Буравихин Виктор
Анатольевич - доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Заслуженный деятель наук России, проректор по научной работе Московского государственного открытого педагогического университета, президент Международной академии наук педагогического образования. Автор более 300 научных работ, в том числе монографий, учебных пособий, изобретений, патентов в областях физики магнитных пленок, физики твердого тела, микроэлектроники, педагогического, профессионально-технического и непрерывного образования. | УЧИТЕЛЬ
И
ОБЩЕСТВО I. Школа оказывает огромное воздействие на общество, либо воспроизводя сложившиеся в нем стереотипы, либо работая на его совершенствование. Какова школа, таковы во многом общество и государство. В свою очередь школа такова, каков учитель, который не только выполняет свои профессиональные обязанности, но и выступает активным субъектом прогресса. В сущности учитель - центральное звено в цепи поколений. Учитель - творец, который должен быть в непрерывном поиске новых знаний, все более адекватных подходов к постоянно развивающейся личности ученика, утверждая человека в человеке. В условиях тоталитарной системы творческой потенциал учителя не был полностью востребован. Большую настороженность и нетерпимость вызывали педагоги с инициативой, с собственным мнением.
|
И все-таки "учительства особенный талант" решительно заявлял о себе. У нас сформировался учитель нового типа, органически соединяющий в себе высокий профессионализм, гражданственность, социальную активность и ответственность. Российское учительство - золотой фонд нации, душа и мозг отечественной школы.
В настоящее время систему педагогического образования России составляют сто педагогических вузов, более ста институтов повышения квалификации учителей, около четырехсот педагогических училищ.
Происходят структурные изменения в сети педагогических учебных заведений.
Статус педагогического университета получили 41 педагогический институт. В педагогический колледж реорганизуется каждое девятое педагогическое училище.
Наряду с институтами усовершенствования учителей и институтами повышения квалификации создаются институты развития образования, учебно-педагогические комплексы.
Создается Государственный образовательный стандарт высшего педагогического образования, позволяющий выделить обязательный минимум содержания и обязательный уровень подготовки учителей по каждой из 41 педагогической специальности и более ста специализаций.
Введена подготовка педагогических кадров по новым специальностям, таким, как "психология", "коррекционная педагогика", "социальная работа", "социальная педагогика", "культурология", "экономика", "юриспруденция", "информатика", "экология", "философия", "валеология" и др. В 37 вузах ведется многоуровневая подготовка учителей.
Планируется создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров государственных, муниципальных управлений образования, образовательных учреждений.
Между тем, диалектика общественного развития в настоящее время породила ситуацию, когда далеко не все педагоги стали соответствовать своему статусу. Драматизм этой ситуации усугубляется тем, что происходит фактическое отчуждение учителя от культуры, от науки, от школы, от ребенка. Похоже, учителя сегодня обескуражены, они пребывают в духовной растерянности, их тяготит идейная неопределенность, вызванная, как считают многие из них, стихийной сменой общественных ориентаций.
Остаточный принцип финансирования социальной сферы больнее всего ударил именно по педагогической интеллигенции. Несмотря на периодически проводившиеся повышения ставок и окладов, заработная плата работников образования ниже, чем в среднем по народному хозяйству. В особенно трудном положении находятся молодые учителя. Но дело не только в зарплате. Учителя по прежнему плохо обеспечены жильем, причем перспективы в этом отношении у них даже хуже, чем у других категорий трудящихся, так как система образования не располагает собственными фондами социального развития. По данным социологов, каждый пятый учитель оценивает свои жилищные условия как плохие, каждый третий - как весьма посредственные. Треть обследованных педагогов страдают заболеваниями нервной системы, четвертая часть - сердечно-сосудистыми заболеваниями, еще столько же - желудочно-кишечными и другими заболеваниями, требующими, как правило, санаторно-курортного лечения.
За время работы большинство опрошенных педагогов ни разу не были в домах отдыха, не лечились в санаториях, не путешествовали по туристическим путевкам.
Почти двадцать процентов учителей не имеют личных
библиотек, а у шестидесяти - дома менее 300 книг. Отсутствие собственных
библиотек - явление для учительства не просто ненормальное, но
и противоестественное. Вспомним: в библиотеке сельского учителя
В. А. Сухомлинского было более 10 тысяч книг.
В этой связи уместным представляются размышления
Е.И. Рерих: "Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете.
Стыд тем, кто знает, что детей учит бедствующий человек. Не только
срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения,
но и знак невежества. Можно ли поручить детей человеку удрученному?
