ЗЕМСКИХ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ
ОБРАЗОВАНИЕМ
(ОСЕНЬ 1917 -
ЗИМА 1918 ГГ.)
Гончаров Василий
Никандрович - академик, председатель Сибирского отделения Международной академии наук педобразования, ректор Барнаульского государственного педагогического
университета. Основные научные интересы связаны с проблемами истории и экономики образования, им опубликовано свыше 150 научных работ, из них восемь монографий. |
Чеховских Константин
Анатольевич - аспирант кафедры политистории Барнаульского государственного педагогического
университета. Работает над проблемами развития народного образования в системе общественно-политических отношений на Алтае в период 1917-1921 гг. |
Осенью 1917 года молодые сибирские земства в том числе алтайское приступили к реорганизации системы народного образования. Преобразования проводились в рамках государственных реформ системы народного просвещения России и системы гражданского управления в Западной Сибири. С самого начала введения земства в Сибири в июне 1917г., их сфера деятельности в области культуры и просвещения была определена в статьях государственного наказа "Временное положение о земских учреждениях в Архангельской губернии и в Сибири"(1). В этом документе земствам предоставлялось право создания системы земских общеобразовательных, профессиональных и специальных учебных заведений, а также сети учреждений дошкольного и внешкольного образования. Земствам поручалось книгоиздательство и
организация книжной торговли, создание общественных библиотек и музеев, охрана памятников истории и культуры и многое другое (2).
Для осуществления управления народным образованием и процессами развития этой сферы в системе земских органов самоуправления, при губернских и уездных земских управах осенью 1917 г. в Сибири создавались общественно-представительные органы-комитеты по народному образованию. Руководством по их организации служили "Временные правила об управлении школами и делами народного образования в губерниях, уездах и городах", разработанные Государственным комитетом при Министерстве народного просвещения (3). Этим документом пользовались земства Алтайской губернии при создании системы управления народным образованием.
Алтайский губернский комитет по народному образованию был создан на губернском совещании представителей городов и уездных земств 12 сентября 1917 года (4). В работе совещания приняли участие члены Алтайского губернского исполнительного комитета (губернская земская управа) Г.Бычков и П.Парфенов, от барнаульской городской управы - С.Тараканова-Спекторская. Министерство народного просвещения представлял В.М.Курочкин - инспектор народных училищ 1-го района Барнаульского уезда, барнаульский союз учителей - В.А.Духанин и Общество попечения о начальном образовании - Т.М.Ярославцев (5).
15 сентября на заседании Алтайского губисполкома был утвержден предложенный совещанием состав комитета по народному образованию. В него вошли три представителя от губернского союза учителей и по одному представителю от уездных отделов по народному образованию, городского самоуправления, объединенных родительских комитетов, Общества попечения о начальном образовании, совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, союза кооперативов и Министерства народного просвещения (6). Председателем губернского комитета по народному образованию был назначен Петр Семенович Парфенов (7).
Губисполком отклонил предложение совещания пригласить заведующего в отдел по образованию, избранный совещанием в составе губернского комитета по народному образованию. Отказ мотивировался тем, что губернским земским Собранием еще не была утверждена смета оклада жалования заведующему отделом образования. Поэтому губисполком решил ограничиться приглашением в отдел только секретаря (8). На эту должность была приглашена Екатерина Павловна Литвиненко (9).
В ноябре 1917 года губернским отделом по народному образованию было разработано "Положение о губернском отделе по народному образованию"(10). Согласно этого документа, губернский комитет по образованию переименовывался в отдел по народному образованию. При этом сохранялись его функции и прежняя структура, но обязательным членом губернского отдела по народному образованию, стал представитель Министерства народного просвещения. Так же как и комитет, отдел структурно состоял из двух частей. Первая, состоявшая из выборных представителей, являлась совещательным органом. Вторая, представленная служащими губисполкома (заведующий. секретарь, делопроизводитель и машинистка), выполняла исполнительные функции (11).
В своей деятельности губернский отдел по народному образованию подчинялся распоряжениям губисполкома, который утверждал или отклонял решения губернского отдела (12). Однако, в случае, если отдел был не согласен с решением губисполкома, он мог обратиться с апелляцией к губернскому земскому Собранию (13). Также в отдел, при необходимости, могли быть кооптированы специалисты с правом совещательного голоса (14). Последнее обстоятельство значительно расширяло сферу деятельности отдела и подчеркивало общественный характер этого органа.
В конце ноября 1917 года губернский отдел по народному образованию разослал "Положение об отделе по народному образованию" во все уездные управы в качестве руководства по организации уездных отделов. Этот документ являлся отражением первого опыта алтайских земств в деле строительства земской системы народного образования. В этом плане ценным приобретением стал опыт Бийского уездного земства. Там с самого начала создания земской управы, народное образование возглавлял председатель этой управы М.К. Зятьков.
