Ирхин Владимир
Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии управления БГПУ, руководитель Центра педагогической валеологии в школе ╧ 25 г. Барнаула. | ТЕОРЕТИКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ
МОДЕЛИ "ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ" Развертывание в России сети "школ здоровья", инициированных Всемирной организацией здравоохранения, Европейским экономическим сообществом на Страсбургской конференции в 1990 году, стало ярким проявлением стремительного развития педагогической валеологии. Количественный рост такого рода инновационных учреждений в стране (1), их разнообразие по типам и уровням развития образовательных систем, перспектива валеологизации массовой школы, также призванной решать приоритетную для современной педагогики задачу воспитания здорового человека, - все это ставить проблему концептуальной проработки модели "школы здоровья". Вопрос о формировании здоровья человека подводит к необходимости систематизации человеческих дисциплин с целью всестороннего изучения, образования, развития и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, что предполагает опору на антропологический подход в педагогике. |
с ней, а значит требует от педагога в высшей степени знания физической и психической сути человека. Не случайно, поэтому, одной из центральных теоретико-методологических основ создания модели "школы здоровья" является системный подход. Его методологическая ценность состоит в том, что он "содержит и в развернутой форме выражает требования нового, по сравнению с предшествующим, подхода к объекту изучения" (3).
Как известно, любой организации присущ иерархический порядок. Он содержит в себе различные уровни организации, причем каждый такой уровень вбирает нижестоящий как часть в целое, а сам, в свою очередь, входит в качестве элемента в систему более высокого порядка. В рамках модели "школы здоровья" принцип системности актуален не только для оздоровления социального микроокружения учебного заведения, но и в самой образовательной деятельности позволяет учитывать механизм самоорганизации и созидания иерархических структур. Но наиболее важным представляется приобщение участника педагогического процесса к осмыслению и следованию законам самоорганизации в системах природы, в том числе и человеческого организма, что неизбежно ведет к гармонизации личности и развитию ее творческого потенциала. Педагогическая валеология, осуществляя системный принцип применительно к субъектам развития, интегрирует человеческие знания, ориентируя на духовно-нравственное становление личности ребенка, гуманитарный стиль мышления и формирование естественных потребностей индивида. Добиться этого возможно только в условиях открытой образовательной системы. В соответствии с синергитической теорией систем (Н. Моисеев, И. Прихожин, Г. Хакен) основополагающими принципами деятельности систем открытого типа является самоорганизация, саморазвитие. саморегуляция за счет постоянного и активного воздействия этих систем с внешней средой и другими системами. Поэтому стратегической ориентацией валеологической структуры "школы здоровья" должен быть целостный охват основных объективных и субъективных факторов, объединенных в единичной социологической системе (системно-экологический подход Г.А. Ковалева): ребенок - семья - образовательное учреждение (дошкольное обучение - школа - вуз). Системообразующим компонентом функционирования системы является цель, предполагающая заранее определенный результат. Организация жизнедеятельности "школы здоровья" направлена на индивидуально-типологические особенности учащихся и учителей, максимальное развитие личностных свойств. А слаженное взаимодействие подсистем внутри самой системы обеспечивается за счет педагогического управления школой. Оно включает учет основных, взаимосвязанных друг с другом параметров: физическое окружение, в частности, школьное здание, оборудование, дизайн, мебель, соответствующие гигиеническим нормам и создающие благоприятную психологическую среду, образовательный параметры, вбирающий гибкость вариативных программ (в том числе программы непрерывного валеологического образования), образовательных технологий "без потерь здоровья", валеологического мастерства, высокую степень интеграции, гуманизации и валеологизации учебного материала, режима обучения, отказ от репродуктивности и авторитаризма в пользу сотворчества с учеником и его большей самостоятельности, ответственности и креативности.
Пожалуй главным условием решения валеологических
задач в современной обстановке становится прочная аксиологическая
база образовательной системы с ориентацией на духовно-нравственный
компонент здоровья. Ведь именно "духовный кризис. отражающий переоценку
ценностей, переориентацию от идей утопического коммунизма к "реалиям"
рыночного прагматизма, является основной причиной вырождения нации"(4).