Можно ли забывать, какое излучение дает горе? Можно ли не знать,
что дух подавленный не вызывает восторг? Можно ли считать учительство
ничтожным занятием? Труд учителя должен быть вознагражден не только
материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших
ступеней государства... Народ, забыв учителя, забыл свое будущее."
Высокое социальное положение и материальная независимость - необходимые условия успешной реализации "человекообразующей" функции педагога. Учитель не может, не имеет права останавливаться в своем научном, духовном, педагогическом, идейном росте. Ему нельзя превращаться в верстовой столб, который указывает дорогу другим, а сам стоит на месте.
Однако сегодня перед учителем встает дилемма: либо прозябать в нищете, жить, довольствуясь предельным минимумом средств, необходимым для биологического поддержания жизни, либо включаться в рыночные отношения, работать не там, где нужно народу, где велит совесть, а там, где ему будут больше платить, где родители учеников достаточно богаты. В этих условиях можно прогнозировать все возрастающий дефицит педагогических кадров в общедоступной государственной школе, отток из нее квалифицированных специалистов.
Происходит старение педагогических кадров. Сейчас в образовательных учреждениях Российской федерации работает 140 тыс. пенсионеров, учебная нагрузка учителя часто достигает 40 часов в неделю.
Вполне понятно, что в массовую и альтернативную школу должен прийти учитель, умеющий не только обслуживать традиционные педагогические и социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.
К сожалению, существующая в стране система педагогического
образования ни по научно-экономической проработке, ни по своим
масштабам, ни по своему качеству не соответствует современным
требованиям к подготовке высококвалифицированных специалистов,
способных готовить подрастающее поколение к жизни и деятельность
на уровне современной науки, техники, культуры, искусства, в сложных
экологических условиях, в условиях информатизации общества, рыночной
экономики, существования и взаимодействия государственной и частной
собственности.
Процесс подготовки педагогов, отвечающих требованиям мирового стандарта, сдерживается рядом принципиальных обстоятельств:
- несоответствием современного образования и подготовки учительских кадров социально-экономическим и общественно-политическим преобразованиям в стране;
- несбалансированностью технократических и гуманитарных направлений в процессе обновления содержания, форм и методов школьного и педагогического образования;
- неразработанностью проблем педагогического образования, связанных с его информатизацией и компьютеризацией, отсутствием новых информационных технологий обучения;
- несовершенством систем педагогической профориентации и диагностической службы отбора абитуриентов в педагогические учебные заведения;
- отсутствием гибкой системы дифференцированной подготовки учителей, в том числе для работы в новых типах школ (гимназиях, лицеях, колледжах, частных школах);
- отсутствием обязательной государственной системы повышения квалификации учителей и преподавателей педагогических учебных заведений;
- слабостью научной разработки проблем организации управления и подготовки педагогических кадров, координации исследований, недостаточным учетом мирового педагогического опыта;
- отсутствием государственной системы подготовки и повышения квалификации руководителей управлений образованием и учебными заведениями;
- несовершенством и ограниченностью финансирования
подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических
кадров, недифференцированной системой оплаты труда учителей и
студентов, слабой материальной базой школ и педагогических учебных
заведений.
Необходимо признать, что до сего времени не создана система непрерывного педагогического образования. В основу процесса формирования учителя не поставлена личность будущего специалиста. Студент по-прежнему выступает объектом массового педагогического воспроизводства, не выявляется и не формируется его творческая педагогическая индивидуальность. Все меньше мужчин среди учителей. Принимая во внимание все социально-экономические и бытовые условия, надо признать, что это явление - симптом падения престижа профессии учителя. В данное время 84% учителей - женщины. Нет нужды доказывать, какой минус для школы столь малый процент учителей-мужчин.
Учет данных обстоятельств требует инновационных подходов к определению целей педагогического образования, к моделированию личности современного учителя и его профессиональной деятельности.
Необходимо непрерывно обновлять содержание педагогического образования, которое должно безусловно соответствовать мировому уровню, основываться на прогнозных оценках, адекватно отвечать социально-экономическим, культурологическим, научно-техническим процессам в обществе, учитывать федеральные и муниципальные требования.
В коренной модернизации, особенно в связи с введением Государственных образовательных стандартов, нуждается учебно-методическое обеспечение: учебные планы, программы, учебная и методическая литература, наглядные пособия, технические средства обучения, компьютерная техника.