В практической деятельности бийчан по решению проблем организационного строительства системы управления в сфере просвещения прослеживается системный подход. Первоначально при Бийской уездной земской управе был создан отдел по образованию в составе заведующего отделом, секретаря и писца. Отдел занимался организационно-подготовительной работой и сбором информации о положении дел в народном образовании в Бийском уезде (15). На основе собранного материала отделом были подготовлены планы развития народного образования в уезде. Затем, по инициативе управы, был сформирован уездный комитет по народному образованию (16). В его состав вошли представители уездного земства, учительского союза, Алтайской Горной Думы и алтайского учительства, союза кооператоров и Общества попечения о начальном образовании. Служащие отдела по народному образованию не вошли в состав комитета по народному образованию, за исключением заведующего отделом, он стал председателем этого комитета (17).
Кроме основной функции - руководство народным образованием в уезде, комитет осуществлял связь уездных органов власти с общественностью. Одним из первых мероприятий комитета в этой области стала организация системы школьного попечительства в Алтайской губернии. Посредством этих общественных органов комитет по народному образованию привлекал население уезда к делу школьного строительства и прежде всего, в сельской местности, где формы общественной деятельности в сфере образования были развиты очень слабо.
К 16 октября 1917 года структура Бийского уездного комитета по народному образованию изменилась. В составе его отдела по образованию были сформированы секции школьного и дошкольного образования. Секция внешкольного образования выделилась в самостоятельный отдел. Его создание было вызвано потребностью населения уезда в грамотности, уровень которой составлял 28,8% (жители 8-60 лет) (18). Тогда же из состава основного комитета по образованию выделился "малый комитет", в отличие от основного, работавшего два раза в неделю, он работал ежедневно. Выделение "малого комитета" обозначило наметившуюся в Бийском уезде осенью 1917 года тенденцию перехода системы управления народным образованием из общественной в сферу профессиональной компетенции.
Так же как и в Бийском уезде, в Славгородской уездной управе в конце лета 1917 года был учрежден отдел училищ. Но работу в этом отделе по совместительству выполнял делопроизводитель из отдела беженцев (19). По словам председателя уездного исполкома К.Г.Худякова, такая постановка дела в сфере управления образованием была вызвана отсутствием средств в управе на содержание полного штата служащих (20). В начале сентября в общественных организациях Славгородского уезда прошли выборы представителей в уездный комитет по народному образованию. В его состав вошли представители уездного исполкома - Г.К.Худяков и К.Т.Шиптя, от учительского союза - П.И. Мансуров, А.И. Светлова, Ф.Ф.Фрезе, Б.Г. Гардер, С.С. Сретенская, И.О. Сенянская и И.А. Рудик. Уездный совет крестьянских депутатов представлял Ф.З.Рыбалко, а совет рабочих и солдатских депутатов - З.В. Печеркина. От центрального комитета немцев-колонистов вошли П.А. Фризен и Д.Г. Гардер; от Кулундинской центральной рады - П.П. Сенявский и от мусульман Набиулла Галлиулин (21).
Первое собрание комитета по народному образованию состоялось 13 сентября. Закрытой баллотировкой на этом заседании было избрано исполнительное бюро. В его состав вошли Ф.С. Бахметский (член уездного исполкома) и учителя Ф.Ф.Фрезе и А.А.Поспелова. Учителя, избранные в бюро, остались на своих прежних учительских местах (22). Это свидетельствует о том, что исполнительное бюро Славгородского комитета по народному образованию являлось общественным органом. К концу октября 1917 года в Славгородской уездной управе завершилось формирование школьного и внешкольного отделов (23).
В отличие от Бийского и Славгородского уездов, где инициатива в создании уездных органов управления образованием исходила от земства, в Каменском уезде с такой инициативой выступил учительский союз города Камня (24). 21 сентября 1917 года состоялось первое заседание Каменского уездного школьного отдела, так назвали свой представительный орган его организаторы. В состав школьного отдела вошли представители уездной земской управы - А.А. Бернадский, М.Ф. Лисица и Д.В. Свиршевский (25). Учительский союз представляли Л.А. Алферов, В.Н. Голованов и М.В.Яковлев (26). От городского самоуправления присутствовал В.И. Митин (27). Из состава отдела было выделено бюро. Его возглавил Р.П. Щербаков, в то время инспектор народных училищ 2-го района Барнаульского уезда. Он же стал заведующим школьным отделом. Секретарем бюро стал Л.А. Алферов и членом бюро - А.А. Бернадский. Позднее в состав школьного отдела был введен представитель каменского союза кооператоров (28).