Педагогика здоровья противостоит проникающим в Россию целям и
ценностям массовой культуры - обогащение, насилие, секс, власть,
конкуренция и т.д., опираясь на общечеловеческие и национальные
ценности, проверенные веками. Вместе с тем, утверждение приоритетности
духовно-нравственного компонента здоровья человека, возведение
его в статус своеобразного "индикатора нормальности" ценностных
ориентаций общества и личности, позволяет и инновационным учреждениям
избежать известных перекосов и дискредитации ценностей, на основе
которых они базируются. Так, интеллектуализированность образования,
характерная для многих гимназий и лицеев, ведет к перегрузкам
учащихся, к однородности их развития; спортивно-оздоровительный
либо культурно-досуговый акцент в деятельности умаляет роль интеллекта
как мощного фактора здоровья, а увлеченность национальной идеей
в создаваемых национальных школах, таит в себе опасность национализма,
замкнутости на национальных ценностях. С другой стороны, проникновение
религиозных тенденций в образовательную среду чревато нетерпимостью
человека к другим конфессиям, его зависимостью от ортодоксальных
истин. Итак, в условиях множества
философских подходов к образованию, акцентирующих внимание на
тех или иных ценностях, необходима их гармония и направленность
на духовно-нравственный компонент здоровья. который не позволяет
превратить гуманистическую ценность в ее агрессивный антипод.
С названными методологическими идеями органически
связан культурологический подход, поскольку позволяет рассматривать
человека в системе общественных ценностей, т.е. культуры, где
он является объектом культурных воздействий и субъектом, творцом
ценностей. Культурологический подход к обоснованию системы работы
"школы здоровья" осуществляется в контексте философского понимания
культуры как совокупности духовных и материальных ценностей, как
специфического способа человеческой деятельности и как процесс
творческой самореализации сущностных сил личности. В процессе
ее деятельности обновляются ценности, изменяются качественные
и количественные характеристики культуры. Наглядно это видно в
отношении господствующей античеловеческой культуры, ведущей к
росту заболеваемости и бездуховности в популяции. Следовательно,
здоровье необходимо рассматривать как неотъемлемую часть культурного
развития человека и как показатель истинности культуры, в которой
живет индивид. Личностно-творческий аспект культурологического
подхода определяет генеральную цель "школы здоровья" - целостное
развитие личности ученика, его творческих способностей. Важнейшим
условием достижения этой цели является сформированность у учителя
валеологической культуры. Под валеологической культурой человека
мы понимаем качественное, систематическое, динамическое образование
личности, характеризующееся определенным уровнем физического,
психологического, духовно-нравственного развития и образованности,
осознанием способов достижения этого уровня и проявляемой в разнообразных
формах валеологической деятельности и жизнедеятельности. Однако
овладение учителем и учеником валеологической культурой и развитие
посредством нее требуют соответствующей деятельности человека,
имеющей "личностный смысл". Деятельность личности является тем
механизмом, который позволяет осуществить социальный процесс -
генерацию здоровья, способность нравственно обусловленного созидания
в условиях усложняющейся и осложняющейся социально-природной среды.
Этим объясняется принципиальная важность реализации деятельностного
подхода как ведущей линии валеологизации образования в "школе
здоровья". Главным и наиболее сложным, на наш взгляд, в осуществлении
деятельного подхода является учет и перестройка мотивационной
сферы личности участника педагогического процесса, формирование
у него потребности в здоровье и здоровом образе жизни.
Таким образом, наиболее существенными,
по нашему мнению, при разработке модели "школы здоровья" являются
следующие теоретико-методологические подходы: антропологический,
рассматривающий человека в его целостном виде; системный, позволяющий
создать образовательную систему воспитания здорового человека;
аксиологический, предполагающий приоритет здоровья, как базовой
ценности образования; культурологический, дающий возможность приобщиться
к вековому опыту сохранения и развития здоровья человека и общества
и, наконец, деятельный, предполагающий реализацию накопленных
знаний через различные виды валеологически обусловленной деятельности
по совершенствованию себя и окружающей действительности. Они позволяют
концептуально осмыслить основные направления и условия валеологизации
образования, наметить реальную программу воспитания здорового
человека, способного выйти из нынешней сложной социально-экологической
и духовно-нравственной ситуации не только разумным, но и добрым,
милосердным.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т., Т. 2. М., 1980.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Т.1. М., 1977.
3. Ковалев Г.А., Смоленская Е.Н. Школа как социоэкологическая система // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Международная научно-практическая конференция. Москва. 19-22 апр. 1993 г.: Тезисы докладов и выступлений. В 2-х ч. Ч.1, С. 94-97.
4. Лищук В.А., Маткова Е.В. Обзор "Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации". М., 1990.
5. Моисеев Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
6. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985.
7. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 3-е изд. Т.1 Спб, 1873.
9. Юдин Э.Г. Методологическая природа системного подхода // Системные
исследования (ежегодник). М., 1977.