Профессия учителя тесно связана с развитием науки. Творческий труд самого учителя становится все более похожим на труд ученого: стремлением к анализу и обобщениям, опорой на современную методику. Подготовить такого учителя можно только в том вузе, где учебно-воспитательная работа органически связана с научной. И тут не обойтись без стройной системы исследовательской деятельности студентов, охватывающей весь период обучения. В учебных планах педвузов пора увеличить время на различные виды научно-исследовательской работы студентов, в частности, на чтение лекций по методам научных исследований, на спецcеминары, на выполнение курсовых и обязательной дипломной работы. Необходимо, чтобы старшекурсники вместе с преподавателями, научными сотрудниками проводили исследования на кафедрах, в школах, в экспедициях, в научных лабораториях.
Качественные изменения в подготовке и переподготовке педагогических кадров возможны лишь при условии приоритетного финансирования и материального обеспечения этой отрасли.
Материально-техническая база педагогических учебных заведений по-прежнему остается неудовлетворительной. Учебное, научное оборудование устарело или вообще отсутствует. Уже много лет не издается и не переиздается учебно-методическая литература.
Расширение подготовки педагогических кадров с высшим образованием сдерживается нехваткой учебных помещений, и без того небольшое количество научно-исследовательских лабораторий буквально тает, уступая коммерции.
По существующим нормативам, учебно-лабораторная площадь на одного студента педвуза - 14,5 кв.м., фактически же она сегодня едва составляет - 6,7 кв.м., в педагогических училищах - 5,8 кв.м. (учебная площадь).
Местами в общежитии обеспечены более половины нуждающихся студентов педвузов.
В силу указанных причин, из года в год в общеобразовательных школах не хватает учителей.
На протяжении многих лет практически не улучшается качественный состав российского учительства.
Бедственное состояние такой важной сферы, как образование, объясняется недооценкой ее значения на протяжении многих десятилетий, прежде всего со стороны государства. Неоднократные попытки реформировать общеобразовательную и профессиональную школу не давали и не могли дать желаемых результатов, поскольку не затрагивали основ сложившейся малоэффективной системы, не решалась проблема приоритетного образования.
Между тем, хорошо известно, что подобная недальновидная практика, оборачивается значительно большими потерями в нравственном состоянии общества, в материальном производстве и всех других сферах жизни.
Проблемы, связанные с подготовкой, повышением квалификации, самообразованием, с условиями жизни, быта и деятельности учителей, многогранны. Они давно назрели и сегодня требуют безотлагательных, заинтересованных, оперативных и фундаментальных государственных решений.
Назрела настоятельная необходимость в разработке
государственных программ: "Учитель", "Педагогическое образование".
Программа "Педагогическое образование" может быть эффективно направлена на решение следующих задач:
- принципиальное обновление содержания и учебно-методического обеспечения подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- разработка новых технологий подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, отражающих уровень, достигнутый современными фундаментальными и прикладными науками, дифференциацию и индивидуализацию обучения, а также передовой опыт;
- развитие и совершенствование системы обеспечения непрерывного педагогического образования, создание многофункциональных центров для удовлетворения образовательных потребностей учителей;
- создание государственной системы подготовки и повышения квалификации руководителей управлений образованием и учебными заведениями;
- создание необходимых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации национальных педагогических кадров;
- разработка стратегии информатизации педагогического образования, создание структуры центров его информатизации;
- производство относительно дешевых видео-звуковых персональных компьютеров и перевод содержания учебной литературы на видео-звуковые дискеты;
- плановое, целенаправленное развитие материально-технической, финансовой, информационной базы всей системы подготовки и повышения квалификации учителей;
- создание научно- и экономически обоснованной сети педагогических учебных заведений, обеспечивающих удовлетворение потребностей общеобразовательных школ и других учебно-воспитательных учреждений в педагогических кадрах;
- подготовка пакета государственных нормативных документов, обеспечивающих экономическую, социально-правовую защищенность учителя.
Приходится констатировать: имеющийся в стране научно-практический
потенциал в условиях разобщенности и несогласованности исследований
в области педагогического образования используется неудовлетворительно.
Назрела потребность в разработке Федеральной комплексной программы
научных исследований по проблемам педагогического образования:
среднего, первой, второй ступеней высшего педагогического и университетского
образования. Следует корректировать технологии разных форм педагогического
образования: вечернего, заочного, дистанционного, экстернатного.
