивость окружающей их жизни и своих поступков, анализируя события действительности и оценивая свои жизненные ситуации, как бы задают себе вопросы: "Что сделать, чтобы мир был лучше?", "Что сделать, чтобы я был лучше?", "Как изменить условия окружающей меня жизни?", "Как изменить себя?", "Ребенок не просто философствует, размышляет, он сам отдает себе отчет в собственной жизни. Он отыскивает в практической жизни проявление и воплощение своей мечты, своего идеала. Осмысливание себя и своей жизни реализуется в таких ценностных качествах человеческой личности, как доброта, трудолюбие, честность, порядочность, гуманность, любовь к Родине, социальная ответственность. Каждый ребенок по- своему понимает, что от него в этой жизни зависит многое: не быть без различным к страданиям других людей, протянуть руку дружбы, прийти на помощь и защитить слабого, сказать доброе слово и подарить радость, простить внимание и заботу к близким, противодействовать силе и жестокости, самому преодолеть недостатки своего характера и порадоваться успехам товарища. Общечеловеческие ценности - реальные жизненные ориентиры каждого учащегося средней школы ╧ 69.
"Я живу с бабушкой и дедушкой, так как у меня нет родителей. У бабушки больное сердце, и когда я стану взрослым, то буду врачом, чтобы помогать избавиться от недугов своим близким и всем, кому понадобится моя помощь"
(5 кл)
"Я очень люблю животных. На улице много голодных бездомных собак. Я очень переживаю, когда их вижу, поэтому в кармане у меня есть кусочки хлеба"
(6 кл)
"Думаю, что есть люди с достоинством и без достоинств. Люди, которые без достоинств, обманывают других - они плохие. Я не буду этого делать, я постараюсь быть с достоинством."
(6 кл)
"Я всегда жизнерадостна, и всем окружающим меня людям улыбкой или добрым словом я создаю хорошее настроение. Рядом со мной нет печальных лиц, нет грустных глаз".
(7 кл)
"Я стараюсь быть личностью. Забочусь о маме, когда она болеет. Каждый раз, когда я иду в школу, я думаю о ней, когда иду из школы, я звоню маме, так как она волнуется".
(7 кл)
"Во дворе у нас всегда играют маленькие дети, но у них нет игрушек. В школе я ходила в секцию мягкой игрушки и научилась их делать. Мне доставляет большое удовольствие делать все своим руками. Я дарю своим маленьким друзьям игрушки и очень счастлива, когда они радуются моим подаркам".
(5 кл)
"Если человек не личность, то зачем он живет? Ненавижу грубость, жестокость, хамство. В нашем классе многие обижают одну девочку, так как она тихая, робкая и скромная, и не может сама постоять за себя. Эту девочку я часто защищаю и даже провожаю домой".
(6 кл)
"Личность? Человек! Чтобы им стать, надо хорошенько потрудиться. Пока я еще не личность, но скоро ей обязательно стану"
(6 кл)
Исследование показало, что наиболее преобладающей позицией по отношению к двум другим является позиция "Что зависит от меня в этом мире?" Большинство школьников ставили перед собой вопросы, искали ответы, анализируя при этом свой небольшой житейский опыт. Главное, что вопросы заставляли думать, размышлять, соотносить свою жизнь с жизнью, поступками, действиями других, соотносить свои ценности с общечеловеческими, соотносить свои мечты с жизненными ориентирами своих идеалов. Не все смогли ответить на свои вопросы, но не это важно. Важно то, что ребенок осознает себя частью социума, понимает, что он тоже причастен к проблемам жизни, к проблемам своей семьи, своего класса, и никто за него не будет решать его собственные жизненные проблемы. "Вот так и становлюсь потихоньку человеком!", - написал в своем сочинении ученик восьмого масса. Вот так ребенок постигает сложную науку жизни.
Результаты, полученные в ходе анализа сочинений,
позволили удачнее подготовить и провести директору школы ╧ 69
г . Барнаула Тамаре Федоровне Иноземцевой расширенный педагогический
совет по теме "Развитие личности ребенка в школе". Состоялся серьезный,
деловой разговор, обсуждались различные вопросы, среди которых:
как методически верно создавать условия для развития личности,
как перестроить школьный быт, чтобы обеспечить все необходимое
для самореализации личности.
Среди участников делового разговора учителей были
преподаватели педуниверситета, ученые Алтайского госуниверситета,
директора, завучи школ, психологи-валеологи . Разговор оказался
не только насущным, но и необходимым, ведь работающий в школе
преподаватель, воспитатель знает, как трудно ученику ощутить и
развить чувство собственного достоинства, почувствовать свой личный
школьный успех, удовлетворить потребность в любви ("Я не успеваю
по трем предметам. В классе меня презирают, дома каждый день ругают
за учебу. Я поэтому плохой. Везде плохой и всюду" (7 кл)).
Вооруженный современными знаниями
воспитатель может и должен прийти на помощь своим питомцам в самопознании,
самоопределении и самореализации личности. Важно только то, чтобы
эти процессы шли по законам добра и справедливости, чтобы самореализация
каждого ребенка соотносилась с интересами окружающих их людей,
- словом, дети должны учиться сложной науке - жить в человеческом
обществе.