Наша молодежь имеет право получать

хорошее образование бесплатно

Барнаульский государственный педагогический университет - старейшее учебное заведение Алтайского края. Почти четверть века его возглавляет один из самых опытных ректоров педагогических вузов России, президент Сибирского отделения Международной академии наук педагогического образования, член-корреспондент Международной академии информатизации и Академии высшей школы, профессор Василий Никандрович Гончаров. За годы своей работы в университете он подготовил сотни учителей. Его выпускники работают практически в каждой городской и сельской школе Алтайского края. Одним из самых важных событий в истории вуза за последние годы Василий Никандрович считает открытие здесь Сибирского отделения Международной академии наук педагогического образования.

- Открытие такого отделения у нас свидетельствует о том, что наш вуз стал центром развития научной педагогической мысли в Сибири. Это даст нам возможность поднять подготовку специалистов на качественно новый уровень. Такой шаг обязывает нас ко многому. Особенно, если вспомнить о том, как сложно решался вопрос, какой из сибирских вузов сделать базовым. Поступали предложения о создании отделения на базе одного из педагогических вузов: новосибирского, томского или барнаульского. Было принято решение открыть его у нас - в БГПУ.

- Василий Никандрович, на одном из первых заседаний президиума Сибирского отделения Международной академии наук педагогического образования вы были выбраны его председателем. Как будет связана деятельность отделения академии и университета?

- Самым непосредственным образом. Начиная хотя бы с того, что в его состав вошли ведущие ученые-педагоги и психологи нашего университета. Помимо того, все перспективные направления работы Сибирского отделения - это те научные направления, которые уже не первый год разрабатываются в нашем вузе. Я могу назвать целый ряд общих тем: "Управление образованием", "Инновационные процессы в образовании", "Национально-региональный аспект образования", "Валеология", "Психология" и целый ряд других, актуальных для сегодняшней педагогики. Помимо этого, в рамках работы СО МАПО будет рассматриваться целый ряд вопросов, касающихся организации современного учебного процесса в вузах. Например, в Барнаульском и Омском педагогических университетах уже больше двух лет идет работа по экспериментальному внедрению системы компьютерных тестов на вступительных экзаменах. По словам ректора Омского педуниверситета Константина Чуркина, принимающего участие в работе Сибирского отделения Международной академии наук педагогического образования, в этой работе пока больше вопросов, чем ответов, тем не менее, если эксперимент приведет к положительным результатам, то хотя бы от одной проблемы во время вступительных экзаменов ректоры и приемные комиссии будут избавлены: педагогов перестанут осаждать родители абитуриентов с просьбами о протекции. Абитуриента будет экзаменовать машина, которая не может помешать или помочь ему поступить. Все будет зависеть только от него.

- Что будет предпринято в области международной деятельности Сибирского отделения?

- В области международной деятельности Сибирского отделения академии в этом году запланировано проведение международных научно-практических конференций, а так же развитие связей с зарубежными учебными заведениями и детальное изучение их опыта в различных областях, в частности в сфере социальной педагогики. Кстати, совсем недавно на базе нашего университета прошла международная научно-практическая конференция "Культура и текст". В ней приняли участие ученые лингвисты, филологи, журналисты и психологи вузов России, ближнего и дальнего зарубежья. В прошлом году в нашем университете прошла крупномасштабная международная конференция под эгидой ЮНЕСКО "Проблемы образования в поликультурном обществе", значение которой невозможно переоценить.

- Как вы относитесь к недавней ликвидации министерства образования?

- Это значительные перемены. Помимо того был ликвидирован и государственный комитет по высшему образованию. На их месте создано министерство общего и профессионального образования.

Я думаю, что и в позиции нового министерства наш вуз займет достойное место. Мы уже много лет существуем как экспериментальный педагогический вуз. Надо просто не иметь головы, чтобы закрыть эксперимент по внедрению многоуровневой подготовки. По нашему опыту уже работают многие педагогические вузы.

- Будет ли новый министр Владимир Кинелев помогать вам в строительстве дома для семейных студентов и студенческой столовой, как это делал его предшественник Евгений Ткаченко?

- Я надеюсь на финансовую поддержку министерства. И не только. Ведь наш университет развивает целый ряд новаторских проектов. При поддержке немецких специалистов создан Центр Модераторов. Его цель - переподготовка и повышение квалификации преподавателей немецкого языка. Быстрыми темпами развиваются связи с учебными заведениями США, Швейцарии, Франции, Китая. Думаю, что такие проекты не могут не найти поддержки в новом министерстве. Я обеспокоен тем, что новый министр Владимир Кинелев не сразу сможет направить нужные усилия на решение проблем средней школы. Все-таки он специалист в сфере высшего образования. Тем не менее, та сложная обстановка, которая характерна сегодня для системы образования, требует самого пристального внимания. Он должен быть готов к немедленному решению проблем средней школы.

- Василий Никандрович, в связи с тем, что образование сегодня у нас финансируется крайне плохо, во многих вузах сейчас идет резкое сокращение числа студентов.

- Что касается нашего университета, то несмотря на финансовые трудности, мы набор студентов не сокращаем, а наоборот с каждым годом его увеличиваем. В этом году мы приняли на 1-ый курс 1800 человек.

- Василий Никандрович, вы сторонник того, что за образование нужно платить?