II. Педагогическое образование - главное звено во всей системе образования. Это - ядро всей системы.
Рассматривая более подробно только один его аспект
- разработку содержания непрерывного (довузовского, вузовского
и послевузовского) педагогического образования, с учетом истории,
современного состояния и прогноза развития наук, достижений психолого-
педагогической
мысли, культуры и искусства, техники и технологии, экологии, социально-
экономических
преобразований, приходим к выводу о том, что здесь безусловно
требуются новые инновационные подходы с максимальным привлечением
интеллектуального потенциала страны: ведущих ученых, педагогов,
методистов всех академий, НИИ отраслевых министерств, государственных
университетов, педагогических учебных заведений.
В целях научно-практической помощи педагогическим
учебным заведениям в 1995 г. была создана Международная академия
наук педагогического образования.
Перед ней были поставлены задачи, связанные с координацией деятельности в областях:
- научно-методических исследований по разработке и обновлению содержания непрерывного педагогического образования;
- обобщения и анализа имеющейся учебно-методической литературы и подготовки ее к переизданию;
- обобщения, анализа и реализации учебно-методической литературы, выпускаемой государственными и коммерческими издательствами для педагогических учебных заведений;
- подготовки к изданию ряда профессиональных журналов и серий книг для студентов, учителей, преподавателей;
- проведения российских и международных семинаров и конференций;
- организации и проведения постоянно действующих выставок-ярмарок научной, учебно-методической литературы, технических средств обучения, компьютерной техники, произведений искусства;
- повышения квалификации преподавателей по актуальным направлениям науки, техники, методики, культуры, искусства.
За прошедшее время в академии созданы профессиональные
отделения: педагогики и психологии, естественных, гуманитарных,
социально-экономических, инженерно-педагогических, медико-биологических
наук: безопасности жизнедеятельности, иностранных языков; экологического,
специального (дефектологического) педагогического образования;
педагогики и методики дошкольного и начального образования, культуры
и искусства, физической культуры и туризма, информатизации и дистанционного
педагогического образования, социальной науки и политики, педагогического
образования за рубежом, истории и прогноза развития науки и техники,
послевузовского педагогического образования, развития интеллектуальных
и физических возможностей человека.
Организуются региональные отделения в России и за рубежом.
Отделения возглавляют академики и члены-корреспонденты
РАН, РАО, МАНПО, известные ученые-педагоги МГУ, Московских педагогических
университетов, крупные деятели в областях техники, технологий,
культуры, искусства, спорта.
Академия работает в контакте с библиотеками им. В.
И. Ленина, им. К.Д. Ушинского, Политехнической, библиотеками МГУ
и педагогических университетов.
Начато создание издательств "Педагогическое образование",
"Учебная литература". Разрабатывается проект организации музея
"Педагогическое образование в России". Готовятся и издаются учебные
программы, научно-методическая литература, сборники "Педвуз и
маркетинг", "Руководителю образовательного учреждения". В ближайшее
время выйдут из печати учебные пособия: "Естествознание", "Биография
электрона и его родословная", "Отечественная история", "Основы
радиоэлектроники", "Электротехника", "Творцы отечественной науки
- географы".
Готовятся к изданию комплекты книг: по педагогике,
с хрестоматией и произведениями выдающихся педагогов: по русской
и зарубежной литературе, русскому языку, социально-экономическим
предметам, культурологии, химии, дефектологии, художественной
и музыкальной культуре и т.д.
Академия планирует проводить исследования, а также издавать серии книг:
- по истории и прогнозу развития науки и техники (физики, химии, дефектологии, электроники, культурологии и др.) для студентов, учителей, преподавателей;
- о жизни замечательных учителей и преподавателей;
- об истории, состоянии и прогнозе педагогического образования в России (и других странах);
- произведений самых выдающихся педагогов.
В настоящее время образование и воспитание молодежи
действительно становятся одними из главных стратегических задач
государства.
Разработка и строгая поэтапная реализация государственных
программ "Учитель", "Педагогическое образование" обеспечит действительное
признание приоритетности профессии учителя, педагогического образования
в обществе, позволит совершить прорыв в решении нравственно-правовых,
социально-экономических, научно-технических, общественно-политических
проблем страны.
Чтобы не оказаться на краю нравственной
пропасти, избежать духовной и материальной катастрофы, крайне
важно государству, обществу, руководителям всех ветвей власти,
предприятий, ведущим ученым и специалистам, деятелям культуры
и искусства, средствам массовой информации немедля и решительно
повернуться лицом к учителю, к педагогическому образованию. Таково
требование жизни.