Костенков Павел
Павлович
- член-корреспондент Международной
| ПОДГОТОВКА
УЧИТЕЛЕЙ
В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ:
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ Сибирь и Дальний Восток занимают всю азиатскую часть России, что составляет 12727 млн. квадратных километров, или около 75 процентов территории страны. В 1993 году здесь проживало 32,4 млн. человек; плотность населения в среднем равнялась 2,5 человек на один квадратный километр. При этом в Западной Сибири на квадратный километр приходилось 6,2, в Восточной Сибири - 2,2, на Дальнем Востоке - 1,3 человека (1, С.72-81)* . По численности и плотности населения южные территории указанных экономических районов существенно отличаются от северных. Например, в Алтайском крае после выхода из него Республики Алтай в среднем на квадратный километр приходится 15 жителей, в тундре - несравненно меньше.
|
В восточных районах сосредоточены основные природные ресурсы страны, ведется интенсивное их использование. Здесь насчитывается три четверти водных и две трети минеральных запасов, три из каждых четырех кубометров древесины. Только в Западной Сибири добывается 90 процентов газа, 70 - нефти и 40 процентов угля. Валовая продукция промышленности данного района составляет (1993 г.) примерно 11 процентов от ее объема по России (1). В Сибири и на Дальнем Востоке находится почти треть всех сельскохозяйственных угодий Российской Федерации, имеющих огромное значение для обеспечения населения продуктами питания, а промышленности - сырьем. Самыми обширными земельными угодьями располагает Алтайский край (12747,1 тыс. га, в том числе 7264,9 тыс. га - пашня) (5).
Интересы более плотного использования природных богатств и экономического потенциала не могли не сказаться на развитии сферы образования в данных районах. В последние десятилетия в Сибири и на Дальнем Востоке динамично расширялась сеть общеобразовательных и профессиональных учебных заведений (См. табл.1).
Таблица 1.
Российская Федерация | ||||
в том числе: | ||||
Западно-Сибирский район | ||||
Восточно-Сибирский район | ||||
Дальневосточный район | ||||
Всего по восточным районам: |
Из таблицы видно, что число школ по России в целом за 1980-1992 годы сократилось на 507, а в восточных районах оно за тот же период возросло на 928. Численность учащихся в стране возросла на 16,2, а по указанным экономическим районам - почти на 28 процентов.
В 1992-93 учебном году в сибирских и дальневосточных регионах действовали 117 государственных и 5 прошедших лицензирование негосударственных вузов, 571 среднее специальное учебное заведение и 963 профтехучилища (5).
К этому времени здесь получили развитие новые типы школ и других учебных заведений - гимназии, лицеи, частные школы, колледжи, учебные комплексы.
В общеобразовательных школах Сибири и Дальнего Востока работает 355 тыс. учителей, из них в дневных - 334,8 тыс. человек. Подготовка их ведется (1992-93 уч.г.) в двадцати четырех педагогических институтах, двенадцати университетах и ста средних педагогических учебных заведениях (5).
На протяжении послевоенных десятилетий школа восточных районов испытывала острую нужду в учителях, что объяснялось, с одной стороны, значительным притоком населения и высоким ростом контингента учащихся, а с другой, - большой текучестью кадров народного образования и недостаточно развитой сетью педагогических учебных заведений.
К примеру, в 50-60-е годы на Алтай из педвузов и педучилищ центральных районов России ежегодно направлялось до 1,5-2 тыс. выпускников. И почти столько же молодых специалистов выезжало за пределы края. Аналогичная картина наблюдалась в Омской, Новосибирской областях и в Красноярском крае. Качество подготовки учащихся по этой причине существенно страдало.
В 70-80-е годы на территории Сибири и Дальнего Востока был значительно увеличен прием в местные педагогические институты и училища. Кроме того, в Барнауле, Омске и Красноярске открылись университеты, которые также начали выпускать специалистов в области образования. На базе пединститутов были созданы университеты в Кемерове и Тюмени. В молодом городе Лесосибирске (Красноярский край) учрежден педагогический институт.
Проблема подготовки высококвалифицированных кадров просвещения стала решаться более успешно, но не утратила своей остроты до сих пор.
Серьезной причиной слабой закрепляемости учителей является наличие большого количества "карликовых" школ в сельских местностях Сибири и Дальнего Востока. Так, в Алтайском крае (1992 г.) из 339 начальных школ 329 были малокомплектными, насчитывающими от 3 до 40 учащихся, причем в 131 из них обучалось от 3 до 9 человек. Из 370 неполных средних школ 306 - малокомплектные. В 103 НСШ числилось всего по 30-40 учеников. И в этом отношении на востоке страны Алтайский край не составляет исключения (5).
Но что такое малокопмлектная школа? Труд педагога в ней нельзя сравнивать даже с работой многостаночника. Например, ткач на хлопчатобумажной фабрике обслуживает несколько станков одного какого-либо типа. Учитель малокомплектной школы преподает несколько учебных предметов, нередко относящихся к разным областям знаний. В противном случае он не будет иметь нормальной нагрузки и, соответственно, - полной ставки. Для того, чтобы наставник успешно справлялся со своими профессиональными обязанностями, необходимо расширение профиля его педагогической подготовки в вузовский и послевузовский периоды.