- Нет, я настаиваю на том, что наша молодежь должна иметь возможность получить хорошее образование бесплатно. Именно поэтому мы из года в год увеличиваем набор студентов. В этом году из 1800 первокурсников на договорной основе принято только 200 человек Эти 200 человек приняты дополнительно к основному набору. Все остальные будут у нас учиться бесплатно и получать стипендию от государства. Мы увеличиваем набор студентов, потому что в школах на сегодняшний день не хватает специалистов. И в городских и сельских. Часто то там, то здесь появляются объявления о том, что требуются в школы учителя по литературе, по немецкому, по физкультуре. Мы не удовлетворяем потребности народного хозяйства. И увеличивая число студентов, знаем, что мы не готовим безработных.

- Василий Никандрович, с каждым годом сельским школьникам становится все труднее поступать в вузы. Каким образом вы решаете эту проблему? Раньше, помнится, в педагогическом университете существовал целевой набор для сельских школьников. Они могли поступать на льготных условиях.

- Да, целевой набор для сельских школьников существовал. Но за последние годы, к сожалению, большинству сельских школьников такое право предоставляется по протекции руководителей от образования. Очень много подобных документов выдается не тем, кто достоин учиться в вузе, а тем, кого удается протолкнуть мамам и папам. Я считаю, что это неправильно. Но отказываться от идеи льготного поступления школьников из отдаленных сельских школ мы тоже не можем. Никто из учеников не виноват, что в школе просто не было учителя английского или литературы. Поэтому мы приняли решение на зачислении учитывать, что к нам поступают сельские школьники и давать им право поступить в наш вуз при меньшем количестве набранных баллов, по сравнению с городскими.

- Что-то еще делается в университете для подготовки сельских школьников в вуз?

- При нашем университете создан и уже пять лет существует педагогический лицей, куда принимаются ученики из сельских школ для профессиональной подготовки с целью дальнейшего поступления в вузы. В настоящее время лицей - это одна из очень немногих возможностей для сельских школьников подготовиться к поступлению в вуз. В нашем лицее сельские школьники учатся в 10-11 классах по следующим направлениям: математическому, филологическому, физическому, историческому, иностранным языкам, педагогике и психологии дошкольного воспитания и начального обучения. Сейчас там учатся около двухсот школьников, половина из них живут при лицее, обеспечены питанием. С ними занимаются не только педагоги, но и воспитатели. Потом большинство из них поступает на соответствующие факультеты нашего вуза, а те, кто желают, могут поступить в любой другой.

- Каким образом педагогический университет реагирует на новые требования школы, которые она сейчас выдвигает?

- На сегодняшний день в России 76% детей больны. Требуется новый специалист - валеолог. Поэтому в этом году мы открыли новую специальность - валеологию, что означает обеспечение безопасности жизнедеятельности. Помимо того, в связи с требованиями времени мы расширяем ряд специализаций в вузе. Введены психология и методика дошкольного образования, психология и иностранный язык, психология и валеология, математика и немецкий язык. Нам необходимо обучать студентов других специальностей немецкому языку, потому что такие специалисты требуются в районы с немецким населением. Несколько лет назад мы ввели специализацию : математика и информатика. Теперь этого недостаточно, и мы добавили к этому математику и экономику, математику и иностранный язык...

Для чего мы это делаем? Поток абитуриентов в вузы в ближайшие годы будет уменьшаться. Идет падение рождаемости детей. В таких условиях наш университет должен оставаться конкурентоспособным и не потерять своего абитуриента. Есть еще одна причина, по которой мы расширяем круг специализаций. Детей в школах ведь тоже становится меньше.

Приходит в школу наш выпускник, например, исторического факультета, а преподаватель истории не нужен. Тогда он сможет переключиться на другой предмет. Мы дали ему такую возможность. И он будет преподавать немецкий. Таким образом мы сможем социально защитить наших выпускников.

- Как решается в БГПУ проблема улучшения кадров?

- Прежде всего мы создаем такие условия, в которых не будет сокращения профессорско-преподавательского состава. Наоборот, с каждым годом у нас происходит рост профессорско-преподавательского состава. В настоящее время в нашем университете работают 475 преподавателей. За последние 2 года коллектив увеличился практически на 40 человек. В нашем вузе работают 4 академика, 8 членов-корреспондентов, 34 доктора-профессора, 212 кандидатов наук.

- Василий Никандрович, вы уже много лет руководите вузом. Что вас особенно беспокоит на сегодняшний день, если не говорить об экономических проблемах?

- Я обратил внимание, что в последние годы идет повальная девальвация золотых медалей наших выпускников. Меня это настораживает. В прошлом году из 222 медалистов, поступающих в вуз, подтвердили медаль только... 17 человек. В этом году из 265 - медаль подтвердили 72 человека. То есть, наши выпускники, как городские так и сельские, получают оценки, которые фактически не соответствуют уровню их знаний. Оценки эти завышены. Я думаю, что эту негативную тенденцию нужно пресечь и как можно скорее. Наше образование от этого только выиграет.

- Каковы дальнейшие перспективы вуза?

- Говоря о перспективах, нужно отметить, что сегодня особую остроту в вузах приобретают не только проблемы образования, но и проблемы воспитания. Воспитательная работа со студентами в вузах сошла на нет. Такое положение вещей нас не устраивает. Поэтому в нашем университете введена должность проректора по воспитательной работе. Уже не первый год на этом посту трудится Лидия Мироновна Растова. Именно благодаря ее инициативе и поддержке у нас создана академическая студенческая капелла, студенческий театр, образована кафедра искусств и успешно работает факультет дополнительных педагогических профессий. На нем обучаются около двух тысяч студентов. Помимо педагогической профессии каждый студент получит дополнительную специальность и сможет открыть в дальнейшем в школе кружок по пению, по рукоделию, танцевальный, художественный, спортивный и т.д.

Интервью вела Светлана Ляпунова