Отношения школьного отдела с уездной управой с самого начала не задались. В Каменской управе школьный отдел рассматривали как структурную часть управы. Однако учителя, входившие в школьный отдел, работали в нем на общественных началах. Союз учителей Каменского уезда, имел в школьном отделе большой вес и считал отдел своим представительным органом, посредством которого союз отстаивал права и интересы учителей уезда. Таким образом, Каменский школьный отдел, сформированный из представителей уездной администрации и учителей, превратился в арену столкновения корпоративных интересов и амбиций (29).
На заседании школьного отдела 24 октября, между учителями и членами управы возник конфликт по поводу реорганизации Ильинской начальной школы. Учителя указывали на абсурдность открытия там двухклассной школы, при острой нехватке учителей и учебных пособий. Управа считала, что нужно удовлетворить ходатайство Ильинского общества и открыть второе отделение. Видя неуступчивость школьного отдела, Каменская управа решили реорганизовать школьный отдел в структуре подразделение земской управы (30). В ответ на это решение исполкома, союз учителей Каменского уезда обратился в губернский отдел по народному образованию, к губернскому комиссару и барнаульскому союзу учителей с требованием прекратить "незаконные новшества Каменской земской управы"(31). Эти и другие радикальные шаги учительского союза, вынудили управу отменить решение об организации нового отдела и восстановить прежний школьный отдел, но в его состав вошел председатель Каменской уездной управы П.А. Головач (32). В начале декабря 1917 года при Каменской уездной управе был сформирован внешкольный отдел. Его заведующим стал А.Г. Александров (33).
Наряду с органами управления народным образованием других уездов, Каменские уездные отделы (школьный и внешкольный) составили губернскую земскую систему управления народным образованием на Алтае.
В начале января 1918 года Алтайский губернский отдел по народному образованию разослал во все уездные управы Законопроект Министерства народного просвещения "Об упразднении учебно-окружных управлений и временном устройстве управлений учебными округами", с пометкой "Для сведения и руководства"(34). Согласно Законопроекта, в России, в том числе в Сибири, временно сохранялась прежняя учебно-окружная система управления образованием, но в измененном виде. При попечителях учебными округами учреждались временные окружные комитеты. В их состав входили: попечитель и лица, как и попечитель, назначаемые правительством, а также избранные представители губернских самоуправлений, отделов по народному образованию, родительских и учительских организаций (35). Временными окружными комитетами созывались окружные совещания из представителей губернский и уездных самоуправлений и общественных организаций.
Как указывалось в Законопроекте, временные
окружные комитеты и их учреждения - окружные совещания, создавались
для передачи учебных заведений, находившихся в подчинении попечителей
учебных округов, в ведение губернских самоуправлений. По окончании
передачи, должность попечителя, его концелярию, а также временные
окружные комитеты предполагалось упразднить (36). В этом случае,
губернская система управления становилась основным звеном всероссийской
системы управления народным образованием. Вертикаль управления
в этом случае представлялась в виде трех звеньев: Министерство
народного просвещения - губернский отдел по народному образованию
- уездный отдел по народному образованию. Однако, в январе 1918
года в цепочке управления сохранялись попечитель учебного округа
и временный окружной комитет.
Примечания:
1. ГААК Дф-233, Оп.1. Д.15. Л.002.
2. Там же. Л.015.
3. Народный учитель. 1917, ╧╧ 21-24.
4. Отчет о деятельности Алтайского губернского исполнительного комитета (август 1917 - январь 1918 гг.). Барнаул. 1919. С.113.
5. ГААК Дф-233. Оп.5. Д.9. Л.26.
6. Там же. Л.26, 26 об.
7. Там же.
8. Там же.
9. ГААК Дф-233. Оп.1. Д.17. Л.74.
10. ГААК Дф-226. Оп.1. Д.4. Л.6, 7.
11. Там же. Л.7.
12. Там же.
13. Там же.
14. Там же.
15. Там же. Л.14, 15.
16. Там же.
17. Там же.
18. Подсчитано. Бюллетени Алтайского статистического бюро. 1920. ╧ 1. С.2-4.
19. ГААК Дф-233. Оп.1. Д.5. Л.5.
20. Там же.
21. ГААК Дф-226. Оп.1. Д.4. Л.2.
22. Там же.
23. ГААК Дф-233, Оп.1. Д.5. Л.8.
24. ГААК Дф-226, Оп.1. Д.6. Л.1 об.
25. ГААК Дф-226, Оп.1. Д.4. Л.4.
26. ГААК Дф-226, Оп.1. Д.6. Л.6.
27. ГААК Дф-226, Оп.1. Д.4. Л.4.
28. Там же. Л.11.
29. Там же. Л.155, 155 об.
30. ГААК Дф-226. Оп.1. Д.6. Л.16 об.
31. Там же.
32. Там же. Л.6, 7.
33. Там же. Л.19.
34. Там же. Л.21-23.
35. Там же. Л.23 об.
36. Там же. Л.23.