В 90-е годы уход многих педагогов из школы обусловлен катастрофическим падением престижа профессии учителя и резким ухудшением материально-бытовых условий жизни работников просвещения.
Главным образом, из-за высокой текучести педагогических кадров Сибирь и Дальний Восток и поныне все еще отстают от страны в целом по уровню подготовки учителей (См. табл. 2).
Таблица 2.
| |||
Российская Федерация | |||
Западно-Сибирский район | |||
Восточно-Сибирский район | |||
Дальневосточный район | |||
Российская Федерация | |||
Западно-Сибирский район | |||
Восточно-Сибирский район | |||
Дальневосточный район |
Таблица показывает, что только в сельской местности Дальневосточного района численность учителей с высшим образованием несколько (на 1,9 процента) превышает соответствующий показатель по Российской Федерации. Во всех остальных случаях восточные районы по этому показателю существенно уступают европейской части страны.
Приведенные факты позволяют говорить о наличии серьезного противоречия между потребностью сферы образования в педагогических кадрах, пригодных к работе в современных условиях, и ограниченной возможностью удовлетворить ее.
Данное противоречие приобретает еще более острый характер в связи с действием в восточных районах специфических природно-географических, демографических и социально-экономических факторов (6, С.8). Имеются в виду суровые климатические условия, низкая плотность и неравномерность распределения жителей, высокая миграция населения, большая отдаленность многих населенных пунктов от крупных научных и культурных центров, неудовлетворительная транспортная освоенность территории; например, по плотности железных дорог в Западной Сибири она ниже на 30 процентов средних показателей по России. а плотности автомобильных дорог - ниже на 34 процента (1, С.72). Стоимость жизни в азиатской части страны намного выше по сравнению с другими территориями.
Сложилась парадоксальная ситуация. Богатства государства ныне "прирастают" Сибирью. Страна в значительной мере живет за счет реализации сырья, добываемого в восточных районах. Учреждения просвещения непрерывно готовят кадры для производства. А сибирские и дальневосточные учителя еле-еле сводят концы с концами, даже если им во время выдают зарплату. Они хуже, чем, например, их коллеги в Москве и Санкт-Петербурге питаются, снабжаются жильем. Им труднее поправлять свое здоровье, намного дороже обходится поездка в санатории и на курорты. Не случайно многие даже из опытных педагогов уходят в коммерческие структуры.
Жизнь настоятельно требует учитывать особенности регионов в процессе воспроизводства учительских кадров.
Регионализация педагогического образования в первую очередь означает:
- научное прогнозирование, перспективное комплексное планирование и подготовку всех категорий специалистов для сферы просвещения на той или иной территории; создание некоторого резерва для замещения вакансий наставников на основе конкурса;
- всесторонний учет природно-географических, демографических, национальных, социально-экономических факторов в ходе обучения будущих работников образования, способных адаптироваться к условиям той или иной климатической зоны, городской или сельской местности, к работе в малокомплектной школе;
- создание предпосылок для непрерывного педагогического образования - довузовского, вузовского и послевузовского;
- эффективное управление развитием образования, в том числе и педагогического; создание оптимальных моделей такого управления в регионе.
Для Сибири и Дальнего Востока остается актуальной проблема подготовки учителей всех дисциплин, предусмотренных учебными планами школ разного типа, в том числе и вновь вводимых - экологии, валеологии и ряда других.
Следует ли при этом без конца множить число факультетов и отделений?
Барнаульский государственный педагогический университет в соответствии с потребностью региона в специалистах широкого профиля пока в порядке эксперимента дает возможность будущим наставникам на второй ступени обучения (III-V курсы) наряду с основными освоить дополнительные профессиональные образовательные программы и приобрести дополнительные квалификации: организатора образования, социального педагога, практического психолога, социолога (математический факультет, факультет физической культуры); руководителя кружков технического творчества (физический факультет); переводчика-референта (факультет иностранных языков); воспитателя с правом обучения детей английскому и немецкому языкам, логопеда, практического психолога (педагогический факультет); преподавателя истории мировой культуры, исторического краеведения и права (исторический факультет); учителя русского языка с правом преподавания на немецком языке (филологический факультет) (2, С.20).
Успешное решение обозначенных нами проблем возможно
лишь при условии объединения усилий коллективов педагогических
учебных заведений и органов образования восточных районов, в частности,
в рамках сибирского соглашения. В этом отношении немалые надежды
связываются с научной деятельностью Международной академии наук
педагогического образования, ее региональных отделений.
Источники:
1. Деловая книга РАУ: Россия - 93 (2-е изд. испр. и доп.). - М.: Агентство "Образование", 1993.
2. Многоуровневое педагогическое образование: проблемы, решения, перспективы/ Научные редакторы М.П.Костикова, П.К.Одинцов: Межвузовский сборник научных статей. Барнаул, изд-во БГПУ, 1995.
3. Образование в Российской Федерации в 1992 г. М.: Республиканский Информационно-издательский центр, 1993.
4. Справочник для поступающих в высшее учебное заведение Российской Федерации в 1993 г. М.: Высшая школа, 1993.
5. База данных "Образование" БГПУ.
6. Школа Сибири за 60 лет Советской власти. Барнаул: Алт. кн.
изд-во, 1982.